Использование речевых игр в режиме дня
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Репина Елена Викторовна

        Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дош-кольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельнос-ти, игра снимает напряжение, обычно возникающее во время занятий. У детей, увлеченных игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Использование речевых игр

                         в режиме дня.

             (подготовительная к школе группа)

                                                               Из опыта работы

                                                          воспитателя Репиной Е.В.

                                           2015 г.

      Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими человек реализует себя как личность.

       Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии речь ребенка имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и основных психических про-цессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у де-тей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема разви

тия речи детей является одной из актуальных.

        Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дош-кольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельнос-ти, игра снимает напряжение, обычно возникающее во время занятий. У детей, увлеченных игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность.

       Дидактические речевые игры использую для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменение и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, раз-вивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры исполь-зую для развития как видовых, так и родовых понятий, освоения слов в их обобщенных значениях. В этих играх дети попадают в ситуации, ког-да они вынуждены использовать приобретенные речевые знания и сло-варь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играю-щих.

         Ряд игр, которые можно использовать  в различных режимных мо-ментах в течение дня.

         Итак, утро. В группе несколько ребят, которые всегда приходят раньше других. Провожу игру «Путешествие по группе». Ставлю целью научить детей находить предметы, в названии которых есть заданный звук. Чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, предлагаю класть фишку на найденный предмет. У каждого ребенка несколько фишек одинакового цвета. Так же часто использую игру «Цепочка слов», где учу детей выделять последний звук в слове и подбирать слова на этот звук. На столе раскладываем картинки, называем, выделяя голосом пос-ледний звук (н-р, луК ). Предлагаю найти картинку, название которой начинается со звука К. Игра заканчивается, когда все картинки будут ра-

                                                       -1-

зобраны игроками.

       Для проведения утренней гимнастики или подвижных игр стараюсь поднять детям настроение и вызвать спортивный заряд бодрости. В этом помогают короткие стишки-кричалки – речевки. Произнесение речевок не требует ребят выразительного чтения, зато учит четко и громко вы-крикивать слова. А уж что-что, а покричать наши детки просто обожают.

       Сон играл со мною в прятки,

        Но не выдержал зарядки.

        Вновь я ловок и силен,

        Я зарядкой заряжен!

        Мы зарядку любим очень.

        Каждый быть здоровым хочет,

        Сильным, смелым вырастать,

         И в игре не отставать!

        Перед завтраком обычно выдается минутка, когда дети уже помыли руки – самое время для пальчиковой гимнастики. Известно, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше гово-рят, обладают хорошей памятью, быстрее учатся писать, а веселые сти-хи, сопровождающие каждое движение, способствуют развитию речи.

                                     «Домик».

       Под грибом – шалашик-домик,

       (соединяем ладони шалашиком)

       Там живет веселый гномик.

       (ладошки, с разведенными пальчиками к носу. Пошевелить)

       Мы тихонько постучим,

       (постучать кулаком по ладони)

        В колокольчик позвоним.

       (пальцы рук собрать в щепотку, потрясти кистями)

        Двери нам откроет гномик

        (сомкнутые ладошки развести от себя)

        Станет звать в шалашик-домик

        (сжимать и разжимать кисти рук движениями к себе)

        В домике дощатый пол.

        (ладони ребром друг к другу)

        А на нем дубовый стол.

        (левая рука в кулаке опускается на правую ладонь)

        Рядом стул с высокой спинкой,

                                                         -2-

        (направить левую ладонь вверх, к ее нижней части приставить ку-лачок правой руки)

         На столе тарелка с вилкой.

         (положить на колени левую руку ладонью вверх, правую ладонью вниз, поджать большой палец, другие растопырить)

         И блины горой стоят –

        (свести вмести кончики пальцев обеих рук, покачать вперед назад)

         Угощенье для ребят!

         (ладошки развести от себя в приглашающем жесте).

         В образовательной деятельности речевые игры,которые мы называ-ем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Ребята проговаривают текст вместе со мной и сопровож-дют его движениями:

         Мы веселые ребята,любим мы играть. (прыжки на месте)

         Как приятно и полезно мячик покатать. (покачали руками)

         Покидать его руками, (имитация броска с левой руки на правую)

         Попинать его ногами.

         Постучать об стенку, (имитация броска из-за головы)

         Подкинуть на коленку. (поднимание колен)

         Ах, какой хороший мяч! (руки вверх, прыжки)

          За спиной его не прячь! (руки завести за спину, движения корпу-сом ).

          После занятий ребята попросили разрешения сыграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Предлагаю сыграть как вариант в игру «Прода

вец и покупатель».

                                  «Продавец и покупатель»

         Цель: развитие словаря и фразовой речи.

         Оборудование: коробки с горохом, мукой, различной крупой.

         Описание игры.

         Один ребенок – продавец. Перед ним несколько коробок, в каждой разный вид продуктов питания. Покупатель приходит, просит отпустить ему товар. Продавец предлагает найти его. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужный ему товар. (Предварительно дети ознакомились с продуктами и издаваемыми ими звуками).

         По ходу сюжетно-ролевой игры прислушиваюсь к диалогам  меж-ду «покупателями» и «продавцом». У некоторых детей несогласован-

                                                         -3-

ность слов в предложениях (Давид З., Данил Б., Никита М., Лера З.). По окнчанию игры предлагаю навести порядок и еще поиграть.

                            Игра «Незнайкины ошибки»

        Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложениях.

        Приношу куклу и рассказываю детям историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он решил поделить-ся своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить их.

        «Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц. Потом заметил рыжая белка. Повстречал я колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка грызла шишка. Ёжик бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес».

   

         А мы гулять пойдем? Да, уже пора на прогулку. Во время одевания почему бы мне не использовать загадки про одежду и обувь.

Не галстук он , не воротник,            Странный зверь:

А шею обнимать привык.                Две лапы впереди,

Но не всегда, а лишь тогда,              Мех снаружи,

Когда бывают холода.                       Да пусто внутри.

                                (Шарф)                                     (Куртка,пальто)

 Если мы отпустим руки,

Он удержит наши брюки.    (Ремень)

           Предлагаю вынести на прогулку те игрушки и предметы, о кото-рых говорится в загадках (мячи, скакалки и др. игрушки).

Кинешь в речку – не тонет,                 Что за птица? Не синица,

Бьёшь об стенку – не стонет,               Не орел и не баклан.

Будешь оземь кидать –                         Это маленькая птица

Станет кверху летать.                            Называется (Волан)

Ядра в ствол ей заряжают                 Вглубь трубы всмотрись:как в сказке,

И в солдатиков стреляют.                 Там в узор сложились краски.

Вот военная игрушка.                        Трубочка – не микроскоп.

Догадались? Это (Пушка)              А цветной (Калейдоскоп)

         На участке, во время прогулки тоже использую игры для развития связной речи, например, игра «Хорошо – плохо», где знакомлю детей с противоречиями окружающего мира. Задаю тему обсуждения. Дети, пе-редавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо и плохо.

Я: «Дождь». Дети: «Дождь – это хорошо:смывает пыль с деревьев, полезен для земли и растений, но плохо: намочит нас, бывает холодным»

          Ребятам очень нравятся подвижные речевые игры. Например, по теме «Осень» провела игру «Листья» для развития координации и речи.

Листья осенние тихо кружатся, (кружимся на цыпочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседаем)

И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаемся, кружимся и разбегаемся в рссыпную по участку)

                                      Игра «Два брата»

         Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов – ищ-, -ик-.

         Для этой игры рисую на песке палочкой двух человечков,говорю:

  – Слушайте, ребята, историю про двух братьев. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был высокий и толстый. У каждого брата был свой дом. У Ика был маленький домик, а у Ища – большой домище. У Ика был носик, а у Ища – носище. Предла-гаю детям подумать, что могло быть у каждого из братьев в их облике, доме, и дорисовать палочками на песке.

                                      Игра «Улиточка»

        Цель: развитие слухового внимания.

       Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашива-ет:     «Улиточка,улиточка,

           Высунь-ка рога,

           Дам тебе я сахару,

           Кусочек пирога.

           Угадай, кто я?»

        Тот, чей голос улиточка узнала, сам становится улиткой.

         По мере освоения детьми умения отгадывать загадки, их все шире включаю в повторяющиеся изо дня в день режимные процессы. Напри-мер,дежурным предлагаю попросить у няни и разложить в туалетной комнате то, что «гладко, душисто и моет чисто». Аналогично можно загадывать загадки о полотенце, зеркале, предметах туалета.

         Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс сопровождать словами:

         Мыли, мыли руки с мылом,

         Мыли теплою водой,

         Мыли, мыли, мыли, мыли –

         Бело-набело отмыли.

                                                Руки надо с мылом мыть,

                                                Рукава нельзя мочить,

                                                Кто рукавчик не засучит,

                                                 Тот водички не получит.

          Во второй половине дня по желанию детей отвожу время для му-зыкальных попевок, детского словотворчества, а также театральных игр. Речевые игры на выбор.

                                       Игра «Черный ящик»

         Цель: активизация словарного запаса, развитие мышления, умения выстраивать в уме логическую цепочку.

         Описание игры. Предлагаю ребятам угадать, что лежит у меня в этом загадочном черном ящике. Дети постепенно определяют, что там лежит, задавая вопросы об определенных свойствах предмета: «Это игрушка? Она деревянная? Её катают?» И так далее.

                                           Игра «Художник»

         Цель: Развитие внимания, памяти, связной речи.

         Описание игры. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает определенного ребенка, стараясь, чтобы никто этого не заметил. Потом отворачивается и по памяти дает словесный портрет. Остальные дети угадывают, кого из них он «нарисовал».

                                  Игра «Только веселые слова»

          Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружаю-щим миром, развитие сосредоточенности и памяти.

          Описание игры. Играем в кругу. Нужно назвать по очереди, до-пустим, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т.д., пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и назвать только круглые слова, зелёные, колючие и т.д.

          В вечерние часы перед уходом детей домой предлагаю различные дидактические настольные игры.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня

Планирование работы по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня...

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня...

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня»

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативными документами, которые я пользуюсь в своей...

План тематической проверки «Непрерывность организации образовательной деятельности по речевому развитию в режиме дня»

План тематической проверки  «Непрерывность организации образовательной деятельности по речевому развитию в режиме дня»...

Использование речевых игр в режиме дня с детьми.

Решение задач развития речи происходит в течение всего дня пребывания ребёнка в детском саду. Помимо специально организованной непосредственно образовательной деятельности большая работа идёт в режимн...

Презентация для педагогов "Использование речевых игр в режиме дня"

Добрый день уважаемые коллеги! Хочу вам представить презентацию  на тему: Использование речевых игр в режиме дня«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:Игра...