"Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм"
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
опыт работы по теме "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм
Выпускная квалификационная работа
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Теоретические основы речевого развития детей младшего возраста | |
1.1. Особенности развития речи в младшем дошкольном возрасте……… | 6 |
1.2. Малые фольклорные формы как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………………………….. | 8 |
Глава 2. Практические основы обогащения словаря детей младшего возраста средствами малых фольклорных форм 2.1. Система работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм.….…………………………................................................... Заключение ………………………………………………………………... | 12 19 |
Список использованной литературы…………………………………… | 21 |
Приложения……………………………………………………………… | 23 |
Введение
Речь – это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются, достигают взаимного понимания. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Большое количество детей к 3 - 4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи.
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Интерес к развитию детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: В.А.Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие.
Задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, одной из наиболее эффективных является восприятие художественной литературы и фольклора.
Все многообразие мира дети дошкольного возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И. Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. B фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
А.Усова писала, что фольклор заключает в себе поэтические и педагогические ценности, его влияние на развитие речи детей неоспоримо. Проблемами развития речи детей средствами малых фольклорных форм занимались также Е.Тихеева, О. Ушакова и др.
В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные. Эти произведения, доступные по форме и понятные содержанию, являются ценным материалом для развития речи детей младшего возраста.
В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.
Ценность малых фольклорных форм заключается в том, что с его помощью взрослые устанавливают эмоциональный контакт с ребёнком. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребёнок только начинает познавать мир.
Целью нашей работы является: выявление эффективности малых фольклорных форм в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Выявить особенности развития речи в младшем возрасте.
- Охарактеризовать малые фольклорные формы, как средство развития речи детей младшего возраста.
- Определить содержание работы по расширению словаря дошкольников средствами малых фольклорных форм.
- Представить фрагменты совместной деятельности в контексте темы.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; сравнительный анализ; обобщение педагогического опыта воспитателей ДОУ.
Предполагаемый результат: приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильному звукопроизношению, развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.
Работа состоит из введения, двух глав, вывода, списка литературы и приложения.
Глава 1.Теоретические основы развития речи детей младшего возраста средствами малых фольклорных форм
1.1. Особенности речевого развития детей младшего возраста
Одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей - целенаправленное развитие речи младших дошкольников.
Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.
Дети этого возраста хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.
Развитие речи у детей 3 - 4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт очень быстро, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.
Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам чисто и правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов - «тамва», вместо трамвай, неправильное ударение).
Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие о прошлом или будущем у детей этого возраста ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое¸ затем дополнение. Дети легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у них появляется особый интерес к словам. Младшие дошкольники пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно. Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги, звуки).
Основными направлениями работы по развитию речи младших дошкольников являются:
- расширение словарного запаса детей;
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи (монологической и диалогической); развитие образной речи.
1.2. Малые фольклорные формы как средство обогащения словаря детей младшего возраста.
Малые фольклорные формы – это небольшие по объему произведения фольклора, бесценный источник обогащения словаря детей, в частности детей младшего возраста. Из этих произведений ребёнок узнаёт об окружающем мире: о явлениях природы, о животных, о том, что такое хорошо и плохо. Через малые фольклорные жанры ребёнок вслушивается в характерные особенности звучания родной речи и проникает в смысл слова.
Ритмичный текст побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать вместе с воспитателем, активизируя свою речь.
Рассмотрим малые фольклорные формы доступные для понимания детьми младшего возраста.
Колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола «баить» - «говорить». Данное слово имеет следующее старинное значение: «заговаривать, шептать». Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: «Дрёмушка, отойди от меня».
Колыбельная песня содержит в себе большие возможности фонематического восприятия (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и др.). Повторяющиеся фразы, звукосочетания позволяют запоминать слова и формы слов, осваивать лексическую сторону речи.
Приведём примеры колыбельных песен:
Баю-баю-баиньки,
Купим Ване валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет Ванечка ходить
Новы валенки носить.
Пестушки. В центре сюжета – образ подрастающего ребенка. Название «пестушки» происходит от слова «пестовать», то есть «ходить за кем-то, растить, нянчить, воспитывать». Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения. Незаметно пестушки переходят в потешки – песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек.
Водичка-водичка,
Умой личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Потешка – это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Использование потешек в воспитании детей всегда было нормой на Руси. В каждой семье, независимо от её благосостояния и сословной принадлежности знали, что такое потешки, и использовали их при любом контакте с детьми. Их мелодичное звучание и смысловая позитивная составляющая помогали установить более тесный контакт с ребёнком, успокоить его и настроить на продуктивное взаимодействие со взрослыми. Песни-потешки часто сочинялись мамами, бабушками и нянюшками на ходу, что делало их уникальными. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой – физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику рук, привить навыки гигиены, порядка. Самые известные из них: Ладушки, Сорока. Примеры потешек:
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!!!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!
Прибаутки. Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом. В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой.
Русские прибаутки очень неоднородны по своей сути. Среди них встречаются шутливые присказки, описывающие зверей, насекомых, которые занимаются человеческими делами. Пример тому – прибаутка о кошке в лукошке, которая шьет рубашки, пока кот «на печи сухари толкёт». «Предком» прибауток-диалогов называют игровые заговоры, которые стали считаться частью детского фольклора только к первой половине ХХ века. Их примеры – песенки-беседы о конях, которые пошли в лес, быках, выпивших воду и т. д. Например:
Барашеньки - крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Настю потешали.
Колыбельные песни, потешки, прибаутки источник представлений ребёнка о природе. Малышу ещё не доступно осознание смены времен года и связанных с этим погодных явлений, он откликается сиюминутно на солнышко, снег, дождь, про которые говорится в тексте. Также малые фольклорные жанры помогают ребенку накопить представления и о животном мире, ребенок начинает усваивать условия жизни животных, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Благодаря простоте их звучания, дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.
Малые фольклорные формы педагоги применяют для речевого развития детей младшего дошкольного возраста на протяжении всего времени пребывания в ДОО: режимные моменты (игры, рассматривание иллюстраций, чтение сказок и потешек, прогулки); образовательный процесс (НОД, свободная деятельность, трудовая деятельность, досуги и развлечения,
беседы).
Глава 2. Организационные аспекты речевого развития детей младшего возраста средствами малых фольклорных форм
2.1. Система работы по развитию речи средствами малых фольклорных форм в младшем возрасте
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
- расширение, обогащение и активация словаря;
- воспитание звуковой культуры речи; формирование правильной разговорной речи;
- развитие связной речи.
В своей работе мы рассматриваем наиболее подробно одну из задач речевого развития. В рамках нашего исследования мы предлагаем, осушествлять развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора. Осуществлять данную работу необходимо в тесном взаимодействии с родителями и специалистами.
Работу по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста необходимо строить на следующих основных принципах:
- на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- на интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- активном включении детей;
- использовании развивающего потенциала малых форм фольклора.
Обеспечить необходимый уровень речевого развития детей педагогу помогут следующие приемы:
- интенсивное развитие понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения;
- организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств;
- рассказы воспитателя; ежедневное чтение детям художественных текстов; пение с малышами песенок и т. п.);
- целенаправленное развитие речи как средства общения посредством специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, игры, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.
В нашем детском саду работа идет по «Программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией О.С. Ушаковой. Анализируя данную программу в разделе рекомендаций по развитию речи можно отметить, особое внимание накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни.
В работе по развитию словаря предполагаем, решать три основные задачи:
- обогащение количественного состава слов новыми, неизвестными словами;
- качественное освоение лексики, что выражается в развитии понимания слов и словосочетаний и дальнейшем их употреблении в активном словаре;
- активизация словаря – использование лексических средств в разных речевых ситуациях.
Указанные задачи являются целью развития словаря, процесс которого происходит постоянно. Задачи, тесно взаимосвязаны между собой, и сложно установить границу, когда заканчивается один процесс и начинается другой.
В соответствии с рекомендациями Е. Тихеевой мы выделяем следующие группы принципов развития словаря в процессе активного познания ребёнком окружающего мира, а именно:
- принцип единства развития словаря с развитием восприятия и мышления, который предполагает единство фактов и слов, которыми их обозначают;
- принцип взаимосвязи слова и предыдущего представления конкретизирует использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой деятельности;
- принцип взаимосвязи всех задач словарной работы на каждом занятии.
- принцип активной познавательной деятельности в усвоении слова;
- принцип национальной направленности словарной работы.
Все усвоенные слова детьми можно поделить на две категории: пассивную (слова, которые понимаются, но не используются) и активную (слова, которые самостоятельно адекватно используются в речи). Новые слова в речи активизируются при условии уточнения их значения и закрепления способов их использования на практике.
Обогащение словаря происходит на основе ознакомления с новыми предметами, в процессе введения слов, которые обозначают качества предметов, а также в процессе приобщения детей к литературным и фольклорным произведениям.
В современных исследованиях авторы пытаются систематизировать обязательный словарь-минимум по темам для детей разных возрастов. Сложность этого процесса состоит в том, что предугадать всё разнообразие слов и тем практически невозможно. На основании методического пособия М. Алексеевой и В. Яшиной нами выделены критерии подбора слов:
- коммуникативная целесообразность введения слова в словарь ребёнка;
- частота употребления слов в речи взрослого;
- значение слова для реализации воспитательной задачи;
- доступность слова по его значению, лексическим, фонетическим особенностям, степени обобщения;
- значения слова для понимания содержания литературных и фольклорных текстов;
- подбор слов, которые являются разными частями речи.
Исходя из вышесказанного, представим модель работы по обогащению словаря детей младшего возраста:
Задачи | Формы и методы работы | Предполагаемый результат | |
1 этап Эмоциональное восприятие и понимание слов из текста | |||
-Знакомить с малыми фольклорными жанрами. -Учить слушать текст -Вызывать эмоциональный отклик на воспринимаемый текст. -Стимулировать выразительное повторение детьми отдельных слов из малых фольклорных жанров. | Чтение потешек, прибауток и т.д. Пение колыбельных Рассматривание иллюстраций Обыгрывание колыбельных и потешек. | Интерес к малым фольклорным жанрам. Эмоциональный отклик у детей на тексты. Выразительное повторение детьми отдельных слов. | |
2 этап Направлен на активизацию словаря | |||
-Продолжить знакомство с малыми фольклорными жанрами -Стимулировать выразительное повторение детьми слов и фраз из малых фольклорных жанров -Способствовать использованию слов из текстов в игровых ситуациях | Чтение потешек, прибауток и т.д. Совместное проговаривание. Рассказывание со звукоподражанием Пение колыбельных Рассматривание иллюстраций Пальчиковая гимнастика Обыгрывание колыбельных и потешек | Устойчивый интерес к фольклору. Выразительное повторение детьми слов и фраз из малых фольклорных жанров и небольших фольклорных текстов. Использование слов из текстов в повседневной жизни и игровых ситуациях. Обогащение активного словаря |
Решая задачи развития речи в совместной деятельности воспитателя и детей при обучении непосредственно в организованной деятельности можно использовать: упражнения на звукоподражание, дидактические игры, заучивание малых фольклорных форм.
При обучении и закреплении знаний в режимных моментах с целью создания благоприятной эмоциональной среды, так как это одно из условий речевого развития, собираясь на прогулку можно загадывать загадку об игрушках и предметах, которые возьмём с собой; во время умывания: «Знаем, знаем да- да- да в кране прячется вода»; причесывая девочек « Расти коса до пояса, ни вырони ни волоса»; перед кормление пищи «А у нас есть ложки волшебные немножко» ; при укладывании спать: «Баю-баю, баньки в огороде заиньки..»; на улице возможно знакомство с закличками, приговорками, считалками.
Важно выстроить взаимодействие со специалистами. Совместная деятельность воспитателя и логопеда поможет решить такую задачу речевого развития, как воспитание звуковой культуры речи, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание необходимо обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Используем такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное нарядись!
Чтобы год от года была у нас погода!
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Материал по малым фольклорным формам сформирован нами в картотеку, которой могут пользоваться педагоги (приложение 1).
Совместно с музыкальным руководителем предлагаем проводить с детьми народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Рождество, активными участниками которых являются и взрослые и дети. При разработке сценария праздника особое внимание необходимо уделять подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, интересные и доступные детям.
Родители – главные воспитатели своих детей. Чтобы родители могли успешно способствовать коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста им необходима поддержка со стороны педагогов ДОУ и желание помочь своему ребёнку . На всех наших мероприятиях для детей родители являются активными участниками.
В работе с родителями мы наметили следующие цели: создание условий для благоприятного климата взаимодействия; установление доверительных и партнёрских отношений; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. В соответствии с намеченной целью поставили перед собой необходимость решить следующие задачи:
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников;
-получение и обобщение родительского опыта; вызвать положительные эмоции от общения с детьми.
Мы предлагаем использовать активные формы и методы работы с родителями: общие и групповые собрания; родительский уголок; консультации; образовательную деятельность с участием родителей; беседы с родителями и детьми; анкетирование; оформление стендов, папок - передвижек; дни общения; участие родителей в подготовке и проведение праздников, досугов; дни добрых дел. Оформить тематическую выставку, на которой выделить раздел «Детский фольклор». Чтобы держать родителей в курсе событий можно завести папку «Учите и играйте вместе с детьми». В неё мы предлагаем записывать потешки, поговорки, считалки, игры и родители дома могут повторить этот материал со своим ребёнком. Наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребовательным, полезным. Предлагаем проводить фольклорные праздники вместе с родителями: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица», «Пасха» и другие. От каждой новой встречи с родителями дети могут получить радость и удовольствие. Сколько радости принесёт совместное чайпитие на Масленицу с блинами, самыми разными на вкус, с хороводами и народными играми. На совместной организованной деятельности «Пасха в гости к нам пришла» родители вместе с детьми могут приготовить на выставку «пасхальные яйца». Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. У многих родителей открываются таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать или играть самим.
Реализуя вариативную часть ООП, нами организована кружковая работа по интересам, направленная на развитие способностей и детских деятельностей, недостаточно раскрытых в примерной основной общеобразовательной программе. План работы фольклорного кружка «Ручеёк» с детьми младшей группы (приложение № 3).
Заключение
Развитие словаря является основной характеристикой речи детей младшего возраста. Наиболее интенсивный рост словаря приходится на период младшего дошкольного возраста.
В развитии словаря различают два направления: пассивный и активный словарь. Переход слов из пассивного в активный словарь – это активизация словаря. Разница между пассивным и активным словарём может составлять около ста слов. Задача взрослого создавать условия для обогащения словаря, для адекватной активизации.
Основываясь целевыми ориентирами ФГОС ДО можно выделить следующие социально - нормативные возрастные характеристики некоторых возможных достижений ребенка младшего возраста:
-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
-стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
-владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
- знает названия окружающих предметов и игрушек;
-стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Достичь данных ориентиров помогают малые формы фольклора. Они благотворно влияют на детей, способствуют речевому развитию детей, вооружают знаниями, «несут детям красоту и богатство родного языка». Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего возраста помогает им в овладении навыками речевого общения.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
В данной работе нами проанализировано влияние малых фольклорных форм на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Предложена система работы по речевому развитию детей младшего возраста.
Мы предполагаем, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильному звукопроизношению. Эффективность работы воспитателя по привитию детям знаний малых форм устного народного творчества положительно влияет на развитие речи детей и умение применять эти формы в повседневной деятельности.
Список использованной литературы
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
- Бойчук И.А., Попушина Н.Т. «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным фольклором» Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2013 г.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471с.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в разновозрастной группе детского сада / В.В.Гербова, А.И. Максаков.− М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
- Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
- Елисеева Л.Н. Запел петушок /Л.Н.Елисеева. – М.: Малыш, 1978. – 79 c.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр « Академия», 2000. – 416 с.
- Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. Пальчиковыйигротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 224 с.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2- 4 года/ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильичук и др. – М.: Оникс XXI век, 2005
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 304 с.: ил.
- Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. - М., 1991. - 211с.
- Русские пестушки // aktinoya.ru/index.php?catid=86:2012-10-29-10
- Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 174 с.
- Устное народное творчество: виды и жанры. – Режим доступа: http://www.syl.ru/article/171928/new_ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-vidyi-janryi-proizvedeniy-i-primeryi
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
- Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003. – 128 с.
- Что такое потешки? – Режим доступа: http://fb.ru/article/156532/chto-takoe-poteshki-russkie-narodnyie-poteshki-primeryi
- Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – 21-е изд., испр. и доп. – М.: Дет. лит., 1970. – 414 с.
- Эльконин Д.Б. Детскаяпсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Изд. центр „Академия”, 2004. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа. Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников средствами малых фольклорных форм.
Коммуникативно-речевая активность ребенка в дошкольный период оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Исследование было ориентировано на изучение влияния малых фольклорных форм на коммун...
План Самообразования по теме: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»
quot;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"...
Конспект родительского собрания «Развитие речи младших дошкольников посредством малых форм фльклора»
Крнспект родительского собрания в младшей группе....
Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм.
Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм....
Отчёт по самообразованию.Тема: «Эффективные способы и приёмы развития речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм».
Материал по теме самообразования....
Отчёт по самообразованию.Тема: «Эффективные способы и приёмы развития речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм».
Материал по теме самообразования....
Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм «Топотушки-говорушки»
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми и работа с родителями...