Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Вода-водица"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Знакомство с явлениями природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_voda-voditsa.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Чкаловского района Нижегородской области

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 4 им. В.П.Чкалова

606540, Россия, Нижегородская область,г.Чкаловск, улица Матросова,д.31 А

тел./факс 8(83160)4-16-40

e-mail: imvpchkalova2011@yandex.ru

Утверждаю:

заведующая МКДОУ д/с №4

 им. В.П.Чкалова

________________ Е.С.Давыдова

Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Вода-водица»

 Воспитатель Козлова Е.Г.

Цель:

Восприятие дошкольниками целостной картины мира, через уважительное отношение к окружающей среде;

Знакомство с явлениями природы;

Высказывать суждения о пользе и значимости воды;

Аргументировать свою точку зрения.

Ознакомление детей со свойствами воды:

- отсутствие собственной формы;

- текучесть;

- пар тоже вода;

- вода может тоже растворять предметы.

Оборудование:прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, воронка, растительное масло, салфетки, картинки на тему: «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Восп. Ребята, а я вам предлагаю отгадать загадку.

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без…

Дети.  Воды

Восп.Правильно, мы поговорим сегодня о воде.

А какая бывает вода?

Дети. Теплая, горячая, чистая, газированная, минеральная, холодная и т. п.

Восп. Что вода может делать?

Дети.Капать, течь, замерзать, таять.

Восп. Для чего вода нужна человеку?

 Ребята, а что было бы,  если бы не было воды?

Как вы думаете? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода

это жизнь!

Вывешиваются картинки о воде. «Где находится вода? »

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.Н. Рыжова

Восп.Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.    Занимайте свои рабочие места.

(Дети рассаживаются за столы.)

Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.

(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Паучок»).

         Приступим к нашему исследованию.  

  Опыты:

1.Текучесть

Мы с вами говорили, что вода течет, льется. Давайте это проверим. Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекаются на блюдечке.

Почему вы смогли перелить воду из стаканчика в стаканчик?

Потому, что она жидкая.

Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь.

2. Какой формы вода?

  На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем  бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.  

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

3. Имеет ли вода вкус? Растворяет ли вода вещества?

  А есть ли у воды вкус?  Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар, второму - соль, третьему –аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет.

У воды есть запах? (Дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?   (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

4. Прозрачная ли вода?

На столе два стакана –один с водой, а другой с мукой.

-Возьмем ложечку в стакан с водой, а затем в стакан с мукой. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду ложечка видна, а через воду с мукой нет –не видна. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на ложечку. Она не видна. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. У воды нет цвета.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке. (Ортопедическая коррекционная физкультминутка)

Физкультминутка:

К речке быстрой

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

      (Обращает   внимание детей на стакан, где растворяли муку).

       Восп. Что же мы видим? (Ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

        Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Восп: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Восп: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

Восп: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной ваты смотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает, как сделать фильтр.

Затем, как его установить в воронку) .

Восп:  Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, понемногу,  лить масленую воду в баночку с фильтром.

Восп: Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Восп: Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре.

Восп: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому  в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

 Показ слайдов о грязной речке.

И в заключении нашей исследования, я хочу сказать следующее:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги –

Мы ведь на планете не одни!

Вывод:

 Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими)

-прозрачная

-нет запаха

-без вкуса

- растворитель.

-  Для жизни человека вода имеет очень важное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебница вода». Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Подготовила и провела: воспитатель Попова Марина Владимировна

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1 Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить знания о свойс...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода». Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской акти...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной логопедической группе «Царица – Водица»

Цель:1.      Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.2.      Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенств...

Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»

Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»Подготовила: воспитатель Васильева Светлана НиколаевнаЦели и задачи:...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1  Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить зн...