Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    План-конспект занятия по развитию речи

    (подготовительная группа).

     

    Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

    Цели:

    ·         познакомить детей с жизнью народов севера;

    ·         развивать познавательную активность,воображение;

    ·         активизировать словарный запас у детей:аркан,мунэк,юрта,камус,тэти,

    ·         оленевод ;

    ·          воспитывать у детей уважение к народам севера;

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект занятия по развитию речи

    (подготовительная группа).

    Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

    Цели:

    • познакомить детей с жизнью народов севера;
    • развивать познавательную активность,воображение;
    • активизировать словарный запас у детей:аркан,мунэк,юрта,камус,тэти,
    • оленевод ;
    •  воспитывать у детей уважение к народам севера;

    Подготовка к занятию: рассматривание картины «Олень», «Дети Севера», наблюдение за северным сиянием.

    Материал:  иллюстрации «Олень», «Дети в национальных костюмах». Фотографии,видеоролик,кукла в национальном костюме. Образцы северного орнамента.

     

    Ход занятия:

    Воспитатель: Как называется наша Родина?

    Дети: Россия.

    В.: Правильно. А край, в котором мы живем?

    Д.: Республика Саха (Якутия).

    В.: Правильно, ребята. А вы знаете, какие народы живут у нас в Якутии? У нас живут много народов. Мы сегодня познакомимся с жизнью  и бытом народов Крайнего Севера. В нашей Республике живут коренные народы – эвены, эвенки, юкагиры, чукчи и долганы. А мы с вами на самолете полетим к эвенам. Располагайтесь поудобнее, мы сейчас посмотрим с птичьего полета

    на бескрайние широты тундры.(Показ видеоролика оленеводческого стада).

    В.: Что вы видите?

    Д.: Детей,нарты,оленей,юрту.

    В.: Скажите,какое время года?

    Д.: Зима,дети одеты в шубки,унты.

    В.:  Ребята,обратите внимание на одежду детей.

    Во что они одеты,чем они отличаются от нашей повседневной одежды?

    Д.: У детей одежда из меха,а у нас шубки другие.

    В.: Правильно,у них одежда из оленего меха дети все одеты в меховые комбинезоны-мунэк.У девочек красивые унты с орнаментом из бисера и камуса.Камус-это шкура с ног оленя.Как называется рисунок на унтах?

    Д.; Рисунок на унтах называется орнаментом.

    В.: Молодцы ребята, теперь мы с вами отдохнем.

                                           (музыкальная подвижная пауза):

    «У оленя дом большой»

    У оленя дом большой,

    Он глядит в свое окно.

    Заяц по лесу бежит,

    В дверь к нему стучит.

    Стук, стук дверь открой,

    Там в лесу охотник злой.

    Заяц, Заяц забегай,

    Лапу мне давай.

    В.: Ребята, посмотрите, шубы у детей сшиты из оленьих шкур. По-эвенски называется тэти. Скажем слово тэти.

    Д.: Тэ-ти.

    В.: А что такое тэти?

    Д.: Шуба.

    В.: Молодцы, вы хорошо запомнили это слово.

    В.: А теперь пересядем на оленью упряжку и поедем в тундру. А что же такое тундра? Тундрой, ребята, называется земля, на которой растет много мха и растут небольшие деревья. Летом оленям хорошо, а вот зимой они должны добывать себе корм из-под снега. Разгребают они снег копытами и достают корм – мох, а пить захотят – лижут снег. Зимой оленеводы перегоняют стадо оленей с места на место, туда, где больше мха.

    В.: А теперь познакомимся с игрой эвенских детей. У всех народов есть свои национальные игры. Сейчас мы поиграем в эвенскую игру «Поймай арканом»(.Показ аркана).

    В.: Аркан - предмет, который используется оленеводами для ловли оленей.   Произносим слово аркан.

    Д.: Ар-кан

    В.: Вы-все олнени и оленята.Выбираем пастуха,который пасет оленей. Во время игры пастух должен поймать оленя арканом.Бросающий аркан должен быть очень метким, так как олени убегают врассыпную на которого нужно ухитриться забросить аркан, чтобы поймать его.

    В.: Скажите, ребята вам игра понравилась?

    Д.: Да.

    В.: Как называется  предмет, который используется оленеводами для ловли оленей?

    Д.: Аркан.

    В.:Правильно,молодцы!Мы с вами сегодня побывали в гостях у народов

    Крайнего Севера-эвенов.А кто мне расскажет, на чем мы добирались?

    Д.: На самолете летели потом пересели на оленьи упряжки.

    В.: Ребята,а как называется любимая игра эвенских детей?

    Д.: Игра называется «Поймай арканом».

    В.: А что еще вы видели?

    Д.: Стадо оленей,оленеводов,детей и дома в котором они живут.

    В.:Как называется дом и из чего сделан?

    Д.:Юрта их делают из шкуры оленей.

    В.: А как называется у оленеводов домашнее животное?Опишите.

    Д.: Олень.У оленя красивые,ветвистые рога,умное животное.

    В.: Молодцы ребята,вы все очень внимательно слушали и смотрели.

    В следующий раз мы отправимся с вами в гости к юкагирам.

    Э Т О   ДРУГОЙ                                  ПЛАН-КОНСПЕКТ

     теперь мы поиграем в другую игру. Она называется «Курукин» - значит юла. Произнесите  слово «курукин».

    Д.: Ку-ру-кин.

    В.: Перед игрой участники садятся в круг, один из них запускает юлу. Остановившись, юла падает на одну из своих граней: если выпадала белка, то считалось, что этот человек будет удачлив в охоте, если рыба, то считалось, что этот человек будет хорошим рыбаком, если выпадал олень, то это означало, что у него будет много  оленей и его будут считать богатым человеком.

    В игре развивается моторика кисти рук,мышление,речь.

    В.: Ребята, мы сегодня побывали в гостях на Крайнем Севере:  летали на самолете, ездили на оленьих упряжках. У какого народа мы были в гостях?

    Д.: У эвенов.

    В.: А что еще мы делали?

    Д.: Играли.

    В.: В какие игры играли?

    Д.: «Поймай арканом», «Юла».

    В.: На следующих занятиях мы познакомимся с жизнью и бытом других северных народов.                                                                                                                        

    Приложение №4

    Образовательная деятельность  «Путешествие на Север»

    Цель: формирование первоначальных представлений детей об образе жизни людей на севере.

    Задачи:

    -  учить детей уважать культуру других народов ;

    - познакомить с зависимостью образа жизни людей от климатических условий.

    Оборудование и материал:  иллюстрации с изображением пейзажей севера в разное время года, традиционных домов и одежды жителей севера, стихотворение Ю.Кушака «Почтовая история».

    Методы обучения: чтение и слушание стихотворения, диалог детей и воспитателя, дискуссия.

    Организация детей: свободное расположение возле воспитателя.

    Виды деятельности: развитие речи, ознакомление с окружающим миром.

    1.Дети слушают стихотворение и сравнивают белых и бурых медведей. Воспитатель обсуждает с детьми, почему белым медведям не нужна была солома на подстилку, пробовали ли когда-нибудь белые медведи мед, что еще могли бы отправить друг другу бурые и белые медведи.

    2.Рассматривают иллюстрации с изображением северных пейзажей. Дети рассказывают, что они знают о жизни на севере (о северной зиме и лете, о полярном дне и ночи, об оленеводах и охотниках, о чуме и иглу, об одежде и пище северян).

    3.По возможности, можно на прогулке попробовать построить дом из снежных кубов.

    Приложение №5

    Национальные игры эвенов

    Игры

    Программное содержание

    1

    Подвижная игра «Поймай арканом».

    Во время игры бросающий аркан  представляет себе безрогого бегущего оленя, на которого нужно ухитриться забросить аркан, чтобы поймать его.

    Упражнять в метании арканом в движущуюся цель, развивать глазомер, ловкость. Развивать речь детей. Воспитывать чувство любви к окружающей природе, бережное отношение к домашним животным.

    2

    Настольная игра «Курукин» - юла.

    Юлу изготовляют из тонкой дощечки, она должна иметь три грани. На каждой грани наносят рисунок: белка, олень, рыба. Перед игрой участники встают в круг, один из них запускает юлу. Остановившись, юла падает на одну из своих граней: если выпадала белка, то считалось, что этот человек будет удачлив в охоте, если рыба, то считалось, что этот человек будет хорошим рыбаком, если выпадал олень, то это означало, что у него будет много  оленей и его будут считать богатым человеком.

    Ознакомить с национальной культурой эвенов, развивать моторику рук и память,  активизировать словарь детей (курукин, белка, рыба, олень).

    3.

    Охота на зверей

    Для назначения  «охотника» бросают вверх мяч. Тот, кто поймает мяч, становится «охотником», остальные игроки выбирают себе имя животного (волк, рысь, росомаха, соболь, лиса, песец, горностай). После этого «звери» разбегаются по намеченной площадке, которая ограничивает их передвижение. Задача «охотника» - поразить мячом как можно большее количество «животных». После того как выбиты все «животные», выбирают другого «охотника» и игра начинается заново. После того как все игроки побывали в роли «охотников», подсчитывают, кто сколько убил «животных» и объявляют победителя самым удачливым охотником.

    Уточнить представление детей об образе жизни животных Якутии, формировать представление  о повадках и внешнего вида животных.

    Упражнять меткость, ловкость, быстроту.

    4.

    Охота на дикого оленя

    Мишень в виде фигуры оленя устанавливается на определенном расстоянии от линии стрельбы. Охотники располагаются лицом к оленю все они вооружены луками и стрелами. По команде ведущего участника поочередно стреляют в дикого оленя, они должны смертельно ранить его, попав в сердце, голову и почки. Игрок, не убивающий оленя, а только ранивший его, выбывает из игры. Победителем считается тот, кто нанес больше всех смертельных ран.

    Воспитывать чувства коллективизма. Умение ориентироваться в пространстве, упражнять ловкость, меткость.

    5.

    Волк и олени

    Среди игроков выбирают волка, оленя и оленят. На расстоянии друг от друга чертятся три круга. Вокруг кругов ходит волк. Он не может заходить в круг. Оленят и перебегают из одного круга в другой, стараясь не попасться волку. Олень должен защищать оленят от волка.

    Упражнять в беге врассыпную, действовать по команде.

    6.

    Ловкий оленевод

    Выбирают пастуха и оленей. Пастух должен поймать оленей за считанные минуты. Олени должны убегать от пастуха и уворачиваться от аркана. Пастух, который поймал больше всех оленей, объявляется самым ловким оленеводом.

    Упражнять в беге врассыпную, действовать по команде.

     7.

    Найти спрятанную добычу

    Участники садятся в круг и из них выбирают одного, который должен угадать, у кого спрятан камешек. Этот ребенок встает спиной к остальным участникам. Ведущий прячет камень в ладонь одного из играющих. Игрок, который должен отгадать, показывает  на одного из сидящих в кругу детей. Если он не угадал, у кого камень, то должен спеть песню, или простоять на одной ноге. Если он отгадал, то он сам становится ведущим этой игры.

     Упражнять выносливость, интуицию.

    8.

    «Северный гардероб»

    Содержание: воспитатель предлагает детям рассмотреть наряды куклы и самостоятельно подобрать узор на платье к узору на унтах. Также во время беседы, воспитатель, может рассказать какие узоры, что означают. В конце игры можно предложить ребенку самому нарисовать узор на кукле, или придумать свой.

    Цель: 1. Познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов Севера.

    2. Учить детей по орнаменту на одежде находить похожие по орнаменту унтайки.

    3. Формировать интерес у детей к национально-художественным традициям народов Севера.

    4. Воспитывать уважение к народам, проживающим на крайнем Севере.

    9.

    «Северные птицы»

    Учить детей применять свои знания для изготовления настольной игры «Лото». Воспитывать любовь к разнообразию птиц родного края.

    10.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».

    Задачи:познакомить детей с жизнью народов севера;воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, ...

    План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

    (1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

    Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: "Знакомство с историей Древнего Египта.

    Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе.Тема: "Знакомство с историей Древнего Египта.Цель: развитие изобразительных и творческих способностей детей через создание дополнительной мотива...

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с деньгами»

    Конспект открытого занятия с использованием интерактивной доски был разработан с целью поддержания интереса к предмету математики, опираясь на познавательную активность и любознательность детей. Дети ...

    Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема: «Знакомство с инопланетянами».

    Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема:  «Знакомство с инопланетянами».Воспитатель: Ефименко Е.Д.Программное с...

    Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера

    Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера...