Проектная деятельность «Знакомство с историей и традициями народов Крайнего севера через игровую деятельность»
проект (старшая группа)

Кириченко Евгения Васильевна

Данный проект предназначен для детей старшего возраста. Имеет познавательно-игровую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igry_i_igrushki_zhiteley_severa.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект : «Знакомство с  историей и традициями народов Крайнего севера через игровую деятельность»

     

    Актуальность проекта: На крайнем севере веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, ханты, селькупы, манси, коми-зыряне и они прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру. Актуальность данной темы в том, что среда обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детства. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

     Наша же задача научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства . Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

    Именно поэтому мы решили в нашей группе глубже изучить историю и традиции коренных жителей нашей малой родины, а чтобы наши познания были интересны и увлекательны мы использовали народные игры севера, дошедшие до наших дней. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения. Ведь народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом.

      Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Проживая в экстремальных условиях, народы Крайнего севера научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как естественные факторы закаливания. Прививая  детям  народные игры северян, не только сохраняются  знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогащаются  физические навыки детей. Ведь интерес побуждает нас получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать что-то новое о своей малой Родине.

Паспорт проекта

«Знакомство с  историей и традициями народов Крайнего севера через игровую деятельность»

Тема проекта

«Знакомство с  историей и традициями народов Крайнего севера через игровую деятельность»

Цель проекта

  • Сохранение и развитие национальной культуры коренных народов Крайнего севера.
  • Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к спортивным традициям коренных народов Севера, их укладу жизни.
  • Духовное богатство, физическое совершенство, крепкое здоровье, знание и изучение национального достояния.
  • Проанализировать роль ненецких игр и игрушек в воспитании детей 

Задачи

Образовательные:

  • Расширять знания детей о родном крае, географическом положении, истории, коренных народах, проживающих на ЯМАЛе, растительном и животном мире, подвижных играх и состязаниях коренных народов Севера через комплексные физкультурные занятии;
  • Дополнить программу дошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.

Развивающие: 

  • Развивать интерес к национальным играм детей народов Севера. 
  • Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности. 
  • Развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья.
  • Формировать волевые качества в играх, состязаниях;
  • Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции.
  • Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину .
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру.
  • Воспитывать толерантное отношение к другим народам.
  • Формировать чувство сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию коренных народов Крайнего севера.

Тип проекта

Физкультурно-познавательный

Вид проекта

Среднесрочный, групповой, игровой, информационный, творческий

Срок реализации

2 месяца (октябрь-ноябрь 2019 г.)

Участники проекта 

 дети старшей группы,  инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников.

Принципы

  • Целеноправленность.
  • Систематичность.
  • Доступность.
  • Наглядность.
  • Интегрированный подход.
  • Воспитывающего и развивающего обучения.
  • Сотрудничества.
  • Воздействия на семью через ребенка.

Формы реализации проекта

  • Непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях.
  • Дидактические, познавательные игры.
  • Познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире.
  • Рассматривание иллюстраций, открыток.
  • Просматривание мини- фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера, устройстве быта, традиции, игрушки и игры коренных жителей.
  • Экскурсия в мини-музей детского сада «Моя малая Родина», по территории ДОУ «Экологическая тропа»
  • Экскурсия в ДДТ п. Пурпе
  • Работа с родителями.

Этапы реализации проекта

Подготовительный (1-2 неделя октября)

  • Обзор проблемы, подбор материала, изучение  литературы.
  • Обновление содержания предметно-развивающей  среды;
  • Составление  конспектов, картотек  игр народов Севера, опытов, пособий;
  • Определение тем  консультаций  и  мероприятий  для  родителей.
  • Подборка слайдов, музыки, ИКТ-информации. 

Основной

(21.10.2019 г.- 22.11.2019 г.)

Познавательное развитие

  • Рассматривание альбомов «Коренные народы Севера», «Игры и забавы народов севера» ,  «Растения моего края » (гербарий), «Народы России. Обычаи. Фольклор».
  • Чтение энциклопедии «Обитатели льдов», рассматривание иллюстраций с животными севера.
  • Просмотр презентаций «Устройство чума», « Игры и игрушки детей севера»,  «Спортивные состязания коренных народов ЯМАЛа».
  • Беседы «Чем занимались коренные жители ЯМАЛа», «Жизнь и быт малочисленных народов Севера».
  • Экспериментальная деятельность «Где лучше растут растения?», «Почему у растений крайнего севера маленькие корешки. Вечная мерзлота», «Из чего состоит почва?», «Свойства песка, из чего образуется песок»

Социально-коммуникативное развитие

  • Настольно-печатная игра «Путешествие по России».
  • Дидактическая игра «Кто где живет?».
  • Дидактическая игра «Отгадай по описанию?».
  • Игры - пазлы «Достопримечательности моего п. Пурпе».
  • Игра «Национальная одежда коренных жителей» (кубики).
  • Интерактивная игра «Построй чум по всем традициям».
  • Игра на развитие ловкости «Рыбаки» (с магнитом).
  • Дидактическая игра «Четвертый лишний» .
  • Сюжетно-ролевая  игра «Я родом из тундры».
  • Сюжетно-ролевая игра «Хозяйка чума»
  • Игровая викторина «экологическая почемучка».
  • Экскурсия по территории детского сада «Экологическая  тропа», «Моя малая Родина».
  • Экскурсия в дом детского творчества на игровую программу «Игры народов Севера» .
  • Игровая прогулка  по красивым местам поселка Пурпе.- «Аллее сказок».

Речевое развитие

  •  Презентация авторской сказки А. Порониной «Храбрый олененок».
  • Рассказывание нанайской сказки «Айога».
  • Чтение ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь».
  • Заучивание стихов (из книги ЮП. Леонтьева «И скажи сам себе: «В добрый путь!», «Вы на карту посмотрите», «Я- мал!»)
  • Чтение сказок  и книги М. Приходько, О. Приходько «Хомани», «Хомаку»
  •  Отгадывание загадок, заучивание ненецких пословиц и поговорок.
  • Игра с настольными куклами «Кукушка».
  • Театрализованная игра «Спор северных ягод» .

Физическое развитие

  • Разучивание подвижных игр: «Хейро - Солнце», «Каюр и собаки», «Пастухи и олени», «Охотники и куропатки», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки», «Смелые ребята», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Важенки и оленята», «Волк и олени», «Перетягивание каната», «Рыбаки», «Охота на курапаток», «Ловкий оленевод», «Рыбаки», «Куропатки и ягодки», «Звери и птицы».
  • Нод: «Путешествие по тундре», «Мой Ямал!», «Состязания и игры коренных народов Севера».
  • Утренняя гимнастика: «Ямальские охотники готовятся к охоте», «Какие животные живут на Ямале?»
  • Пальчиковая гимнастика«Животные севера».

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» - меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцевс большим пальцем образовывая «колечки».

Пальчики – «шагают»

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

  • Дыхательная гимнастика: «Дуем на снежинку», «Ветерок», «Южный и северный ветер», «Вьюга».
  • Расслабление, релаксация «Отдых на стойбище».
  • Ритмопластика «Чайки летают над морем».

Художественно-эстетическое развитие

  • Прослушивание музыки народов Севера;
  • Разучивание музыкальной хороводной игры «Северная ягода»
  • Разучивание песни «Олененок» Гуцалюк
  • Музыкальная игра «Важенка и оленята»
  • Разучивание танца к сказке «Спор северных ягод»
  • Свободная деятельность по художественному творчеству «Рыбак» ,   «Северные дары», «Лукошко с грибами», «Ягоды севера», «Осень в лесу», «Птицы на юг улетают» (пластилинография),  «Народы крайнего севера» (рисование), «Учимся рукоделию» (вышивка нитками).

Работа с родителями

  • Консультация «Игры и игрушки жителей севера»;
  • Буклет для игрового досуга дома «Чумовое путешествие» (разработан музеем «Освоение Севера»г. Губкинского Е. Калитенко
  • Папка-передвижка «Животные и растения Ямала»
  • Фоторепортажи для родителей «Знакомимся с родным краем на занятиях физкультуры»,
  • Мастер – класс  по изготовлению игровой  куклы акань.
  • Консультация «Куклы- игрушки нгухуко»
  • Совместная подготовка атрибутов и элементов к костюмам сказки «Спор северных ягод»
  • Помощь в изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм по теме проекта.
  • Пополнение «Сундучка  северных мастериц» (бусинки, тесьма, лоскуты ткани… ) для сюжетных игр «Хозяйка чума».
  • Организация чаепития с клюквенным пирогом .

Заключительный

(25.11.2019 г.- 30.11.2019 г.)

  • Спортивный досуг«ЯМАЛ - мой край родной!»
  • Праздник «День матери на Ямальской земле»
  • Выставка  работ в разной технике исполнения «Северные мотивы»

Ожидаемые результаты:

  • Пополнятся у детей знания о красоте природы севера.
  • Расширить представления о истории , традициях жизнедеятельности и быте народов севера.
  • Пополнится запас знаний в области познавательного развития.
  • Расширить и пополнить уголки группы  информационными материалами (картины, иллюстрации, картотеки, дидактические игры).
  • Пополнить атрибутами физкультурный уголок для подвижных игр.

Результат 

У детей расширились знания о коренном населении Югры, об их образе

жизни, о быте, традициях, фольклоре малых народностей. 

  Знают  традиции  празднования  народных  праздников  Ханты:  «День 

оленевода» и «Вороний день». 

  Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых. 

    В  проекте  приняли  участие  все  родители  (12  человек)  группы  по

дополнительному  образованию  детей  по  программе  «Любимый  край  люби  и

знай!». 

  • У детей расширились знания о коренном населении Ямала, об их образе жизни, о быте, традициях, фольклоре малых народностей.
  • Дети с интересом и желание играют в игры «Щел», «Перетяни палку», «Хейро» и др…
  • Знают название национальной одежды.
  • Проявляют интерес в творческой деятельности (вышивание, украшение одежды, изготовление кукол для игр).
  • Проявляют желание стать сильными и выносливыми, вести ЗОЖ, быть, как жители северных народов не смотря на суровые погодные условия всегда крепки и сильны духом.
  • Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых.
  • Пополнилась развивающая среда  играми и игрушка, атрибутами для подвижных игр.

Перспективы

  • Продолжать использовать методическую разработку в дальнейшей работе.
  • Пополнить картотеку игр народов Севера.
  • Пополнить оборудование для игр народов Севера.
  • Распространять опыт работы по проекту среди ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».

Задачи:познакомить детей с жизнью народов севера;воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера

Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера...

Технологическая карта ФЦКМ "Знакомство с народами Крайнего Севера"

Технологическая карта ФЦКМ "Знакомство с народами Крайнего Севера" для старшей группы...

«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера»

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий...