Развитие речевого дыхания
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Игровые упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya_dlya_razvitiya_rechevogo_dyhaniya.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

        Игровые упражнения для развития речевого дыхания

        «Ветряная мельница»

        Для этого упражнения необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным текстом:

        Ветер, ветер, ты могуч,

        Ты гоняешь стаи туч!

                           А.С.Пушкин

        «Снегопад»

        Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что явление, когда идет снег, называется снегопад. Предложить ему устроить снегопад. Положить «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.

        Снег, снег кружится,

        Белая вся улица!

        Собралися мы в кружок,

        Завертелись, как снежок.

                              А.Барто

        «Бабочка»

        Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Взрослый и ребенок произносят приговорку:

        Бабочка-коробочка,

        Полети на облачко,

        Там твои детки –

        На березовой ветке!

                Русская народная приговорка

        «Листопад»

        Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

        «Кораблик»

        Взрослый и ребенок вместе делают из бумаги кораблик и опускают его в таз с водой, который должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая, ребенок и взрослый вместе поют:

        Ветер, ветерок,

        Натяни парусок!

        Кораблик гони

        До Волги-реки!

                       Русская народная приговорка

                        Артикуляционная гимнастика

                        (упражнения для языка)

Лопаточка

        Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

        Язык лопаткой положи

        И под счет его держи:

        Раз, два, три, четыре, пять!

        Язык надо расслаблять!

Иголочка

        Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

        Маленького роста я,

        Тонкая и острая.

        Носом путь себе ищу,

        За собою хвост тащу.

Лопаточка – иголочка

        На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

        Язык лопаткой положи

        И спокойно подержи.

        Язык иголочкой потом

        Потянем тонким острием.

        

Качели

        Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

        На качелях я качаюсь

        Вверх – вниз, вверх – вниз.

        Я все выше поднимаюсь,

        А потом – вниз.

        

        Лошадка

        Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не поворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

        Едем, едем на лошадке

        По дорожке гладкой.

        В гости нас звала соседка

        Кушать пудинг сладкий.

        Мы приехали к обеду,

        А соседки дома нету.

                          (упражнения для губ)

        Лягушка

        Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

        Вот понравится лягушкам,

        Тянем губы прямо к ушкам.

        Потяну, перестану

        И нисколько не устану.

        Хоботок

        Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

        Подражаю я слону.

        Губы хоботком тяну.

        А теперь их отпускаю

        И на место возвращаю.

        Лягушка – хоботок

        На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

        Свои губы прямо к ушкам

        Растяну я, как лягушка.

        А теперь слоненок я,

        Хоботок есть у меня.

        Окошко

        На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

        Упрямый ослик

        Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

        Ослик был сегодня зол.

        Он узнал, что он осел.

        Трубочка

        Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

        Язык сложим в трубочку –

        На дудочку похоже.

        Подудеть на дудочке

        Без дудочки мы можем.

                             (упражнения для челюстей)

Рот открыть – закрыть (3-4 раза)

Опускание и поднимание нижней челюсти.

Движение нижней челюсти вправо.

Движение нижней челюсти влево.

Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

                  Упражнения на дикционную гимнастику

                                  СКОРОГОВОРКИ

ПОГРИБЫЯГОДУХА                            Колотил Клим в один блин клин

Идут бобры в сыры боры;                   Отвори, Увар, ворота,

Идут бобры в дворы стары.                У двора на траве дрова.

Стоит, стоит у ворот                        Носит Сеня в сени сено,

Бык ТУПОГУБОШИРОКОРОТ.         Спать на сене будет Сеня.

Сел сокол на гол ствол.                         Вожжи из кожи в хомут вхожи.

Евсей, евсей, муку посей,                      Ехал Грека через реку,

А посеешь муку –                                 Видит Грека в реке рак,

Испеки в печи калачи                          Сунул Грека руку в реку,

Да мечи на стол горячи.                      Рак за руку Греку цап.

Тощ хвощ их рощ,                          

Положь в овощ                                    Под плетень, в тень,

Да в борщ.                                            Топор в пень – дзень!

Вбили кол в частокол,

ПОДПРИКОЛОШМАТИЛИ.

                        Постановка звуков (по алфавиту)

-Что везешь, автомашина?                     Барабан, труба и бубен,

-Всё, что есть на букву «А».                   Бык, баран и белый пудель.

Вот арбузы, апельсины,                          Что играют, не пойму:

Абрикосы и айва!                                     -Гав! –Бе! –Му!

Голубь, гусь и галка…                               Дятел, дятел – мой приятель

Вот и вся считалка.                                 Дуб долбит, как долотом.

                                                                  Помоги мне, дядя дятел,

                                                                  Для скворцов построить дом.

-Заяц, заяц, чем ты занят?                    За поселком у проселка

-Кочерыжку разгрызаю.                         В поле пела перепёлка.

-А чему ты, заяц, рад?                           Перепел прилетел,

-Рад, что зубы не болят.                       Перепелку перепел.

У реки росла рябина, а река текла – рябила.

Посредине – глубина, там гуляла ры-би-на.

Рыба – глыба, рыбий царь, называется – пескарь.

                                          Сон-сон пересон, сели в лодку пять персон:

                                            Сом, севрюга, три селедки, вылезайте все из лодки!

Подогрела чайка чайник, пригласила девять чаек:

-Приходите все на чай! Сколько чаек? Отвечай!

                                   « Подскажи словечко»

Скачет по болоту                                    Лапу кто зимой сосет?

Зеленая квакушка.                                    А еще он любит мед.

Зелененькие ножки,                                 Может громко зареветь,

Зовут ее …(лягушка)                                Как зовут его?...(медведь)

Пи, пи, пи – она сказала,                        У этой малышки

Сразу в норку убежала.                          Твердая рубашка.

Что же это за малышка?                     Знаю я из книжки,

Это маленькая …(мышка)                      Это - …(черепашка)

На диванчике лежит,                            Дружбу водит он с лисой,

Только «мяу» говорит.                          Для других ужасно злой.

Молочко пьет в миске,                          Всё зубами щёлк да щёлк,

Знаю, это - …(киска)                             Очень страшный серый …(волк)

Если есть у кисочки                            Нам прохладу в летний день

На ушах две кисточки,                       Подарить сумеет …(тень)

Эту киску берегись,

Потому что это …(рысь)                 Есть нота «фа»,

                                                            Есть нота «соль»,

                                                           А есть растение …(фасоль)

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...