Главные вкладки

    Игра как средство ознакомления детей с фразеологизмами
    статья по развитию речи (старшая группа) на тему

    Богдарина Татьяна Александровна

    Свободное владение языком обусловлено усвоением его национальной специфики. Без знания языковых обычаев уже в детском возрасте невозможно полноценное общение, формирование основ культуры речи.

    Наиболее ярко традиции языка отражаются в его выразительных средствах, в частности, во фразеологизмах,  они разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, работа с фразеологическими единицами в дошкольных учреждениях делает речь содержательной, насыщенной, точной; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.

    Особо актуальным решение этого вопроса представляется в старшем дошкольном возрасте. К 7 годам складывается основное ядро словаря, поэтому ребенку должна быть предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.

    В настоящее время в литературе по развитию речи дошкольников многие вопросы освоения   освещены  достаточно  широко,  но современные программы предусматривают знакомство лишь с отдельными средствами выразительности  (эпитет, метафора, сравнение ).  Изучению фразеологизмов уделяется мало внимания в практике. Это в свою очередь приводит к непониманию детьми многих выражений из произведений народного творчества, художественной литературы, к неточному употреблению фразеологизмов в своих собственных высказываниях, обедняет. Делает менее выразительной и красивой речь ребенка.

    Исследователи детской речи отмечают повышенный интерес дошкольников к фразеологизмам. Дети выделяют их из речи взрослых, задают вопросы, требующие объяснения значений. В устойчивых оборотах их привлекает необычное сочетание слов, яркость звучания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_o_frazeologizme.docx28.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья на тему: Игра как средство ознакомления детей с фразеологизмами.

    Автор статьи

    Воспитатель  высшей категории

     Богдарина Т. А.

    ВВЕДЕНИЕ

    Свободное владение языком обусловлено усвоением его национальной специфики. Без знания языковых обычаев уже в детском возрасте невозможно полноценное общение, формирование основ культуры речи.

    Наиболее ярко традиции языка отражаются в его выразительных средствах, в частности, во фразеологизмах,  они разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, работа с фразеологическими единицами в дошкольных учреждениях делает речь содержательной, насыщенной, точной; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.

    Особо актуальным решение этого вопроса представляется в старшем дошкольном возрасте. К 7 годам складывается основное ядро словаря, поэтому ребенку должна быть предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.

    В настоящее время в литературе по развитию речи дошкольников многие вопросы освоения   освещены  достаточно  широко,  но современные программы предусматривают знакомство лишь с отдельными средствами выразительности  (эпитет, метафора, сравнение ).  Изучению фразеологизмов уделяется мало внимания в практике. Это в свою очередь приводит к непониманию детьми многих выражений из произведений народного творчества, художественной литературы, к неточному употреблению фразеологизмов в своих собственных высказываниях, обедняет. Делает менее выразительной и красивой речь ребенка.

    Исследователи детской речи отмечают повышенный интерес дошкольников к фразеологизмам. Дети выделяют их из речи взрослых, задают вопросы, требующие объяснения значений. В устойчивых оборотах их привлекает необычное сочетание слов, яркость звучания.

     

    ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ

    ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.

    Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачами художественно-речевой деятельности являются:

    -воспитание любви и интереса к художественному слову;

    -развитие «чувства языка»;

    -формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

    -воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

    -формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

    -развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

    -развитие умения пользоваться образными выражениями в разговорной речи;

    -воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

    -формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

    Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).

    Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утончает художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т. е. остается подлинно эстетическим восприятием. В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.

    Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм (зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить).

    Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

    Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная  система  русского  фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.

    На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм), развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

    Методика проведения дидактических игр со старшими дошкольниками в ГДОУ, обеспечивающая ознакомление с фразеологизмами

    Одним из средств ознакомления с фразеологизмами является игра, так как она способствует росту творческой активности у детей, развитию познавательного интереса к образным выражениям и делает процесс познания увлекательным и запоминающимся.

    Использование игры в целях ознакомления старших дошкольников с фразеологизмами возможно при следующих условиях:

    - постепенного усложнения образных выражений от фразеологизмов -
    сравнений, глагольных, рифмованных к фразеологизмам «с большей степенью, идиоматичность значения;

    - использование игровых приемов работы представленных с усложнением: игры на основе наглядности, игры на основе литературных произведений, словесные игры для построения синонимичных и антонимичных пар фразеологизмов.

    Представим проект системы педагогических воздействий на детей старшего дошкольного возраста с целью использования игровой деятельности как эффективного средства знакомства дошкольников с фразеологизмами.

    В основе проекта - создание у детей интереса к художественному слову и формирование элементарного осознания значений фразеологизмов.

    Методика предполагает  поэтапность  проведения работы.

    Первый этап:

    Цель - познакомить детей с особенностями фразеологической фольклорной формы, в доступной форме объяснить цель ее использования в произведениях художественной литературы, а также в повседневном общении людей.

    Для достижения данной цели целесообразным является использование таких приемов как:

    - беседа с детьми на тему «Как рождаются фразеологизмы?» ;

    - чтение художественных текстов с определением наличия в них фразеологизмов;

    - употребление воспитателем данной фольклорной формы в повседневном общении с детьми.

    Учитывая наглядно-образный способ мышления детей, воспитатель показывает им картинки, иллюстрирующие смысл отдельных рассматриваемых образных словосочетаний.

    Например: «мало каши ел», «гусь лапчатый», «как с неба свалился», «морской волк», «красная девица», «выжатый лимон», «мокрая курица», «белая ворона», «держит ушки на макушке», «развесил уши, «попался на удочку», «горе луковое».

    Обязательным условием подбора игр для  второго этапа работы должна быть занимательность. На необходимость сделать процесс обучения увлекательным указывали в исследованиях многие психологи и педагоги (А.Арушанова,  Л.Белоусова,  Н. Новоторцева , С . Белобрыкина).

    В частности, Н.Подъяков в работе «Закономерности психического развития ребенка» отмечал, что «познание окружающего, насыщенное положительными эмоциями, обладает большой притягательной силой для детей. Они получают удовольствие от обучения, чувствуют уверенность в своих силах» познают радость первых открытий». Автор выделил важнейший принцип воспитания и обучения дошкольников: «принцип развивающей интриги». Именно занимательный материал заставляет ребенка самостоятельно и активно анализировать, строить догадки, делать выводы.

    Занимательный характер заданий предполагает использование:

    • шуточных стихотворений;
    • рассказов и сказок,
    • небылиц и перевертышей.

    Огромное значение имеет занимательный наглядный материал:

    • «Веселые открытки» А.Векслера;
    • «Шуточные рассказы в картинках»
    • интересные книжные иллюстрации,

    Работа с фразеологизмами на 2 этапе предусматривает в ходе чтения и рассматривания картинок:

    • самостоятельное выделение детьми фразеологизмов в тексте;
    • умение объяснить значение образного выражения;
    • запомнить и воспроизвести необычное словосочетание.

    Перед чтением необходимо дать детям соответствующую установку для выполнения указанных выше задач.

    Например, с детьми экспериментальной группы были проведены игры:

    «Раскрась картинку»

    Цель: знакомство детей с образными выражениями русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней.

    В начале  рассматриваются, вместе с детьми картинки, проводится беседа по их содержанию. Затем приступают к раскрашиванию.

    В процессе раскрашивания и штриховки ребенок упражняет свою руку, что способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев.

     «Фразеологический зверинец»

    Цель: учить детей подбирать фразеологизм, который связан с определенным образом животного.

    Описание игры: дошкольникам предложили плакат с рассказом о мальчике Пете, где он представлен в различных ситуациях. Воспитатель читал предложение, а дети должны были закончить его, используя изображение животного, выделить фразеологизм и объяснить его значение.

    «Найди нужную картинку»

    Цель: учить детей понимать переносное значение фразеологизмов.

    Описание игры: дошкольникам раздали листы с изображениями фразеологизмов. Затем предложили вспомнить, какие фразы мы употребляем, когда говорим о человеке, который чувствует себя не ловко, волнуется; когда нужно что-то быстро сделать; когда кому-то очень страшно; когда все дела сделаны успешно; когда у человека путаница в голове, и просили детей найти нужную для данного выражения картинку.

    Детей привлекает совместная работа по знакомству с образными выражениями. Они принимают активное участие в играх, с удовольствием рассматривают иллюстрации, составляют рассказы и выполняют игровые задания.

    Некоторые игры («Найди нужную картинку») вызывают затруднения у дошкольников. Причины в невнимательном поведении, отсутствии опыта при выполнении подобных игр. Такие дети часто отвлекаются при объяснении задания, не прилагают больших усилий, поэтому с ними необходимо заниматься дополнительно. С помощью рассказов о возникновении некоторых образных выражений и наглядного материала их можно заинтересовать.

    Особый интерес у детей вызывают раскраски. Постепенно ребят эта работа объединяет, появляется общая направленность интересов.

     Третий этап

    На третьем этапе планируется использование игр с более сложным по содержанию художественным материалом. Предполагается проведение некоторых игровых упражнений без наглядного материала. Характерной особенностью игр на данном этапе должны быть: большая умственная нагрузка при определении детьми переносного значения фразеологизмов, более высокий уровень самостоятельности и проявления творчества.

    Это игры:

    «Покажи фразеологизм»

    Цель: учить детей показывать ситуацию, соответствующую фразеологическому обороту и сам фразеологизм с помощью мимики и жестов.

    Описание игры: детям предлагали изобразить фразеологизмы  водой не разольешь, сидеть сложа руки, волосы вставали дыбом и ситуации, соответствующие им, с помощью мимики и жестов.

    «Назови, не ошибись!»

    Цель: учить детей подбирать фразеологизмы, подходящие по смыслу к различным ситуациям - в устной форме, без наглядного материала.

    «Я начну, а ты продолжи»

    Цель: научить детей заканчивать фразеологизм, начатый воспитателем: «крутится, как .... белка в колесе», «одна нога здесь, ... другая там» и другие,

    «Не тяни кота за хвост»

    Настольно-печатная игра.

    Цель: познакомить детей с образными выражениями, развить произвольное внимание, память, речь. Расширить словарный запас, развить смекалку и быстроту реакции.

    Дети с удовольствием изображают фразеологизмы с помощью мимики, жестов и отгадывают их. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, заинтересованное отношение к заданиям, желание получить положительную оценку и одобрение от сверстников. От детей требуется смекалка, осознанный подход к выполняемым упражнениям.

    ВЫВОД

    В процессе знакомства детей с образными выражениями целесообразно использовать разнообразные средства и методы, так как они способствуют прочному овладению знаний дошкольниками. Одним из средств ознакомления с фразеологизмами является игра, так как она способствует росту творческой активности у детей, развитию познавательного интереса к образным выражениям и делает процесс познания увлекательным и запоминающимся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту

    Автор Т.Г. Хромцова описывает преимущество дидактических игр и предлагает несколько игр для детей по данной теме....

    дидактическая игра как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.

    Подобранные дидактические игры дают возможность познакомить детей  с источниками опасности в быту,различать опасные прдметы,сформировать представление о мерах предосторожности,о способах безопасн...

    Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

    Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...

    Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактической игры как средства ознакомления детей 4-5 лет с живой природой

    В той статье описана работа по использованию дидактической игры природоведческого характера: проведена диагностика знаний детей 4-5 лет, подобрана и опробирована  система дидактических игр по озн...

    Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.

    Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из самых главных задач дошкольного образования.Данное направление в настоящее время достаточно актуально, так как современный ребёнок всё чаще о...

    Игра как средство ознакомления детей с фразеологизмами.

    ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.Свободное владение языком обусловлено усвоением его национальной специфики. Без знания...

    Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении зна­ний, предлагается осуществлять их накопление, углублен...