ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ
статья по коррекционной педагогике

В статье рассматривается актуальный вопрос развития коммуникативных качеств у детей,  страдающих аутизмом.

Ключевые слова: аутизм, коммуникации, формирование качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

                     на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ

 У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ»

                          Авторы: педагоги дополнительного образования Крашенинникова Г.В., Крашенинникова  Ю.А.

Саранск 2019

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос развития коммуникативных качеств у детей,  страдающих аутизмом.

Ключевые слова: аутизм, коммуникации, формирование качеств.

Введение. Детский аутизм является заболеванием, которое приводит к трудоспособностям во взаимодействии с другими людьми, по мнению многих авторов, а также в социальной адаптации и интеграции в общество. В этой статье мы обращаем внимание именно на это заболевание.

Термин «аутизм»(от греч. «autos»  – сам)  был введен в психологию Е. Блейлером (1928) для описания особого вида мышления, а так же для описания ухода от социальной жизни. Е. Блейлер при определении аутистического типа мышления подчеркивает его независимость от реального времени, свободу от логических законов.

Определение ученых, таких как Л. Каннер и Г. Аспергер, похожи во многом. Выбор термина «аутистический» отражает их общую убежденность в том, что социальные проблемы детей являются важным и характерным признаком этого нарушения.

        Аутизм представляет собой нарушение нервной системы, для которого свойственны многообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом  или детском возрасте, и устойчивое течение расстройства, без ремиссий. Это нарушение работы мозга, которое всегда ставило родителей и специалистов в тупик. При контакте с физическим миром такие дети испытывают значительные трудности в способности взаимодействовать с окружающей средой. Как правило, дети с аутизмом начинают говорить намного позже своих сверстников. При появлении первых слов и фраз выясняется, что многие аутичные дети не в состоянии использовать свои языковые навыки в целях коммуникации. Характерным является то, что аутичный ребенок может отражать не только слова, но и темп речи и интонации. О себе он, как правило, говорит во втором лице или третьем либо использует инфинитивную форму ( «хочешь пить!»,  вместо «хочу пить!») так как слышит от окружающих. Часто высказывания содержат отрывки из услышанного из средств массовой информации       ( телевизор, радио, интернет).

Влияние взрослых на коммуникацию  ребенка с аутизмом. Когда ребенок неспособен сообщить о своих потребностях, взрослым не стоит делать за него все действия. Потому что у ребенка сократится количество возможностей сделать что-то самостоятельно. Перед тем как помочь ребенку, родитель должен быть уверен в том, что ему она нужна. Но стоит  подождать и переспросить еще раз, в том случае, если ребенок отказался, то нужно дать ему время на выполнение той или иной задачи, дайте возможность вступить в коммуникацию.

Также не маловажным фактором является то, что если ребенок проявляет свою независимость, не показывая никакого интереса к общению со взрослыми, нельзя предоставлять его самому себе. В этом случае нужно настойчиво  присоединиться к любому занятию, которым увлечен ребенок, даже если на такие попытки присоединения он реагирует злостью и агрессией. Злость – это разновидность общения, и это лучше, чем полное отсутствие коммуникации. По мере продолжения общения ребенок может со временем осознать, что взаимодействие с другим человеком может быть связано с весельем.

Во время игр с ребенком  нужно принимать на себя роль партнера, а не лидера, предоставлять ребенку положительную обратную связь, поощрять его просьбы о помощи.

Вспомогательная и альтернативная коммуникация и ее средства.

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) – это любая форма языка помимо речи, которая обеспечивает  и облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Применение ВАК чрезвычайно эффективно для аутичных детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение устройства ВАК предоставляет такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми.

Существуют различные типы ВАК, которые подходят ребенку с аутизмом, включая:

Система PECS (Frost and Bondy, 1994) – коммуникационная система обмена картинками или раннее обучение невербальной символической коммуникации. Обучение ребенка такой коммуникации происходит с использованием поведенческой поддержки.

Жестовый язык. Существует несколько систем жестового языка, например, американский, британский, Макатон, жестовая речь Пагет Гормана и точный жестовый английский. Для ребенка с аутизмом обычно применяют подход тотальной коммуникации.

Тотальная коммуникация – это одновременное комбинирование жестов и речи. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.

        Интерактивные коммуникативные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть различного формата в зависимости от ситуации, в которых они нужны. Они могут быть как портативными так и стационарными. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшить его функциональную коммуникацию.

        Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми, чтобы напомнить ребенку, что сказать и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Особенно эффективно их использовать, когда ребенок находится в состоянии стресса.

        Книга разговоров состоит только из картинок или же включать в себя разговоры на повседневную тему. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книги имели реальное значение в жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад (из опыта работы): "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста" Январь 2015г

Доклад (из опыта работы) на тему: "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниже...

Игры для детей страдающих аутизмом.

Игры , помогающие сформировать представление о себе (телесные границы и освоение переживаний)Для детей страдающих аутизмом....

«Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста»

Формирование коммуникативных качеств - важное условие нормального психологического развития ребенка. Коммуникативные способности крайне важны, так как мы живем в рамках общества, взаимодействуем с ним...

Памятка по формированию коммуникативных качеств детей.

В памятке даны рекомендаыии для родителей, на развитие коммуникативных навыков у детей....

Формирование коммуникативных качеств у детей

Едва появившись на свет, ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через предметы, окружающие его, через игрушки, речь....

Памятка по формированию коммуникативных качеств детей 4-5 лет

ПАМЯТКА ПО  ФОРМИРОВАНИЮ  КОММУНИКАТИВНЫХ  КАЧЕСТВ  ДЕТЕЙ  4-5  ЛЕТ...