Главные вкладки

    Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Вода-водица"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Знакомство с явлениями природы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_voda-voditsa.docx22.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Администрация Чкаловского района Нижегородской области

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    д/с № 4 им. В.П.Чкалова

    606540, Россия, Нижегородская область,г.Чкаловск, улица Матросова,д.31 А

    тел./факс 8(83160)4-16-40

    e-mail: imvpchkalova2011@yandex.ru

    Утверждаю:

    заведующая МКДОУ д/с №4

     им. В.П.Чкалова

    ________________ Е.С.Давыдова

    Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности

    в подготовительной группе

    «Вода-водица»

     Воспитатель Козлова Е.Г.

    Цель:

    Восприятие дошкольниками целостной картины мира, через уважительное отношение к окружающей среде;

    Знакомство с явлениями природы;

    Высказывать суждения о пользе и значимости воды;

    Аргументировать свою точку зрения.

    Ознакомление детей со свойствами воды:

    - отсутствие собственной формы;

    - текучесть;

    - пар тоже вода;

    - вода может тоже растворять предметы.

    Оборудование:прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, воронка, растительное масло, салфетки, картинки на тему: «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

    Восп. Ребята, а я вам предлагаю отгадать загадку.

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг,

    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего, не может мама,

    Ни готовить, ни стирать?

    Без чего мы, скажем прямо,

    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды-

    Жить нельзя нам без…

    Дети.  Воды

    Восп.Правильно, мы поговорим сегодня о воде.

    А какая бывает вода?

    Дети. Теплая, горячая, чистая, газированная, минеральная, холодная и т. п.

    Восп. Что вода может делать?

    Дети.Капать, течь, замерзать, таять.

    Восп. Для чего вода нужна человеку?

     Ребята, а что было бы,  если бы не было воды?

    Как вы думаете? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода

    это жизнь!

    Вывешиваются картинки о воде. «Где находится вода? »

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    Ледником в горах зовётся,

    Лентой серебристой вьётся,

    Мы привыкли, что вода

    Наша спутница всегда.

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без нее нам не прожить.Н. Рыжова

    Восп.Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.    Занимайте свои рабочие места.

    (Дети рассаживаются за столы.)

    Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.

    (ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Паучок»).

             Приступим к нашему исследованию.  

      Опыты:

    1.Текучесть

    Мы с вами говорили, что вода течет, льется. Давайте это проверим. Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекаются на блюдечке.

    Почему вы смогли перелить воду из стаканчика в стаканчик?

    Потому, что она жидкая.

    Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь.

    2. Какой формы вода?

      На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем  бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.  

    Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

    3. Имеет ли вода вкус? Растворяет ли вода вещества?

      А есть ли у воды вкус?  Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар, второму - соль, третьему –аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет.

    У воды есть запах? (Дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?   (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

    4. Прозрачная ли вода?

    На столе два стакана –один с водой, а другой с мукой.

    -Возьмем ложечку в стакан с водой, а затем в стакан с мукой. Что мы обнаружили?

    Вывод: через воду ложечка видна, а через воду с мукой нет –не видна. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на ложечку. Она не видна. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. У воды нет цвета.

    - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке. (Ортопедическая коррекционная физкультминутка)

    Физкультминутка:

    К речке быстрой

    К речке быстрой мы спустились,

    (шагаем на месте)

    Наклонились и умылись.

    (наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре,

    (хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились.

    (встряхиваем руками)

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс.

    (круги двумя руками вперед)

    Одной, другой – это кроль.

    (круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин.

    (прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой

    (шагаем на месте)

    И отправились домой.

    - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

          (Обращает   внимание детей на стакан, где растворяли муку).

           Восп. Что же мы видим? (Ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

            Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

    Восп: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

    Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

    Восп: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

    Дети: Её нужно очистить от масла.

    Восп: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

    Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной ваты смотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает, как сделать фильтр.

    Затем, как его установить в воронку) .

    Восп:  Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, понемногу,  лить масленую воду в баночку с фильтром.

    Восп: Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?

    Дети: Вода стала чистой.

    Восп: Куда же делось масло?

    Дети: Все масло осталось на фильтре.

    Восп: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

    Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?

    - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому  в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

    - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

     Показ слайдов о грязной речке.

    И в заключении нашей исследования, я хочу сказать следующее:

    Человек, запомни навсегда:

    Символ жизни на Земле – вода!

    Экономь её и береги –

    Мы ведь на планете не одни!

    Вывод:

     Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими)

    -прозрачная

    -нет запаха

    -без вкуса

    - растворитель.

    -  Для жизни человека вода имеет очень важное значение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

    Закрепление у детей знакомых свойств воды и знакомство с другими свойствами...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

    Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

    Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

    Конспект интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельности и приобщению к искусству в младшей группе «Вода- волшебница»

    Задачи: Показать разнообразие состояний воды; учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности; развивать творческие способности детей через знакомство с нетрадиционными методами ...

    «Волшебница вода». Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Подготовила и провела: воспитатель Попова Марина Владимировна

    Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1 Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить знания о свойс...

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

    Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода». Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской акти...