Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.
картотека на тему

Лебедева Галина Александровна

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из самых главных задач дошкольного образования.Данное направление в настоящее время достаточно актуально, так как современный ребёнок всё чаще остаётся без присмотра взрослых. И ему необходимо не только иметь знания о личной безопасности,  но и умение применять их на практике. Это позволит ребёнку не только знать об источниках опасности и как избежать опасных ситуаций, но и уметь правильно действовать в случае опасности. Предлагаю вашему вниманию подборку  дидактических игр для ознакомления детей с правилами безопасности в быту.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.

Для того чтобы сделать ребёнка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры.

Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП (опыт безопасного поведения) в быту, проявляется в следующем:

- каждый ребёнок максимально активен

- имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня), поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;

- поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон;

Игры должны  отвечать следующим требованиям:

- реалистичны (изображенные предметы имеют чёткие формы, естественный цвет, максимально приближенны к реальным объектам);

- являются занимательными (содержат игровые элементы, задания), красочными, динамичными;

- отвечают конкретным образовательным задачам;

- соответствуют возрастным возможностям детей;

- предназначены,  как для коллективного, так и для индивидуального использования;

Дидактические игры дают возможность:

- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;

- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушениях, о способах безопасного поведения;

- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребёнок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка ( умение выслушать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств ( сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребёнку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена.

Необходимо отметить, что роль взрослого меняется: при ознакомлении с игрой – как организатор детской деятельности; затем как участник, в дальнейшем с помощью Стобеда (или другого игрового персонажа) наблюдает, поясняет, подсказывает дошкольникам.

 

Картотека игр.

 «Подбери игрушку Танюше».

Задачи: Закреплять представления о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:- игровая карта с изображением девочки и  «весёлых» человечков;

- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать из предметов, показываемых весёлыми человечками, те, которыми можно играть, объяснить, почему

нельзя играть остальными.

 «В мире опасных предметов».

Задачи: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание, воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: игровое поле с изображением опасных предметов быта, фишки, кубик.

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик и передвигает свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.

 «По типу лото».

Задачи: Закреплять знания детей об опасности некоторых бытовых предметов и о их месте нахождения.

Материал: Игровые карты с изображением места нахождения опасных предметов в быту: кухня, комната, ванная комната и др. Карточки с изображением различных предметов быта( электроприборы, острые предметы и т.д.)

Ход игры: С помощью считалочки выбирается ведущий, который будет вытаскивать карточки. Игроки,  закрывая,  нужной карточкой свою игровую карту рассказывают об опасности предмета. Кто быстрее закроет свою карту, тот выиграл.

 «Часы безопасности».

Задачи: закреплять у детей дошкольников правила обращения с предметами быта.

Материал: часы со стрелкой, вместо цифр- картинки с изображением опасных предметов (ёлка, электрическая гирлянда, хлопушки, свеча и т. д.)

Ход игры: Дети по очереди крутят стрелку. На изображении какой картинки стрелка остановится, про тот предмет следует рассказать.

 «Маленький Айболит»

Задачи: упражнять и закреплять знания и умения оказания первой медицинской помощи.

Материал: Две большие картинки с изображением на одной мальчика с порезом, на другой мальчика с ожогом. Маленькие карточки с изображением бинта, мази, таблетки, капли в нос, зелёнка и т.д.

Ход игры:  подобрать картинки, которые подходят для оказания первой помощи при ожоге, порезе.

1вариант - правильно отобрать картинки ( что необходимо для оказания первой помощи при порезе, при ожоге).

2 вариант – разложить по порядку ( в какой последовательности оказывается помощь).

3 вариант – кто быстрее?

  «Собери аптечку».

Задачи: закреплять знания детей о необходимых вещах, необходимых при оказании первой медицинской помощи; воспитывать чувство сотрудничества, эмпатии.

Материал: чемоданчик доктора, игрушечные пинцет, бинт, зеленка, йод, мазь и т.д.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в службу скорой помощи. Дети делятся на две команды: одна команда – врачи, вторая -  больные (потом команды меняются ролями).  Необходимо собрать аптечку, чтобы оказать первую медицинскую помощь. Потом можно дать задание: Кто быстрее?    

«Если возник пожар».

Материал: шар (или мяч), стихотворение( подобрать стихотворение можно на любую тему)

Ход игры: Дети стоят в кругу. В руках ведущего ( воспитателя) воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Если участник игры замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.

Ведущий: Этот шар в руках недаром.

                  Раньше, если был пожар,

                  Ввысь взмывал сигнальный шар-

                  Звал пожарных в бой с пожаром.

                  Где с огнём беспечны люди,

                  Там взовьётся в небо шар,

                  Там всегда грозить нам будет

                  Злой…

Ребёнок:   Пожар. (передача мяча)

Ведущий:  Раз, два, три, четыре-

                  У кого пожар …?

Ребёнок:   В квартире. (передача шара)

Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг.

                  Кто не выключил…?

Ребёнок:  Утюг. (передача шара)

Ведущий: Красный отблеск побежал.

                  Кто со спичками …?

Ребёнок:  Играл. (передача шара)

Ведущий: Стол и шкаф сгорели сразу

                  Кто сушил бельё над …?

Ребёнок:   Газом. (передача шара)

Ведущий: Пламя прыгнуло в траву.

                 Кто у дома жёг …?

Ребёнок: Листву. (передача шара)

Ведущий: Кто бросал в огонь при этом

                 Незнакомые…?

Ребёнок: Предметы. . (передача шара)

Ведущий: Помни каждый гражданин этот номер…?

Ребёнок: Ноль один. . (передача шара)

Ведущий: дым увидел - не зевай и пожарных…

Ребёнок: Вызывай. . (передача шара)

«Да - нет»

Задачи: Закреплять правила использования, например предметов  которыми пользоваться  надо очень осторожно (телевизор, инструменты и др.); формировать умение логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры: На вопросы водящего можно отвечать только «да» или «нет». Сначала выбирается водящий. Он отходит в сторону. Остальные дети договариваются, какое слово они загадают ( тему задаёт воспитатель). Затем приходит водящий и задаёт наводящие вопросы: где предмет находиться, какой он? Например: Этот предмет электрический? Он прямоугольный?    Играя, первый  раз, воспитатель  роль водящего на себя должен взять воспитатель.

«Кто больше знает?»

Задачи: Обобщить знания детей о классификации предметов, которые могут быть опасны, о правилах безопасности; развивать память.

Ход игры: Вспомнить и назвать как можно больше электроприборов, колющих, режущих, предметов находящихся на кухне, в комнате, правил безопасности при их использовании…

 «Кто больше заметит нарушений».

Задачи: Закреплять знания детей о безопасном поведении, о действиях которые необходимо выполнять в экстренных ситуациях; развивать память.

Материал: заготовленные рассказы, в которых присутствуют нарушения, фишки.

Ход игры: 1 вариант: Кто заметит в рассказе нарушение, должен хлопнуть в ладоши. После этого должен его назвать и исправить ошибку.

                   2 вариант: Заметив нарушение ребёнок, должен положить перед собой фишку. В конце рассказа он должен назвать нарушения и исправить его.

«Кто больше назовёт действий».

Задачи: закреплять правила безопасности; развивать умение соблюдать поочерёдность, развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель задаёт тему. Например, пожар. Кто больше назовёт действий, которые надо делать в случае пожара.

«Дидактический кубик»

Задачи: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание.

Материал: кубик на гранях которого приклеены картинки,  с изображением ,например, пожара, затопления, электроприбора и острых предметов.

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик. И рассказывают о той опасности, которая изображена на выпавшей грани.

Задания могут быть следующие:

- Рассказать о последствиях опасности;

- О предотвращении этой опасности;

- О действиях, которые необходимо выполнять, если такая ситуация произошла.

«Раз, два, три, что может быть опасно - найди».

Задачи: Закреплять представления детей об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода.

Ход игры:  Воспитатель или ребёнок отворачивается и считает до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор.

«Что мы знаем о вещах?»

Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал:- Четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба, пожара.

- картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры: В игре принимают участие 4 ребёнка, каждый из них берёт себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель ( в дальнейшем ребёнок) является ведущим. Он поочерёдно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны определить, к какой  может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

« Соедини по точкам»  (пособие).

Задачи: Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику; воспитывать  умение доводить начатое дело до конца.

Материал: Листы с изображением контуров предметов (из точек).

Ход игры: Соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

«Убери на место».

Задачи: Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и детском саду.

Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки – предметы.

Ход игры:- на игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.

- На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом во всей «квартире».

- То же в игровом уголке.

«Так и не так».

Задачи: формировать у детей умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал: 2 карточки- с красным и с зелёным кружком, картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Ход игры: Игра может  проводиться  как индивидуально , так и в подгруппе. Под красную карточку(кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребёнка, под зелёную- неопасных (разрешённых).

Примерное содержание картинок:

Ребёнок сидит, читает, смотрит телевизор, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достаёт игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.

«Сто бед».

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать чувство эмпатии к другому человеку.

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.

Ход игры:  несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребёнком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

«Мы - спасатели».

Задачи: закреплять представления детей об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать чувство эмпатии.

Материал: Игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два- внизу); картинки на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры:  На игровую карту воспитатель кладёт картинку с изображением опасной ситуации. Ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

Рекомендации по использованию игр:

Каждая игра может быть использована для любой темы для занятий по безопасности. В зависимости от выбранной темы будут  корректироваться  и задачи. Правила можно усложнять, изменять, в зависимости от индивидуальных особенностей группы.

Также многие игры из предложенных  могут быть модифицированы (усовершенствованы).

 Для изготовления предложенных игр никаких сложных конструкции и специфических материалов не требуется. Поэтому такие игры может сделать   не только воспитатель в детском саду, но и родители в домашних условиях.