Открытое занятие (Истина жизни и быта народов севера (эвенков) в сказке «Собаки и человек»)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект отрытого занятия по теме: (Истина жизни и быта народов севера (эвенков) в сказке «Собаки и человек»)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»
Тема: Истина жизни и быта народов севера (эвенков) в сказке «Собаки и человек»
Воспитатель: Колтуновская Екатерина Владимировна
Лесосибирск, 2024
Цель: узнавание о жизни и быте народов Севера (эвенков), через прослушивание эвенкийской народной сказки, участие в беседе и выполнения игровых упражнений, с опорой на иллюстрации.
Задачи:
Обучающие: прослушать текст, определить жанр произведения, придумать название; назвать основных героев сказки и их действия; узнать значение незнакомых слов, ответить на вопросы по содержанию;
Развивающие: отгадать загаданную загадку воспитателем, развивать слуховое внимание через чтение сказки; диалогическую речь через беседу по тексту; зрительное внимание посредством дидактической игры и карточек с изображением; развитие личностных качеств: вежливости и культурного поведения;
Воспитательные: соблюдать правила участия в беседе и правила коллективного слушания: говорить по одному, не перебивать говорящего, внимательно слушать.
Ход занятия:
Организационный момент (дети стоят в кругу взявшись за руки)
- Здравствуйте, друзья!
В этом круге все - друзья:
Мы, и вы, и ты, и я.
Улыбнись тому, кто справа,
улыбнись тому, кто слева –
мы одна семья.
- Давайте улыбнемся друг другу - соседу справа и соседу слева.
- Ребята, послушайте загадку и попробуйте ее отгадать.
Буквы собраны в слова,
А словечки в строчки.
Разместились все легко
На одном листочке.
А листочки скреплены
Так, что есть интрига.
И откроет тот секрет
Всем ребятам ... (Книга)
- Для чего нужны книги? (узнавать что то новое)
- Что мы можем прочитать в книге? (сказки, рассказы, стихи)
- Посмотрите ребята и у меня есть книга, хочу прочитать вам одно произведение.
- Вы внимательно послушайте и после попробуйте придумать название.
«Собаки и человек» (Эвенкийская народная сказка)
Возле чума, на синем снегу, три собаки сидели: пастушеская Оронка, охотничья Лайка, ездовая Нартка. Собаки спорили. Оронка хвалилась:
— Я человеку первая помощница, мне жирный кусок он бросит. Я ему стерегу самое дорогое — оленей!
— Глупая ты, Оронка., я лучшая собака, — отвечает Нартка, — мне человек жирный кусок бросит. Я вожу его добро, без меня он кочевать не мог бы. Лайка сердится:
— Эко, хвастуны, без меня бы все оголодали. Ведь я добычу в тайге ищу! Спорили собаки, спорили, бросились друг на друга и начали драться. Шерсть по ветру летит, снег вокруг красный стал. Каждая кричит:
— Я лучшая собака!
Вышел из чума человек, собаки подбежали к нему, каждая собака гордится:
— Я лучшая собака! Я добычу в тайге ищу! — хвалится Лайка.
— Нет, я лучшая собака! Я нарты вожу, кочевать помогаю, — сердито отвечает Нартка.
— Нет, нет, я лучшая собака! Я оленей стерегу! — больше всех хвалится Оронка.
Человек смеется: — Ишь, загордились. Нет у меня лучшей собаки: всех одинаково кормлю, все одинаково мне дороги, — и ушел в чум.
Обиделись собаки. Каждой хочется быть лучшей, жирный кусок получить.
Лайка и говорит:
— Худая у нас жизнь, надо бы от человека уйти, пусть без нас умрет. Так и сделали. Вышел человек из чума, а собак нет, убежали. Пришли собаки в тайгу. Увидела Лайка белку, залаяла, по снегу запрыгала, белку на сосну загнала, хвалится:
— Я свое дело сделала.
А белка на дереве сидит, качается. Тогда Нартка подбегает к Лайке:
— Ты устала. Садись на меня, я тебя подвезу. Лайка, довольная, на Нартке поехала. Недалеко уехала. Нартка говорит: — Вот и я свое дело сделала.
А белка на ветке сидит, качается.
Оронка бегает, хвостом юлит, оленье стадо увидела, кругом обежала. Прибежала, запыхалась, на снег села, тоже хвалится:
— Вот и я свое дело сделала.
А белка на ветке сидит, качается. Подняли собаки носы, на белку смотрят, голодные рты облизывают. Так сидели долго. Потом жалобно завыли. Ночь прошла, утро забелело. Лайка вскочила:
— Зайца чую! — и побежала по свежему следу. Зайца нашла, лает, гонит к Нартке и Оронке.
Нартка говорит Оронке:
— Садись, я тебя подвезу к зайцу.
Заяц видит невиданное: собака на собаке едет!
Прыгнул через них и в чаще скрылся.
Стоят собаки, облизываются. Прошло много дней и ночей. Шерсть с собак ветер сдул, ребра голодные выставились.
Лайка жалобно воет:
— Смерть нам, собаки, приходит, что будем делать?
Решили обратно к чуму человека идти. Пришли. Услышал человек шорох, вышел из чума.
— Ээ!.. беглецы вернулись… Эко подтянуло вас… Оголодали!
Человек дал каждой собаке по большой жирной рыбине. Обрадовались они, жадно рыбу грызут, по сторонам озираются.
С той поры собаки друзьями человека стали, ему служат верно.
Оронка пасет оленей.
Лайка добычу в тайге ищет.
Нартка поклажу возит.
Вопросы по прослушанному тексту:
- Ребята, что вы сейчас послушали, это сказка или рассказ? Почему?
- Кто из вас может дать название этой сказке?
- Ребята, про кого эта сказка? (про собак, человека)
- Как называется жилище, дом в котором жил человек? (чум)
- Где собака Лайка искала добычу? (в тайге)
- Какую пользу могли принести эти собаки человеку? (пасти оленей, охотится, перевозить груз и человека)
- Молодцы ребята, все ответы правильные.
- Как вы думаете, это русско-народная сказка или сказка какого-то другого народа?
- Верно, эта сказка народов Севера.
-А какого именно народа, мы сейчас и узнаем.
Для этого предлагаю поиграть в игру:
Игра «Волшебный мешочек»
Сейчас каждый из вас возьмет из мешочка карточку, у кого на карточке написана буква и цифра, тот выходит к доске. На доске написаны цифры, вам необходимо соединить цифру на карточке и доске. В итоге у нас получится слово – это слово и будет названием народа (ЭВЕНКИ)
- Много – много лет назад, когда не было ваших дедушек и бабушек, в нашем сибирском крае, раньше, чем появились здесь русские, жили Эвенки (эвены) или тунгусы – коренные жители
- Ребята, а вы хотели бы поближе познакомиться с этим коренным народом? (Да!)
- Посмотрите, кругом заснеженная пустыня (картинка)
- Как она называется? (тундра)
В переводе на русский язык тундра - это безлесная снежная равнина. А какая погода в тундре? (ветер, мороз)
Действительно, в тундре большую часть времени холод, снег и лед. Бушуют бураны, метут метели, а земля скована вечной мерзлотой. А лето короткое и прохладное.
- Ребята, несмотря на такую суровую погоду, здесь с давних времен живут малочисленные коренные народы.
К коренным народам Севера относятся: долганы, эвенки, ненцы, нганасаны, селькупы, кето, чулымцы, энцы.
- Много разных народов живут на севере, все они разные, но сегодня, мы с вами отправились на Север для того, чтобы посмотреть, как живет, трудится самый древний коренный народ Восточной Сибири – Эвенки. (картинка)
- Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это у меня в руках? (бубен)
- Это волшебный шаманский бубен – музыкальный инструмент эвенков. С его помощью эвенки общались с духами, просили их о помощи в делах, удаче, здоровье и т.п. И именно вот этот бубен поможет нам больше узнать об этом народе.
Игра «Ты катись веселый бубен»
Со словами «Ты катись веселый бубен быстро, быстро по рукам у кого веселый бубен тот выходит к нам» дети передают бубен из рук в руки, на ком остановились, выходит к столику, на котором карточки с цифрами.
Вышел первый ребенок, переворачивает карту с цифрой.
Карта №1 – о чем мы сейчас узнаем? (на карте картинка чума).
- Что изображено на картинке? (чум)
- Из чего делают чум? (из жердей, шкуры оленей)
Чум представляет собой шалаш конической формы из жердей. Зимой его покрывали шкурами оленей, а летом укрывали корой деревьев. Чумы при переездах разбирали, а каркас оставляли на месте, забирая с собой только покрытие для будущих шалашей. Внутри чумов устраивали очаг. Очаг находится в центре чума. Очаг у эвенков - важное священное место. Дым выходил через отверстие сверху.
Повторить слово ЧУМ.
Карта №2 – карта с изображением занятий эвенков.
- Чем занимаются эвенки? (охота, оленеводство, рыболовство)
- На кого охотятся? (лось, дикие олени, белка и соболь)
Основные занятия эвенков: охота, оленеводство, рыболовство. Весной эвенки рыбачат на лодках, при помощи острог и сетей. Осенью уходят в глубь тайги, и в течение всей зимы охотятся на лося и диких оленей, на пушного зверя - белку и соболя. Зимой по тайге эвенки передвигаются на лыжах-голицах, также охотятся верхом на оленях. Олени, в основном, используются как транспортное средство. Передвигаются эвенки на длинных, узких санях - нартах. В эти сани запрягают оленей.
Карта № 3 – карта с изображением пропитания, чем питаются эвенки.
- Чем питаются, они что едят? (ягоды, рыбу, мясо оленя и диких животных)
Мясо и рыбу едят в свежем, вареном или жареном виде и заготавливают впрок (вялят, сушат). Летом эвенки употребляют оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. От русских, эвенки научились готовить мучные изделия (лепешки и т. п.) заменявшие им хлеб.
Карта № 4 – одежда.
- Какую одежду носят? (шуба, шапка, валенки)
Одежда эвенков - одинаковая для мужчин и женщин – распашная. Верхняя - кафтан. Нижняя – рубаха. Кафтан делают из одной целой некроеной шкуры оленя, затем вшивают рукава. Рубахи шьют из ткани. С кафтаном обязательно надевают специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Мужская и женская одежда эвенков различается лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника в виде острого мыса, а у женского - прямого. Нижние части тела обычно защищают меховыми одинарными или двойными, штанами. Обязательную принадлежность одежды составлял у мужчин пояс, с привешенным к нему ножом в ножнах. У женщин к поясу подвешивались игольница, сумочка для наперстка.Головным убором эвенков является капор.Самой же распространенной обувью эвенков являлись и являются меховые сапоги – унты.В суровых условиях севера Сибири наряд эвенков обязательно включал варежки, украшенные по желанию мастерицы.
Карта № 5 – орнаменты, украшение одежды.
- Чем украшают одежду, какие цвета используют?
Практическое использование одежды эвенков не мешало украшать ее, бисером, бусами. Эвенкийский орнамент строго состоит из простейших полос, дуг или арок, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур.
Орнамент в одежде эвенков обладал определенной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.
У эвенков очень развиты традиции гостеприимства. Они принимают абсолютно всех, кто проходит мимо и останавливается у их жилища.У народа есть обычай, встречать любого гостя в любое время. Хозяйка сразу ставит на стол все, что есть дома в семье: и горячее, и сладкое к чаю. Даже если путник приехал поздней ночью, хозяйка должна встать, зажечь лампу, растопить очаг, поставить кипятить чайник и встретить гостя. Напоить его горячим чаем, накормить. Если путник дальше не едет - уложить спать.
Рефлексия:
Скажите название сказки, которую вы послушали?
Как называется народ, о котором мы сегодня говорили?
Где жили эвенки, Как назывался их дом?
Что носили, какие предметы одежды?
Из чего строили свое жилище эвенки? для чего это отверстие наверху чума?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».
Задачи:познакомить детей с жизнью народов севера;воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, ...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».
План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:· познакомить дете...

Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера
Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера...

«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера»
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий...

«Знакомство с жизнью и бытом народа Севера - эвенков»
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы...

