ознакомление дошкольников с малыми фольклорными группами.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

занятие по развитию речи в средней группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema1.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

 « Ознакомление дошкольников с малыми фольклорными формами»

( средняя группа).

Цели: продолжать знакомить с жанром загадки, развивать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Познакомить с жанром скороговорки, ее назначением, учить  четко произносить слова . Закреплять знания детей о сказках, учить узнавать сказки. Объяснить назначение и особенности колыбельных песен. Закреплять умение играть в русские народные хороводные игры.

        Ход занятия

В.  Стоит в поле теремок, теремок.

      Он ни низок, ни высок, ни высок.

- И кто это живет в теремочке?

- Ребята, как узнать, кто живет в теремочке?

А я предлагаю отгадать загадки, и жители теремочка перед нами появятся.

1. Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки.

- Что есть у мышки, о чем говорится в загадке?

 - А вот и мышка.                                                                                                                                 2.Рыжий маленький зверёк.
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле

- А как вы поняли, что это белка?

 Появляется белочка.

3. Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.

Что есть у зайки,  о чем говорится в загадке?

Появляется зайка

В. Загадка - короткий рассказ, в котором сам предмет не называется , а только описывается.

- Ребята, наши лесные друзья очень любят сказки. А вы их любите?

- Какие сказки вы знаете? ( перечисляют)

- Звери хотят проверить, как вы их знаете. Попробуем отгадать, из какой сказки отрывок?

1. Раскладывает да приговаривает:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — это моя. Никому её не отдам.

2. Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.

— Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.

3. Сестра с братцем добежала до молочной реки.

— Речка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

4. - Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам. Кот Котофеевич, выручай меня!

В. Молодцы, все сказки узнали.

- А какие это сказки?

- Почему они называются русскими народными?

_В.Сказка – это выдуманная история, в которой добро побеждает зло.

- Ребята , наши лесные друзья просят, чтобы мы поиграли и их повеселили.

Я предлагаю поиграть в русскую народную игру « Колпачок».

- Как нам выбрать водящего?

Правильно, нам поможет считалочка.

- Конь ретивый с длинной гривой
Скачет по полям тут и там.
Где проскачет он -
Выходи из круга вон.

Проводится игра. Водящий садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили. После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Дети садятся.

- Ребята, а кто знает , как называются шуточные стихи для детей? ( потешки)

- Сегодня вам прочитают потешки Вика и Настя.

1.Сорока-сорока.! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Ты дров не носил, 
Ты печку не топил!

2. Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

- ПОКА ДЕВОЧКИ ЧИТАЛИ ПОТЕШКИ, Я ТУТ УСЛЫШАЛА , ЧТО МЫШКА ВМЕСТО « ШИШКА» ГОВОРИТ «СЫСКА», ВМЕСТО «СУШКА» - «СУСКА».

- Это правильно, ребята.

В. Для того, чтобы правильно научиться произносить слова и звуки в них, нам нужны чистоговорки. Давайте мы с вами тоже поупражняемся.

1. су- су- су – тихо зимой в лесу.

2. шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Работа со скороговоркой: « Проворонила ворона вороненка».(медленно и быстро, с предварительным показом воспитателя.)

Ребята, послушайте песенку.Воспитатель исполняет.

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни 
Люли, люшеньки, люли 
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет. 
Свежи росушки падут,
В поле цветы взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

- Что это за песенка?

- Для чего она нужна?

- А вам поет мама колыбельные песни?

- Скажите, громкие или тихие они?

- Почему?

_ Звери устали и отправляются отдыхать в свой домик, давайте мы им споем колыбельную песенку.

Баю, баю , баюшки,

Спать ложатся заюшки.

На ромашках спят шмели.

Лягушата спать легли.

В темном поле у реки

Спят ежата- колобки.

Влезла белочка в дупло

Спать ей тихо и тепло.

Баю, баюшки,  баю,

Да кому же я пою?

Рыбка спать ушла на дно,

Детка спит уже давно.

В. – Тихо в домике, все уснули.

- Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"

НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"...

"Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм"

опыт работы по теме "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм"....

Научно-исследовательская работа. Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников средствами малых фольклорных форм.

Коммуникативно-речевая активность ребенка в дошкольный период  оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Исследование было ориентировано на изучение влияния малых фольклорных форм на коммун...

Формирование связной речи дошкольников через малые фольклорные формы

Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка.Устное народное творчество ...

Формирование связной речи дошкольников через малые фольклорные формы в группе

Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему ...

Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм.

Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм....