Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шумейко Оксана Сергеевна

1.                        Формировать представления о насекомых в среде обитания.

2.                        Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.

3.                        Учить интонационно-выразительному подражанию.

4.                        Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.

5.                        Формировать знания об эмоциях. Актуализация позитивного эмоционального опыта.

6.                        Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке
К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

   Воспитатель: Шумейко О. С.

                                                                                                                        2014 ГОД

Педагог:   Шумейко Оксана Сергеевна

Образовательная область:________________________________________________________

Группа: старшая

Тема занятия: Пересказ  сказки   К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» (с использованием сказкотерапии).

Общеразвивающие задачи:

  1. Формировать представления о насекомых в среде обитания.
  2. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.
  3. Учить интонационно-выразительному подражанию.
  4. Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.
  5. Формировать знания об эмоциях. Актуализация позитивного эмоционального опыта.
  6. Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм.
  7. Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.

Речевые задачи:

  1. Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.
  2. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.
  3. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков.
  4. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к сказкам.
  2. Учить сопереживать. Сочувствовать.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, стремление делать добрые дела, бережное отношение к природе.
  4. воспитывать умения выполнять коллективные действия.

Методы и приёмы: вопросы, беседа, рассмотрение картинок, сюрпризный момент, мимические упражнения.

- наглядный: картинки с изображениями насекомых, пиктограммы.

- словесный: рассказ воспитателя, рассказ ребёнка, беседа, словарная работа, вопросы, объяснения, уточнения, поощрение.

- игровой: упражнения «Счастье», «Любование», «Сочувствие», «Страх»,  «Поглаживание», «Встреча».

- практический: упражнение на дыхание «Дуем на чай», пальчиковая гимнастика «Насекомые», артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

Предварительная работа:

      Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассматривание картин и иллюстраций к сказке, наблюдение на прогулках за насекомыми.

Словарная работа:

       новые слова: именинница, кренделёк, позолоченное брюхо, лихой, удалого.

Оборудование:

     - магнитофон

    - шапочки насекомых

    - игровой набор: посуда

    - сапожки

    - бочонок с мёдом

    - самовар

    - пиктограммы с мимикой лица

    - фонарик

    - сабля

    - музыкальные инструменты

    - денежка, монетки.

 Индивидуальная работа:

  1. Дать методические указания Ульяне при рассказывании стихотворения
  2. Обратить внимание на произношение звуков Р-Л, Ш-С у  Максима.
  3. Обратить внимание на перестановку слов в стихотворении Даши и Арины

Орг. момент. Настрой детей на занятие.

 Цель:

                установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии.

Задачи:

                настроить детей на предстоящую деятельность;

                организовать внимание дошкольников;

                учить выполнять коллективные действия;

Методы и приёмы: словесный, игровой

   

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети сидят на стульях за столом.

Занятие начинаю с сюрпризного момента, это позволит мне создать благоприятную атмосферу в группе и положительный настрой на предстоящую деятельность.

На столе разложены иллюстрации к данной сказке.

- Сегодня мы станем героями одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мы вспомним ее, побываем в мире насекомых и почувствуем, что пережили наши герои, а еще посмотрим, чему она нас научит.

Дети проходят на ковёр, садятся на стулья, закрывают глаза, расслабляются, дышат легко, спокойно.

- Попадаем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает, вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. Глазки открываются, сказка начинается.  Представьте мы с вами на сказочной полянке и превратились в насекомых.

Стулья расставлены на ковре полукругом, звучит спокойная музыка. Затем фонограмма: пение птиц, звуки насекомых, надеваю шапочки с изображением насекомых

Основная часть

Задачи:

             Формировать представления о насекомых.

              Развивать выразительно, имитировать движения характерные для  насекомых.

              Учить интонационно-выразительному чтению стихотворения.

             Формировать знания об эмоциях.

              Активизировать и обогащать словарный запас, развивать фразовую речь.

              Воспитывать любовь к сказкам, сочувствовать и сопереживать героям.

              Бережное отношение к природе.

Методы и приёмы: рассказ, чтение стихов, демонстрационный, вопросы, словесные указания, практические движения, игровые упражнения, словарная работа.

Ведущая: «Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла ,

Муха денежку нашла».

- Как интересно, повезло мухе.

- А как вы думайте, что ощутила Муха, когда нашла денежку? (Радость, счастье, веселье).

- А когда у вас возникают такие чувства?

- Давайте мы окажемся на месте Мухи и изобразим радость, счастье.

Упражнение «Счастье».

На ковре рассыпаны копеечки.

(Идем - плечи, голова опущены, грустные, печальные. Вдруг что-то увидели, присели, подняли, развели руками, губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты)

Ведущая:

«Пошла Муха на базар,

И купила самовар».                                    

- Муха и самовар купила, и на стол накрыла, наверно она ожидает гостей.

Ребенок:

«Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали».

Ведущая:

«Ой, а чай то у Мухи наверно горячий??

 Упражнение на дыхание «Дуем на чай».

Ребенок:

«А букашечки - по три чашечки,    

С молоком и крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха именинница!»    

 Словарная работа.

- Кто такая именинница?

 Упражнение «Любование»

Ребенок:

«Приходили к мухе блошки

Приносили сапожки,          

А сапожки не простые

В них застежки золотые».

«Приходила к мухе бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе меду принесла».

- Какие гости могут еще прийти к Мухе-Цокотухе?

Ответы детей.

  Стол накрыт. В центр стола Муха ставит самовар.    

Каждый ребенок показывает движения согласно словам в стихотворении.

(Подходим к мухе и высказываем свое восхищение, при этом гладя ее. «Какая, ты, обворожительная», «Какие красивые глазки»).

                                                                               

Пальчиковая гимнастика:

Прилетала   к нам вчера                  (Машут руками)

Полосатая пчела

 А за нею шмель-шмелёк,                 (Загибаем пальцы)

И весёлый мотылёк.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                         (Показываем глазки)

Полетали, пожужжали,                      (Машут руками)

От усталости упали.                          (Руки вниз)

- А кому ещё Муха приготовила угощение?

Ответы детей.

Ребёнок:

«Бабочка-красавица,

Кушаёте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощение?»

 Словарная работа.

Ведущая:

- Муха-Цокотуха, а какое у тебя варенье? Из какой ягоды?

- Ребята, варенье из яблок, какое это варенье? Из вишни? Из слив? Из смородины?

- А какое ваше любимое варенье?

 Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

Ведущая:

«Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить».

Ребенок:

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас, и поила я вас,

Не покиньте меня в мой последний час!»        

   Упражнение «Сочувствие» .

Ведущая:

«Но жуки, червяки испугались,

По углам, по щелям разбежались.

И никто даже с места не сдвинется,

Пропадай, погибай, именинница!»

- Почему разбежались гости?

Ответы детей.

- А какое лицо у страха? Найдите его среди рисунков.

 Упражнение «Страх». 

- А теперь расслабьтесь.

- Ребята, а вы бы помогли Мухе?

Ответы детей.

 Беседа о том, что нельзя оставлять друга в беде.

Ведущий:

«Вдруг, откуда не возьмись

Маленький Комарик,

И в руке его горит,

Маленький фонарик».    

Ребенок:

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

- Вы помните, что произошло дальше в сказке?

Ответы детей.

- Посмотрите Муха печальная, грустная, ее надо успокоить, пожалеть.

Упражнение «Поглаживание». 

- Вам было приятно?

- А когда можно погладить кого-нибудь?

Ответы детей.

Ребенок:

«Я злодея зарубил, я тебя освободил.

И теперь душа-девица на тебе хочу жениться!»

 Упражнение «Встреча». 

- Все так хорошо закончилось, и конечно не обойтись без музыки и танцев.

 Ведущая:

«Музыканты прибегали, в барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.

А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ!

Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые – мужики богатые

Шапочками машут, с бабочками пляшут.

Веселиться народ, Муха замуж идет.  

 За лихого, удалого, Молодого Комара.

Будет, будет мошкара веселиться до утра,

Нынче Муха-Цокотуха именинница!»

    

Подготовить салфетки.

 (Качаются из стороны в сторону, обхватив голову руками, просто молча сидят, имитируют плач).

(Показ пиктограмм).

(Тело напряжено, сковано, дрожим. Рот открыт, глаза округлены, брови приподняты, съежились от страха).

У комара сабля и фонарик горит в руке.

Комар освобождает Муху и ведёт к центру, а паук садится в уголок.

(Дети гладят друг друга, расслабляются)

(Дети обнимаются друг с другом, радуются).

 

Звучит музыка.

Все танцуют под слова ведущего. 

Заключительная часть

Цель: подведение итогов занятия.

Задачи: учить детей обобщать и делать выводы. Оценка деятельности детей.

Методы и приёмы: беседа, рефлексия.

 Выход из сказки.

- Встали в круг, взялись за руки. Давайте возьмем с собой все важное, что было сегодня, все чему научились. Все это останется вместе с вами.

 Нам пора возвращаться. Садитесь на наш ковёр самолёт и полетели обратно.  

Подведение итога.

- Вот мы оказались в нашем мире. Расскажите мне, что вы взяли для себя из нашего занятия, чему научились?

Ответы детей.

Протягивают руки вперед, показывая, как будто, что-то берут с собой и прикладывают к сердцу.

Махаю веером для имитации полёта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Общеразвивающие задачи:1.    Формировать представления о насекомых в среде обитания.2.    Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «Рассказывание сказки «Теремок»

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить ...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Общий развивающие  задачи:Формировать представления о насекомых в среде обитания.Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.Учить интонационно-выразительному...

Занятие в средней группе по развитию речи с использованием сказкотерапии

Занятие в средней группе по развитию речи с использованием сказкотерапии ...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехники «Рассказывание сказки «Теремок»

Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники.Задачи:- учить описывать диких животных (лиса, заяц, медведь, используя мнемотехническую таблицу;- упражнять детей в умении рассказывать соде...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием игрового набора «Дары Фребеля» на тему «Дружная семья»

Конспект занятия по развитию речис использованием игрового набора«Дары Фребеля» на тему «Дружная семья»...