Игры для детей страдающих аутизмом.
методическая разработка по развитию речи на тему

Игры , помогающие сформировать представление о себе (телесные границы и освоение переживаний)
Для детей страдающих аутизмом.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_detey_stradayushchih_autizmom.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры , помогающие сформировать представление о себе (телесные границы и освоение переживаний)
Для детей страдающих аутизмом.
1 этап
Привлечение внимания к своему телу, к ощущениям, получение удовольствия от телесных ощущений.
Ребенок пассивно получает вестибулярные ощущения под ритмические потешки и песни в одном темпе: гамак , мяч, качели , качание на руках, одеяло –качаем влево-вправо, вперед-назад, вверх-вниз. Стихи: «баю-бай», «ветер- ветер, ты могуч», «мой веселый звонкий мяч», «самолет построим сами…», «тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом», «скок- поскок, молодой дроздок»
Сенсорная стимуляция – сенсорные игры
- зрительная – свечи, фонари, яркие игрушки, пузыри, мишура – прослеживание в горизонтальной и вертикальной плоскости, в ближнем и дальнем поле, парашют
- слуховая – слуховое сосредоточение, ориентация на звук и локализация звука - колокольчики, музыкальные инструменты ,лучше - струнные, шуршалки , звенелки, погремушки
- тактильная – разные поверхности, крупы, вода, песок, ткани, поглаживания медленными движениями по всему телу
- запахи– пищевые, эфирные масла, парфюмерные
- вкусы- кислый, сладкий, соленый 
- вибрационная – игрушки вибрационные
- мышечно-суставная – потягивания, надавливания, сдавливание, растягивание
- двигательные игры, подвижные игры, которые инициирует сам ребенок- прыжки на батуте,. на диване
Все эти сенсорные игры должны приводить к эмоциональному взаимодействию между ребенком и взрослым, играем вместе, взрослый подключается к активности ребенка, и если это возможно, вносит в них эмоциональный смысл
В результате работы на первом этапе ребенок начинает подстраиваться под ритм, реагировать адекватно на сенсорные стимулы ( лучше искать те, которые приносят удовольствие),.
Ограничения : при гиперчувствительности вестибулярной и тактильной сильно дозируем стимуляцию, начинаем работать не с телом, а через предметы, или через дистантные анализаторы – зрение, слух: заходим из менее чувствительных зон в более чувствительные. 
При повышенной вестибулярной чувствительности избегаем резких изменений положения тела, кружения, верчения

2 этап
Развитие способности удерживать баланс , равновесие ( удержание позы), выстраивание моторных программ.

Ребенок уже сам начинает удерживать баланс в играх на мяче, луне, валике, доске с колесиками, катаясь в коробке, в одеяле по полу, в бочке, раскачиваться и падать на мат – сначала помогаем ребенку, удерживая его за корпус, постепенно смещая руки к ногам.
Игры на руках у взрослого со сменой ритма, а потом под потешки и стишки с кульминацией ( пауза, заполненная активным ожиданием).
Со сменой ритма – «из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. Сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках, внуки на собачках « ( рассказываем с убыстрением темпа, ребенок сидит на коленях у взрослого. Взрослый его слегка раскачивает с убыстрением темпа) » «я люблю свою лошадку», «вышли мыши как-то раз», «медведь идет , лисичка бежит, зайка прыгает, мышка побежала»( идем вместе с ребенком, постепенно убыстряя темп)
С кульминацией – «Шалтай- болтай сидел на стене, Шалтай- болтай свалился ----- во сне», «по кочкам- по кочкам, в ямку -----бух!», «мама, папа, жаба----- цап!», «Федя- бредя съел медведя, упал в яму , крикнул ----мама!»..
Раскачивание на качелях, внезапно удерживаем качели ( «поймаю, поймаю, поймаю»
Манипуляция с предметами ( активное извлечение сенсорных ощущений) появляется в результате возможности удерживать предмет, интеграции вестибулярных, двигательных и зрительных сигналов.
Игры с платочком, стягивает платок с лица, игры в «Ку-ку», или прячем лицо за ширмой , внезапно появляясь с разных сторон ширмы.
Поиск отсутствующих в поле зрения предметов.( прячем под платочек значимый предмет)
В результате работы появляется двигательное планирование – совершение серии движений в определенном порядке
Появляется предвосхищение событий ( активное ожидание и подстройка или адаптация к нему – первые произвольные действия

Очень много двигаемся и с удовольствием



3 этап

Дифференциация представлений о собственном теле, локализация сенсорных ощущений.

Локализация ощущений на теле ( формируется схема тела)
Начинаем работать с локализацией с опорой на зрение( лучше перед зеркалом). И если не удается развить балансные реакции , все равно начинаем работать с локализацией, но активно привлекаем зрение ( зеркало)

Опираемся на сохранные сенсорные ощущения

Мажем красками разные части тела, оставляем следы ладошками, обмазываемся глиной, утяжелители. Перед зеркалом надеваем шляпу, звенящие браслеты на руки, раскрашиваем части лица
Игры с прищепками, клейкой лентой
Суставные ощущения
Ходим по сенсорным дорожкам
Игры :Муха летит, комар летит и кусает, жук жужжит и садится на тело в разные места. Ребенок прослеживает глазами «полет» и по возможности убирает руку педагога.
Шла большая черепаха… и кусала всех со страха за ---- коленку. И т.д. называя разные части тела, ребенок должен защищать ту часть тела, за которую «хочет укусить черепаха».
Я не лебедь, я не гусь, я щекотки не боюсь
Шла коза рогатая
Сорока-ворона
Где наши ручки?
Раскачиваем на качелях и ловим за различные части тела ( сейчас поймаю за ---ножки»
Появляются первые игры на подражание : ладушки, сказка «Курочка Ряба»
Освоение предметных действий , предметная функциональная игра, исследует функции предметов 
4 этап

Переход от точечной локализации к построению целостного образа своего тела.
Формирование представления о непрерывности собственного тела.

Рассказывание сказок- историй на теле: Репка, Теремок, Рельсы-рельсы и т.п.( то, что мы сами любили делать в детстве : массаж с рассказыванием историй)
Уменьшается зрительный контроль ( «звери» бегают по шейке, спинке, по головке, т.е. по тем местам, которые ребенок не видит)
Осваивается процедура одевания: начинаем с тапочек ( т.е. с того, что поддается зрительному контролю), носков, штанов, и только потом предлагаем, футболки, кофты .

Выведение движения на максимально произвольный уровень : преграды, препятствия, ребенок выбирается из неудобных поз, можно, играя, зажимать ребенка между ногами, проползаем под столом, в трубу, переступаем через палочки, игра в путаницу, в паутинку ( в комнате в разных направлениях натянуты веревки, надо пролезть под ними и не задеть их ) - т.е. различные игры с пространством.

Освоение физического пространства : качели ( учимся раскачиваться), горки, лестницы, спортивный комплекс

Самостоятельное освоение велосипеда, ролики, лыжи, коньки, самокат и т.п.

Игра – символическая с элементами простейшего сюжета ( укладывание игрушек спать, покормить игрушку, расчесать куклу и т.п.)

5 этап

Осознание представлений о собственном теле – символическое представление о себе.

Рисование портрета ребенка, проговаривание. Сочинение историй про ребенка, прорисовывание их – введение образа ребенка в смысловой контекст.
Рисование перед зеркалом ( во что сегодня одет?)
Закрашивание готового контура человечка – проговаривание : какого цвета глаза, волосы, что надето на ногах, голове, во что одет?

Сочинять истории и сказки про ребенка, разыгрывать их с куклами.

На этом этапе появляются элементы сюжетной игры(проигрывание знакомых сюжетов из книг и мультфильмов), собственный рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Аутизм - что это за болезнь. Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом."

           Аутизм - что это за болезнь?            Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок бо...

Методическое пособие для педагогов и родителей на тему: «Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом» разработано в 2017-2018 учебный год

Методическое пособие для педагогов и родителей  на тему: «Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ»

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ

В статье рассматривается актуальный вопрос развития коммуникативных качеств у детей,  страдающих аутизмом. Ключевые слова: аутизм, коммуникации, формирование качеств....

Коммуникативные и пальчиковые игры для детей с аутизмом

Коммуникативные и пальчиковые игры для детей с  аутизмом...

Развивающие игры для детей с аутизмом

Основные направления работы с аутичными детьми...