Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.
картотека на тему
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из самых главных задач дошкольного образования.Данное направление в настоящее время достаточно актуально, так как современный ребёнок всё чаще остаётся без присмотра взрослых. И ему необходимо не только иметь знания о личной безопасности, но и умение применять их на практике. Это позволит ребёнку не только знать об источниках опасности и как избежать опасных ситуаций, но и уметь правильно действовать в случае опасности. Предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр для ознакомления детей с правилами безопасности в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_kak_sredstvo_oznakomleniya_detey_s_pravilami_bezopasnosti_v_bytu.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.
Для того чтобы сделать ребёнка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.
Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП (опыт безопасного поведения) в быту, проявляется в следующем:
- каждый ребёнок максимально активен
- имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня), поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;
- поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон;
Игры должны отвечать следующим требованиям:
- реалистичны (изображенные предметы имеют чёткие формы, естественный цвет, максимально приближенны к реальным объектам);
- являются занимательными (содержат игровые элементы, задания), красочными, динамичными;
- отвечают конкретным образовательным задачам;
- соответствуют возрастным возможностям детей;
- предназначены, как для коллективного, так и для индивидуального использования;
Дидактические игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушениях, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребёнок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка ( умение выслушать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств ( сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребёнку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена.
Необходимо отметить, что роль взрослого меняется: при ознакомлении с игрой – как организатор детской деятельности; затем как участник, в дальнейшем с помощью Стобеда (или другого игрового персонажа) наблюдает, поясняет, подсказывает дошкольникам.
Картотека игр.
«Подбери игрушку Танюше».
Задачи: Закреплять представления о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:- игровая карта с изображением девочки и «весёлых» человечков;
- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать из предметов, показываемых весёлыми человечками, те, которыми можно играть, объяснить, почему
нельзя играть остальными.
«В мире опасных предметов».
Задачи: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание, воспитывать чувство сотрудничества.
Материал: игровое поле с изображением опасных предметов быта, фишки, кубик.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик и передвигает свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
«По типу лото».
Задачи: Закреплять знания детей об опасности некоторых бытовых предметов и о их месте нахождения.
Материал: Игровые карты с изображением места нахождения опасных предметов в быту: кухня, комната, ванная комната и др. Карточки с изображением различных предметов быта( электроприборы, острые предметы и т.д.)
Ход игры: С помощью считалочки выбирается ведущий, который будет вытаскивать карточки. Игроки, закрывая, нужной карточкой свою игровую карту рассказывают об опасности предмета. Кто быстрее закроет свою карту, тот выиграл.
«Часы безопасности».
Задачи: закреплять у детей дошкольников правила обращения с предметами быта.
Материал: часы со стрелкой, вместо цифр- картинки с изображением опасных предметов (ёлка, электрическая гирлянда, хлопушки, свеча и т. д.)
Ход игры: Дети по очереди крутят стрелку. На изображении какой картинки стрелка остановится, про тот предмет следует рассказать.
«Маленький Айболит»
Задачи: упражнять и закреплять знания и умения оказания первой медицинской помощи.
Материал: Две большие картинки с изображением на одной мальчика с порезом, на другой мальчика с ожогом. Маленькие карточки с изображением бинта, мази, таблетки, капли в нос, зелёнка и т.д.
Ход игры: подобрать картинки, которые подходят для оказания первой помощи при ожоге, порезе.
1вариант - правильно отобрать картинки ( что необходимо для оказания первой помощи при порезе, при ожоге).
2 вариант – разложить по порядку ( в какой последовательности оказывается помощь).
3 вариант – кто быстрее?
«Собери аптечку».
Задачи: закреплять знания детей о необходимых вещах, необходимых при оказании первой медицинской помощи; воспитывать чувство сотрудничества, эмпатии.
Материал: чемоданчик доктора, игрушечные пинцет, бинт, зеленка, йод, мазь и т.д.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в службу скорой помощи. Дети делятся на две команды: одна команда – врачи, вторая - больные (потом команды меняются ролями). Необходимо собрать аптечку, чтобы оказать первую медицинскую помощь. Потом можно дать задание: Кто быстрее?
«Если возник пожар».
Материал: шар (или мяч), стихотворение( подобрать стихотворение можно на любую тему)
Ход игры: Дети стоят в кругу. В руках ведущего ( воспитателя) воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.
Если участник игры замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.
Ведущий: Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар-
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…
Ребёнок: Пожар. (передача мяча)
Ведущий: Раз, два, три, четыре-
У кого пожар …?
Ребёнок: В квартире. (передача шара)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…?
Ребёнок: Утюг. (передача шара)
Ведущий: Красный отблеск побежал.
Кто со спичками …?
Ребёнок: Играл. (передача шара)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели сразу
Кто сушил бельё над …?
Ребёнок: Газом. (передача шара)
Ведущий: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жёг …?
Ребёнок: Листву. (передача шара)
Ведущий: Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…?
Ребёнок: Предметы. . (передача шара)
Ведущий: Помни каждый гражданин этот номер…?
Ребёнок: Ноль один. . (передача шара)
Ведущий: дым увидел - не зевай и пожарных…
Ребёнок: Вызывай. . (передача шара)
«Да - нет»
Задачи: Закреплять правила использования, например предметов которыми пользоваться надо очень осторожно (телевизор, инструменты и др.); формировать умение логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Ход игры: На вопросы водящего можно отвечать только «да» или «нет». Сначала выбирается водящий. Он отходит в сторону. Остальные дети договариваются, какое слово они загадают ( тему задаёт воспитатель). Затем приходит водящий и задаёт наводящие вопросы: где предмет находиться, какой он? Например: Этот предмет электрический? Он прямоугольный? Играя, первый раз, воспитатель роль водящего на себя должен взять воспитатель.
«Кто больше знает?»
Задачи: Обобщить знания детей о классификации предметов, которые могут быть опасны, о правилах безопасности; развивать память.
Ход игры: Вспомнить и назвать как можно больше электроприборов, колющих, режущих, предметов находящихся на кухне, в комнате, правил безопасности при их использовании…
«Кто больше заметит нарушений».
Задачи: Закреплять знания детей о безопасном поведении, о действиях которые необходимо выполнять в экстренных ситуациях; развивать память.
Материал: заготовленные рассказы, в которых присутствуют нарушения, фишки.
Ход игры: 1 вариант: Кто заметит в рассказе нарушение, должен хлопнуть в ладоши. После этого должен его назвать и исправить ошибку.
2 вариант: Заметив нарушение ребёнок, должен положить перед собой фишку. В конце рассказа он должен назвать нарушения и исправить его.
«Кто больше назовёт действий».
Задачи: закреплять правила безопасности; развивать умение соблюдать поочерёдность, развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель задаёт тему. Например, пожар. Кто больше назовёт действий, которые надо делать в случае пожара.
«Дидактический кубик»
Задачи: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание.
Материал: кубик на гранях которого приклеены картинки, с изображением ,например, пожара, затопления, электроприбора и острых предметов.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик. И рассказывают о той опасности, которая изображена на выпавшей грани.
Задания могут быть следующие:
- Рассказать о последствиях опасности;
- О предотвращении этой опасности;
- О действиях, которые необходимо выполнять, если такая ситуация произошла.
«Раз, два, три, что может быть опасно - найди».
Задачи: Закреплять представления детей об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода.
Ход игры: Воспитатель или ребёнок отворачивается и считает до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор.
«Что мы знаем о вещах?»
Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал:- Четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба, пожара.
- картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры: В игре принимают участие 4 ребёнка, каждый из них берёт себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель ( в дальнейшем ребёнок) является ведущим. Он поочерёдно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны определить, к какой может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
« Соедини по точкам» (пособие).
Задачи: Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: Листы с изображением контуров предметов (из точек).
Ход игры: Соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«Убери на место».
Задачи: Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки – предметы.
Ход игры:- на игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.
- На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом во всей «квартире».
- То же в игровом уголке.
«Так и не так».
Задачи: формировать у детей умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал: 2 карточки- с красным и с зелёным кружком, картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Ход игры: Игра может проводиться как индивидуально , так и в подгруппе. Под красную карточку(кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребёнка, под зелёную- неопасных (разрешённых).
Примерное содержание картинок:
Ребёнок сидит, читает, смотрит телевизор, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достаёт игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.
«Сто бед».
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать чувство эмпатии к другому человеку.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребёнком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
«Мы - спасатели».
Задачи: закреплять представления детей об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать чувство эмпатии.
Материал: Игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два- внизу); картинки на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры: На игровую карту воспитатель кладёт картинку с изображением опасной ситуации. Ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
Рекомендации по использованию игр:
Каждая игра может быть использована для любой темы для занятий по безопасности. В зависимости от выбранной темы будут корректироваться и задачи. Правила можно усложнять, изменять, в зависимости от индивидуальных особенностей группы.
Также многие игры из предложенных могут быть модифицированы (усовершенствованы).
Для изготовления предложенных игр никаких сложных конструкции и специфических материалов не требуется. Поэтому такие игры может сделать не только воспитатель в детском саду, но и родители в домашних условиях.