как развивать речь ребенка
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют люди, которые окружают ребёнка.

—Благоприятная почва для успешного развития речи закладывается именно в период дошкольного детства. Огромная ответственность ложится на воспитателя. Поэтому правильно подобранные приёмы и методы по развитию речи малыша, благоприятно влияют на развития ребёнка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_v_zhizni_cheloveka.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле .

        Благоприятная почва для успешного развития речи закладывается именно в период дошкольного детства. Огромная ответственность ложится на воспитателя. Поэтому правильно подобранные приёмы и методы по развитию речи малыша, благоприятно влияют на развития ребёнка в целом.

        Хочу остановиться на приме использования фольклорных произведений. Этот приём позволяет разить речь детей в доступной и интересной форме.

Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, формирует и обогащает словарь. Звучность, ритмичность, напевность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в сою очередь способствует развитию разговорной речи.

        Колыбельные песни обогащают словарь за счёт того, что содержат много сведений об окружающем мире и о тех предметах, которые привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

С  помощью потешек, народных песенок  можно развивать фонематический слух, так как они используют наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Образовательную деятельность  с использованием русского фольклора рассматриваем как яркое общение с малышами. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют.  Это тоже формирует речь ребенка.

Используются потешки в разных видах деятельности.

Строим домик: «Кошка в окошке рубашку шьёт. Курочка в сапожках избушку метёт».

На лепке лепим оладушки и обыгрываем  «Ладушки, ладушки испекли оладушки».

Так, во время умывания используем потешку : «Чистая водичка, моет Егору

личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. Для одевания, мы проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку.» 

В режимных моментах используются потешки на основе подвижных игр, например: «У медведя во бору»

Основной вид деятельности дошкольника – игра.

Ранний дошкольный возраст ребёнка самый ответственный в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребёнка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способность подражать и формирование собственной активной речи.

С самого рождения ребёнка окружает множество звуков: шум ветра, шелест листьев, речь людей. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно.        Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слышать и понимать речь.  Для того, чтобы ребёнок научился чисто и ясно произносить звуки, выговаривать слова, говорить выразительно он должен научиться напрягать слух. Эта способность не возникает сама.  Её нужно развивать с первых лет жизни.  Лучше всего это делать в игре. И в этом помогают игры, развивающие слух. Например: «Кто что услышит?», «Кто внимательный?».

Голосовой аппарат малыша ещё недостаточно окреп. Ребёнок не всегда может им правильно пользоваться, или говорит шёпотом, или наоборот кричит. Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же слова надо произносить с различной громкостью.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Можно использовать подвижные игры и физкультминутки со стихотворным текстом. Стихотворение подбирают так, чтобы оно совпадало с двигательной активностью ребёнка.

Развитие речи тесно связано с движением пальцев рук. Упражнения для пальцев является хорошим стимулом возникновения речи. Здесь можно использовать разнообразные упражнения, как без речевого сопровождения так и с речевым.

Также развитие словаря формируют картинки и иллюстрации. Можно предъявлять картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки. Это зависит от задач, которые ставит воспитатель.

Можно подбирать к каждой сюжетной картинке соответствующую игрушку или предмет.  Дети, используя их, изображают, передают своим действием ее содержание. Такие занятия детям нравятся, их речевую активность стимулирует желание после рассматривания воспроизвести самому действие.

Папа и мама – самые любимые собеседники ребёнка. При этом они должны не только сами рассказать что-то ребёнку, но и побудить его выразить свои мысли словами. Проследить за собой, может быть, они ловят  каждое желание малыша и тут же его выполняют? В этом случае у него не будет стимула разговаривать. Если же ребёнок задаёт  вопросы, то родители должны постараться тут же ему ответить, а не оставлять на потом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как формировать и развивать речь ребенка. Подготовка ребенка к школе".

Советы по развитию речи детей с ОНР при подготовке к обучению в школе....

Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.Раннее детство и развитие речиРанний возраст (от рож...