«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Седирова Любовь Владимировна

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_zhiznyu_i_bytom_narodov_kraynego_sever.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера»

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

Задачи:

– познакомить детей с жизнью народов Севера;

– воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;

– познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, каюр, оленья упряжка;

– активизировать словарный запас детей: полярная ночь, полярный день, мох, национальный костюм, северное сияние.

Ход:

Воспитатель: «Дети, как называется наша Родина? Много народов живет в нашей стране, велика наша Родина, но у каждого человека есть свой уголок, место, где он родился. В каком городе родился Дима? А в каком городе родилась Оля? Многие дети родились в нашем северном поселке Чеускино. Сегодня мы поговорим о людях, проживающих на крайнем севере. (Слайд 1).

Воспитатель:

Есть у севера прелесть особая,

Что в глаза нарочито не бьет.

Подыши этой свежестью хвойной

В распахнувшейся белой ночи.

Есть у севера сила достойная,

Что сама о себе не кричит.

Светит озеро синими бликами,

Вековечные сосны шумят.

На севере, кроме русских живут и другие народы. Сегодня я вам расскажу о народах севера, которые называются – ханты. (Слайд 2)

Ханты живут в тундре. Красива тундра зимой, куда не посмотришь, покрыта она белым пуховым одеялом. Лишь кое-где выглядывают карликовые березы. Зимой солнце совсем не показывается на небе, наступает полярная ночь. Она продолжается несколько месяцев. (Слайд 3)

В морозные дни появляется на небе северное сияние. Северное сияние очень яркое, красивое, как будто кто-то разрисовал небо яркими красивыми красками. (Слайд 4)

Долго властвует на севере зима, дуют сильные, студеные ветры и вьюги. Но вот появляется солнце, дни становятся длиннее. (Слайд 5)

Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю. (Слайд 6)

Лето на севере короткое, не жаркое. Солнце летом совсем не заходит за горизонт, наступает полярный день. Красива тундра летом, она одевается ярким пестрым ковром цветов. (Слайд 7)

А что же такое тундра? Тундрой, ребята, называется земля, на которой растет много мха, мелкого кустарника и растут небольшие деревья. На этой земле и живут чукчи, ненцы, ханты, эвенки и саамы. (Слайд 8, 9, 10, 11)

Ханты – меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством. Очень трудна работа у саамов, им подолгу приходится бывать в тундре, далеко от дома пасут они оленей в любую погоду зимой и летом, в дождь и снег. Олени нигде не могут жить, кроме тундры, так как они питаются мхом. Летом оленям хорошо, а вот зимой они должны добывать себе корм из-под снега. Разгребают они снег копытами и достают корм – мох, а пить захотят – лижут снег. Зимой оленеводы-саамы перегоняют стадо оленей с места на место, туда, где больше мха. (Слайды 12,13)

Ханты не только много трудятся, но и умеют отдыхать, на праздниках они играют в народные игры: прыгают через нарты, стреляют из арбалета. (Слайд 14)

Физкультминутка.

– Дети, как вы думаете, зачем людям нужны олени, какая от них польза?

– Олень – средство передвижения. Там, где не пройдет машина, пробежит олень (показ иллюстраций). Олени – красивые животные. У них длинные стройные ноги, ветвистые рога, а какая гордая осанка у оленя. Олени не боятся холода, их тело покрыто густой теплой шерстью. Ханты ездят на оленях. Для езды они запрягают в саамские сани (нарты) по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой. Оленей погоняет – каюр. Олени нужны людям, они их кормят и одевают, служат транспортом. (Слайд 15)

– Даже жилье хантов в тундре – чум, делается из оленьего меха. Чум похож на шалаш. Делают его из жердей, а вверх покрывают оленьими шкурами. Чум ханты часто разбирают и перевозят на другое место. (Слайды 16, 17)

– Из оленьих шкур ханты шьют себе одежду (показ куклы в национальном костюме). Теплое пальто с капюшоном называется малица, а на ногах они носят пимы. Одежда из оленьего меха теплая и красивая. (показ иллюстраций). (Слайд 18-21)

Итог.

– Сегодня мы с вами поговорили о народе ханты, который проживает на севере, чем занимается, узнали много новых слов. (Слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».

Задачи:познакомить детей с жизнью народов севера;воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

Проектная деятельность «Знакомство с историей и традициями народов Крайнего севера через игровую деятельность»

Данный проект предназначен для детей старшего возраста. Имеет познавательно-игровую направленность....

Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера

Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера...

«Знакомство с жизнью и бытом народа Севера - эвенков»

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы...