«Знакомство с жизнью и бытом народа Севера - эвенков»
план-конспект занятия

Торговцева Екатерина Леонидовна

Технологическая карта

совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл torgovtseva_e.l._tehn.karta_1.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему:

  «Знакомство с жизнью и бытом народа Севера - эвенков»

Составила: Торговцева Екатерина Леонидовна,

воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 99»

Цель: создание условий для знакомства с жизнью народов Севера: эвенков.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с жизнью и бытом народа Севера – эвенков.

Формировать познавательный интерес, стремление к поисковой деятельности, умение логически мыслить.

Расширить и активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать  монологическую  и  диалогическую  речь  детей, память, мышление, внимание, любознательность, наблюдательность, способности  к  поисковой  деятельности.

Формировать навыки общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками; умения  работать по определённым  игровым правилам.

Воспитательная:        

Воспитывать  уважение к народам России;  желание обогащать свои знания об истории родного края.

Обогащение словаря: тайга, тундра, чум, малица, пимы, нарты, каюр,  оленья упряжка, полярная ночь, полярный день, мох, национальный костюм, северное сияние.

Образовательная область: Познавательное развитие. В интеграции: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа об истории родного края; чтение художественной и познавательной литературы; рассматривание иллюстраций, картин.

Оборудование: презентация, аудиозаписи, магнитофон, видеопроектор, доска; листы с заданием, карандаши цветные.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Планируемые результаты: формируется познавательный интерес к истории родного края; развиваются любознательность и наблюдательность; расширяется словарный запас дошкольников; воспитывается уважение к народам России;  умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

Компетенции: Знание специфики  дошкольного образования (особенностей организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, общие закономерности их развития; особенности становления и развития детских деятельностей).

Структура

Содержание образовательной деятельности

Планируемый результат

Вводная часть: Организация детей  установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

Организационный момент.

Быстро-быстро подбегай,

Новость, новость узнавай!

Приветствие.

Собрались все дети в круг:

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу  улыбнёмся.

- Кто-то в гости приходил

И картинку развалил.

Может нам её собрать?

Что изображено узнать?

Дети собирают картинку

На ней изображен северный олень

- Кто это? Где он живет?

Голос Оленя в аудиозаписи.

- Здравствуйте, ребята.

Дорогие дошколята!

Очень рад, мои друзья,

Что узнали вы меня.

Дайте мне ответ:

Кто вам передал привет?

Они живут там, где есть северное сияние.

А со мной нашли взаимопонимание.

Подсказка на слайде

Если дети затрудняются, воспитатель называет – эвенки

- Знаете ли вы, кто такие эвенки?  А хотите узнать о их жизни? Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие на мою родину – на север.

        Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Дети настраиваются на предстоящую деятельность.

Способность детей к принятию собственных решений.

Выход из проблемной ситуации.

Основная часть:

Создание условий для разнообразной активной  деятельности детей.

Актуализация  имеющихся у детей знаний.

Работа по подгруппам.

Создание условий для достижения результата каждого ребенка.

Осуществление дифференцированного подхода.

Запись: диктор в аэропорту объявляет посадку.

- На чем мы поедем?

Дети под музыку изображают самолеты

Музыка заканчивается. Дети останавливаются.

Слайд – тундра

1). Начало рассказа воспитателя об эвенках.

- Мы приземлились с вами … в тундре. Находите себе место на полянке.

Слайд  -  зимой в полярную ночь.

Эвенки живут севернее нас, в тундре (показ слайдов). Красива тундра зимой, куда не посмотришь, покрыта она белым пуховым одеялом. Лишь кое-где выглядывают карликовые березы. Зимой солнце совсем не показывается на небе, наступает полярная ночь. Она продолжается несколько месяцев.

Слайд Северное сияние

В морозные дни появляется на небе северное сияние. Северное сияние очень яркое, красивое, как будто кто-то разрисовал небо яркими красивыми красками.

Слайд  Тундра, солнце

Долго властвует на севере зима, дуют сильные, студеные ветры и вьюги. Но вот появляется солнце, дни становятся длиннее.

Слайд  Весна

На севере наступает весна. Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.

Слайд Лето

 А за ней и лето. Лето на севере короткое, не жаркое. Солнце летом совсем не заходит за горизонт, наступает полярный день. Красива тундра летом, она одевается ярким пестрым ковром цветов.

2). Подвижная игра «Оленьи упряжки».

Наш друг – северный олень приглашает вас поиграть.

3). Продолжение рассказа.

- Ну, а мы продолжаем свой полет. Усаживайтесь на свои места в самолете. Пристегните ремни.

- Под крылом самолета бескрайняя тундра.

Слайд  Мох

А что же такое тундра? Тундрой, ребята, называется земля, на которой растет много мха, мелкого кустарника и растут небольшие деревья. На этой земле и живут тунгусы и эвенки.

Слайд – коренные жители.

Эвенки - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.

Слайд  - работа

Очень трудна работа у эвенков, им подолгу приходится бывать в тундре, далеко от дома пасут они оленей в любую погоду зимой и летом, в дождь и снег. Олени нигде не могут жить, кроме тундры, так как они питаются мхом. Летом оленям хорошо, а вот зимой они должны добывать себе корм из-под снега. Разгребают они снег копытами и достают корм – мох, а пить захотят – лижут снег. Зимой оленеводы-саамы перегоняют стадо оленей с места на место, туда, где больше мха.

Слайд - игры: прыжки через нарты, стрельба из арбалета, футбол.

Эвенки не только много трудятся, но и умеют отдыхать, на праздниках они играют в народные игры: прыгают через нарты, стреляют из арбалета, и играют в футбол. Победителем игры в футбол становится тот, кто дольше удержит у себя мяч и дальше его укатит.

4). Игра «Ловля оленей».

- Внимание! Наш самолет совершает посадку недалеко от поселения эвенков.

Наш друг приглашает поиграть в эвенкийскую игру «Ловля оленей».

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

5). Заключение рассказа воспитателя.

- Внимание! Внимание! Просьба занять свои места в самолете! Наш полет продолжается.

Слайд - упряжка оленей.

Правильно, олень – средство передвижения. Там, где не пройдет машина, пробежит олень (показ иллюстраций). Олени – красивые животные. У них длинные стройные ноги, ветвистые рога, А какая гордая осанка у оленя. Олени не боятся холода, их тело покрыто густой теплой шерстью. Эвенки ездят на оленях. Для езды они запрягают в саамские сани (нарты) по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой. Оленей погоняет – каюр. Олени нужны людям, они их кормят и одевают, служат транспортом.

Слайд - Чум

  Даже жилье  эвенков в тундре – чум – делается из оленьего меха. Чум похож на шалаш. Делают его из жердей, а вверх покрывают оленьими шкурами. Чум саамы часто разбирают и перевозят на другое место.

Слайды (3) - Одежда

Из оленьих шкур эвенки шьют себе одежду (показ куклы в национальном костюме). Теплое пальто с капюшоном называется малица, а на ногах  носят пимы. Одежда из оленьего меха теплая и красивая. (показ иллюстраций).

6). Игровое задание «Помоги каюрам добраться до чума».

- Последняя наша остановка.

Эвенки приготовили для вас небольшие задания.

На карточках изображены упряжки оленей с каюрами. Нужно помочь им добраться до своего чума.

Расширяются знания о климатических особенностях тундры.

Повышается двигательная активность.

Знакомятся с жизнью, бытом коренных жителей Крайнего севера – эвенков.

Повышается двигательная активность, знакомятся с новой народной игрой.

Дети расширяют свои знания о народах севера – эвенках.

Дети расширяют свои знания о народах севера – эвенках.

Формируются пространственные представления.

Заключительная  часть: Подведение итогов деятельности.

Поощрение детей.

Воспитатель: Вот подходит наше путешествие к концу. Пора нам прощаться с северным оленем.

- Ребята, я и мои друзья очень рады, что вы побывали у нас в гостях. Мы будем рады встрече с вами. До новых встреч!

- Пристегните ремни.

А пока мы летим, скажите мне, пожалуйста, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что запомнилось?

Подсказка – слайд

- Внимание! Наш самолет совершил свою посадку в аэропорту города Братска.

Сейчас я предлагаю вам показать свое впечатление от путешествия: веселый смайлик – все понравилось и все получилось; грустный смайлик – были затруднения или огорчения во время путешествия.

Дети выкладывают на магнитной доске

- Сейчас я предлагаю вам выбрать самим, чем бы вы хотели заняться.

Рефлексия.

Открытый конец образовательной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.

Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....

«Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».

Задачи:познакомить детей с жизнью народов севера;воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера

Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера...

«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера»

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий...