Главные вкладки

    Из опыта работы по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста с целью ранней профилактики речевых нарушений.
    материал (младшая группа) на тему

    Развитие мелкой моторики с детьми раннего возраста с целью ранней профилактики речевых нарушений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mo_motorika.docx23.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыты работы по развитию мелкой моторики

     с детьми раннего возраста .

    В системе психопрофилактических мер существенное значение имеет своевременное консультирование родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервно-психическом и, в частности, речевом развитии ребенка.

    Теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического развития ребенка.

    Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

    • характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);

    • неприятие со стороны матери (отца);

    • неполная семья;

    • конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);

    • воспитание в двух домах;

    • резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;

    • неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).

         Именно в младшем возрасте главным образцом для подражания является речь взрослых, которые окружают ребёнка). Мы все знаем, что в воспитании и развитии ребёнка главную роль играют родители, а мы являемся вашими первыми помощниками. Вот несколько простых советов, соблюдение которых даст положительный результат в развитии речи вашего ребёнка.

    Советы для родителей:

    • Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей, поэтому ребёнок должен слышать только правильную речь в своем окружении;

    • Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не поощряйте неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова-заменители типа «ням-ням»(кушать, «Мяу» (кошка).

    «бибика»(машина, «киса» (кошка) и др. говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.

    • Как можно чаще разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не перебивайте, говорите и отвечайте чётко, неторопливо, понятно для ребёнка;

    • Следите за состоянием и развитием зубочелюстной системы (вовремя обращайтесь к стоматологу, лечите зубы)

    • Оберегайте слух ребёнка от сильных слуховых воздействий (нельзя громко включать телевизор, музыку) ;

    • Приучайте дышать через нос;

    • Нельзя ругать ребёнка за плохую речь, требовать, чтобы он верно повторил трудные для него слова. Это приводит к тому, что ребёнок отказывается говорить, замыкается в себе. Лучше просто несколько раз повторите слово правильно, чтобы ребёнок услышал правильный образец.

    • Больше читайте с ребёнком детских книг

    *чтение сказок и стихов

    *Все объяснять, рассказывать, отвечать на ВСЕ вопросы. Говорить как можно чище при ребенке. Не использовать неопределенные конструкции типа "ну вон там, эту штуку возьми". У этой штуки всегда есть название, и я его проговариваю. Стараться, чтобы  объяснения были всегда предельно ясны.

    * Играть в словесные игры. Например, вы спрашиваете, что жарят, что тушат, что варят, а что пекут. А малыш придумывает и отвечает. Или играем в игры на поиск противоположностей (антонимов). Говорим "холодный", а ребенок "горячий", вы ему - "сильный", а он вам - "слабый". Попутно придумываем, что может быть горячим, холодным, сильным и слабым.

    Дыхательные упражнения и игры:

    1.Задувание свечи.

    2. Свистки и дудочки.

    3.Разноцветные перья.

    4. «Шторм в стакане» «кораблик» (игры с водой)

    5. «Сдуй с ладошки снежок» (родители пробуют повторить)

    Дыхание можно развивать не только специальными упражнениями, но и общедоступными игрушками, которыми дети могут играть ежедневно. Это и мыльные пузыри, разнообразные надувные игрушки и воздушные шарики, дудочки, свистки, трубочки для стрельбы бумажными шариками, гудки, игрушки-вертушки.

    Следующее направление о котором я хочу  рассказать - это развитие мелкой моторики.

    Она оказывает колоссальное влияние на развитие речи. От того насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в раннем возрасте зависит его дальнейшее развитие как интеллектуальное так и речевое, т. к. мелкая моторика тесно взаимосвязана с развитием речи, мышления, воображения и других психических процессов. Чем больше ребёнок работает своими пальчиками, тем активнее формируется его речь. Чтобы малышу не было скучно выполнять упражнения их можно разнообразить интересными и забавными играми.

    Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр.

    Моторика: все идеи в кучу.

    В сотый раз не буду рассказывать о пользе развития мелкой моторики и тактильных ощущений, а  просто покажу, что я нашла. В общем-то, ничего нового, но вдруг кому-то будет интересно.

    1.Бизиборт.

    2.С помощью сита достаем плавающие предметы и игрушки из воды.

    3.Старый флакон от туши с детскими резиночками.(резиночки одеваем на флакончик из-под туши для ресниц).

    4.Прошивание деревянной иголкой со шнурком разных пуговиц и дощечек . Выяснилось, что всем известную книжку "Очень голодная гусеница" тоже можно прошить этой иглой. Хотя тыкать пальцем тоже весело.

    5. На старых косметических флакончиках удобнее всего учиться откручивать и закручивать крышки. Флакончики и баночки небольшие, удобно лежат в детской ручке, а количество оборотов крышки минимально. Кошелек служит нам обучающим материалом для растегивания молний. И если положить внутрь что-нибудь очень нужное, то открыть его получается очень быстро.

    6. Сенсорные коробки- по сути, это некая емкость с особым наполнением Сенсорные коробочки стимулируют познавательный процесс, способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия окружающей среды, воображения, а также оказывают релаксирующее действие. Наполнять коробочку можно чем угодно. Чаще всего это крупы, макаронные изделия, песок, вода, лед, листья, различные шарики, пуговицы, игрушечки, украшения, ткани, мех, вата, пена для бритья и многое другое. Наполнение коробочки обычно меняется с возрастом и периодом развития малыша.

    7. Сыпучести: фасоль,горох,орехи,рис. Добавляем в игру аксессуары: воронку,    лопаточки, щипцы кухонные, Поиск предметов в фасоли.

    8.Опускаем камушки в банку через узкую прорезь и в пластиковые бутылки.

    9.Игры с помпонами:

    Складываем в баночку.

    Раскладываем щипцами по домикам.

    Делаем мороженое.

    Раскладываем на коврике-рисунке.

    10. Игры с массажными мячиками:

    Массаж «Ёжиком»

    Складываем в баночку

    11. Игры с прищепками:

    На карточки по цвету

    Делаем солнышко, тучку…

    Вешаем бельё

    12.Пальчиковые шаги.

    13. Игры с пластелином:

    Пластелиновый снежок

    Лепка

    14. Камушки.

    15. Палочки.

    16.Тактильные карточки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.

    Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР....

    Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста.

    Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой мот...

    МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж

    учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС  «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...

    Предоставление опыта работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

    Предоставление  опыта работы по развитию мелкой моторики   рук детей дошкольного возраста.                          ...

    Использование дидактических пособий в работе по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста

    Дидактическая игра "Дружная семейка" на развитие мелкой моторики рук....