Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Как животные леса готовятся к зиме? – рассказывание по картине»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Ибадуллаева Зумурут Абдурахмановна

    Конспект занятия по развитию речи на тему:
    «Как животные леса готовятся к зиме? – рассказывание по картине»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи на тему:
    «Как животные леса готовятся к зиме? – рассказывание по картине»

    Задачи:

    1. Совершенствовать умение детей понимать идею предложенной картины и составлять по ней развернутый рассказ, используя таблицу.

    2. Побуждать детей к образованию сложных слов и введению их в активный словарь: длинноногий, короткохвостый, быстроногий…

    3. Воспитывать целеустремленность, стремление к самовыражению.

     

    Ход занятия

    I. Рассказ воспитателя.

    На улице - поздняя осень. Интересно, а что сейчас в лесу? Голый, холодный лес, но в нем тихо. Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. А кто остался??? (ответы детей…). Плохо осенью в лесу животным, голодно и холодно становится. В пустом лесу легко заметить и зайчика, и лису, и белку, которые поменяли цвет шерстки.

    Торопятся набить свои кладовые, заготавливают запасы пищи впрок животные. Да, звери готовятся к зиме, делают припасы и каждый день благодарят осень за ее подарки.

    Хотите, ребята побывать в осеннем лесу и понаблюдать за животными? (Аудиозапись с голосами леса.)

    - Воспитатель продолжает: «Лес для животных – дом, где они охотятся, пасутся, выводят потомство – в общем, круглый год заняты делом. Чувствуют они себя в этом доме хорошо, потому что приспособлены к жизни в лесу. Лес большой, значит в нем много каких животных?» - (согласование сущ. в разных падежах: волков, лис, медведей, зайцев…). (Перечислить – обобщить: дикие животные.)

    Почему мы их называем дикими? – (живут в лесу, сами себе добывают пищу, защищаются от врагов, т.е заботятся о себе сами. А природа позаботилась о них).

    Порассуждаем, что помогает животным выжить в суровых условиях леса?

     

    II. Обратить внимание детей на картину «Осень в лесу».

    - О чем хочет рассказать нам художник этой картины?» - (ответы детей).

    Воспитатель: «В каждое время года у животных свои заботы. Весной – главная забота для животных – вывести потомство. Они обустраивают место, выводят детенышей. Летом – тепло, корма всякого много, забота у взрослых зверей только одна – растить свое потомство, научить его многому.

    Другое дело – осень: посмотрите на картину, какая главная забота у животных осенью? (готовиться к зиме).

    - Что необходимо приготовить к зиме животным? – (припасы, жилища, некоторые животные меняют цвет шерсти…).

    - Зачем необходимо животным готовиться к зиме? – зимой морозы, нет никакой еды, а значит, животным придется очень трудно жить.

    Воспитатель: Верно, каждый зверь готовится к зиме по-своему. А природа распорядилась помочь животным.

    - Что об этом спешит сообщить нам картина?

    - Проблема. – Что же мы увидели? – ответы детей.

    - Картина просто замечательная. Хотите мы сейчас все вместе составим рассказ о том, как животные готовятся к зиме? А, чтобы наш рассказ получился полный вспомним, что мы знаем о тех животных, которых сейчас назвали. А начнем мы???...

     

    III. Поиграем в игру: «Закончи предложение»: (работа с предметным словарем и словарем прилагательных).

    1. У медведя маленькие, круглые …(уши), косолапые …(лапы); и поэтому его называем … (косолапым, неуклюжим).

    2. У лисы длинный пушистый…(хвост), вытянутая …(мордочка); она любит длинным хвостом быстро заметать следы, значит о ней мы скажем какая она? (длиннохвостая, шустрая, хитрая).

    3. У зайца длинные быстрые … (ноги), короткий пушистый…(хвост), значит он … (быстроногий, короткохвостый), он сидит под кусточком и дрожит, боится, поэтому он … (боязливый).

    4. У лося ветвистые …(рога), крепкие, быстрые…(ноги), значит он … (быстроногий, важный, сильный).

    5. У волка острые, крепкие…(зубы), далековидящие …(глаза). 0н – зубастый, зоркий.

    6. У ежа тонкие, колючие …(иголки), чуткий…(нос), ноги коротенькие, поэтому еж … (коротконогий, шустрый, колючий).

    7. У рыси пушистая, пятнистая…(шерсть), на ногах острые …(когти), на ушах… (кисточки); она любит охотиться на других животных, значит рысь …(хищник), она ловко прыгает с дерево на дерево, значит это животное…(ловкое).             

    8. У белки красивый, пушистый ...(хвост), на лапках цепкие …(коготки), на ушах…(кисточки), она быстро может прыгать с ветки на ветку в лесу, значит белка какая …(ловкая); с какой по цвету шерсткой…(рыжей); - самое маленькое животное леса, о нем тоже необходимо сегодня сказать: мышка.                     

    9. У мышки вытянутая …(мордочка), короткий тонкий …(хвост), острые …(зубки), любит ими все грызть; она такая маленькая, что может пролезть в самую узкую щелку, значит она какая? … (шустрая, ловкая, быстрая, острозубая, короткохвостая).

    10. У кабана тело покрыто жесткими волосками …(щетиной), его нос, как у свиньи …(пятачок), которым кабан быстро может рыть землю, на мордочке два острых ... (клыка), чуткие большие … (уши); на ногах … (копыта).

    Воспитатель: Вот как много разных слов мы сказали о животных! (Можно выбрать лишь несколько животных для описания.)

    Отдохнем, игра с пальчиками:

    Еж, медведь, барсук, енот

    Спят зимою каждый год.

    Волка, зайца, рысь, лису

    И зимой найдешь в лесу.

    А теперь надо вспомнить жилища многих из животных, тогда нам легче будет понять, что для животных – зима?

    Игра «Чей дом»: К зиме все звери готовят себе дома:

    - Медведь выбирает …(берлогу);

    - Белка ищет … (дупло);

    - Лиса роет …(нору);

    - Волк устраивает …(логово);

    - Мыши зимуют – в норках;            

    - Какого самого маленького зверька вы увидели? (мышка). Чем она так занята? – (колосок потащила в свою норку).

    Воспитатель: мышки особенно усердно натаскивают себе припасы. Многие из них вырыли себе норки прямо в стогах сена, в хлебных скирдах и каждую ночь воруют зерно с хлебных полей. Надо оберегать от них урожай.

    А многие звери никаких особых кладовых себе не устраивают.

    Они сами себе кладовые. Просто наедятся за осенние месяцы, станут толстые – претолстые, жирные – прежирные – и все тут. Жир ведь тот же запас пищи.

    Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь. А уж кровь разносит пищу по всему телу. Кто так спит? (а еще, кроме медведя, барсук, енот, летучие мыши). Они крепко спят всю зиму, а жир их не только питает, но еще и греет, он холода не пропускает.

    Чем занят медведь? Медведь таскает сухие ветки, еще добавим - мох и под корнями сваленного дерева устроит себе берлогу.

    Обратите внимание на белок. На одной картине она рыжая, а на другой серая. Кто знает, почему? (меняет цвет шерстки). Зачем? (чтобы не было ее заметно). Шерстка становится густая, шелковистая. Зачем? (она теплее летней).   

    Кто еще меняет цвет шерсти? (лиса, заяц) – обратить внимание на картине.

    - Что белка заготавливает на зиму? (запасает орехи, желуди. Складывает их в дупло, а грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.). Зачем? (зимой найдет и полакомиться). А кроме еды, что важно приготовить белке? (дупло).

    Как она его утепляет? (веточками, сучками, да еще и подстилку теплую выстелет, а в морозы прикроется пушистым хвостиком и спит).

    - Еж собирает грибочки, дикие яблочки, найдет ямку в трухлявом пне, натаскает туда листьев – вот и готово жилье на зиму.

    Много мы с вами вспомнили, что знаем о диких животных. Как вы думаете, теперь легко будет составить рассказ на тему: «Как животные к зиме готовятся?

     

    IV. Физкультминутка: «Есть у каждого свой дом»

    У лисы в лесу глухом

    Есть нора – надежный дом.

    Не страшны зимой метели

    Белочке в дупле на ели.

    Под кустами еж колючий

    Нагребает листья в кучу.

    Из ветвей, корней, коры

    Хатки делают бобры.

    Спит в берлоге косолапый,

    До весны сосет там лапу.

    Есть у каждого свой дом

    До весны уютно в нем.

     

    V. А поможет рассказать нам его - план, который подскажет, что сказать и когда. Показать детям мнемотаблицу (алгоритм рассказа):

    Вот наш план – рисованный. И рассказывать мы будем так:

    - Сначала скажем, что наступила …(осень), осень какая? …(поздняя).

    - Затем необходимо рассказать какой лес осенью … (голый, холодный, тихий, пустой).

    - Как вы думаете, что расскажем потом? (будем рассказывать о разных животных, как они готовятся осенью к зиме).

     Чем наш рассказ закончить? (плохо животным в лесу, но, если они позаботились о себе, подготовились к зиме, то легче им будет перезимовать).

     

    VI. Составление рассказов детьми. Спросить последовательно по алгоритму несколько детей, чтобы получился полный рассказ. Затем повторить его с другой подгруппой детей.

    Анализ: Мы сумели составить с вами рассказ по картине? Почему?

    Повторить физкультминутку.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Путешествие в заколдованный лес » Конспект занятия по развитию речи Лексическая тема: « Дикие животные наших лесов и их детеныши»(подготовительная к школе группа для с ОНР)

    « Путешествие в заколдованный лес ».Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши. Коррекционно-образовательные цели.Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».Образов...

    Конспект занятия по развитию речи по теме «Домашние животные».

    Увлекательное занятие по развитию речи, в котором дети совершают путешествие вместе с любимым сказочным персонажем Колобком.  Вместе им предстоит вспомнить названия диких и домашних животных, их ...

    План - конспект занятия по развитию речи на тему «Дикие животные и их детеныши» в подготовительной к школе логопедической группе

    Занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему "Дикие животные"...

    Конспект занятия по развитию речи по теме "Домашние животные"

    Конпект логопедического занятия по развитию речи для детей 5-6 лет....

    конспект занятия по развитию речи на тему: домашние животные

    1.Дети должны правильно изменить слово по образцу.2.Выделение четвертого лишнего. 3.Дети вспоминают какие домашние животные есть у них и какие у них клички....

    Конспект занятия по развитию речи на тему «Дикие животные и их детеныши» в подготовительной группе.

    Дети учатся  составлять рассказ по картинно-графическому  плану, образовывать сложные слова типа «длинноногий»....

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Домашние животные» во второй младшей группе

    Цель:- Обогащать и систематизировать словарный запас.- Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные».- Развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие....