Конспект НОД по речевому развитию «Весна пришла!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шевченко Елизавета Викторовна

Конспект НОД по речевому развитию «Весна пришла!»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы и т. д.) .

Задачи:

• формировать умения детей устанавливать причинно-следственные связи в природе;

• развивать диалогическую речь, слуховое внимание;

• развивать логическое мышление;

• удовлетворить детскую любознательность посредством игровых ситуаций;

• воспитывать у детей любовь к природе.

Развивающая среда: картинки с явлениями природы, картинки с изображением птиц, картины на весеннюю тематику. Запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Ход беседы:

1. Под музыку П. И. Чайковского «Времена года (апрель) » в группу входит воспитатель в костюме «весны» и читает детям стихотворение:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

- Ребята, это стихотворение написал Афанасий Фет. Какое это стихотворение - веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы) .

- Ребята, я принесла вам карточки. Посмотрите и расскажите, какие явления природы на них изображены (Ребята выходят и называют явления природы) .

- Какие времена года вы знаете? (ответы детей). Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние) .

- Сколько месяцев в году? (12)

- Братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) .

2. Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?

Ответы детей (Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает) .

- Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель) .

- Что происходит в марте месяце в жизни с лесных обитателей? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.)

- Как ведут себя птицы в марте? (Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе») .

П/и «Птичьи гнезда»

Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и умение действовать по сигналу. Упражнять детей в беге.

Ход игры: На полу лежат обручи – «гнезда». Число гнезд = половине числа играющих. Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу воспитателя «грачи прилетели» они бегут в «гнезда». Дети, оставшиеся без «домика» считаются проигравшими. Продолжительность игры 2-3 минуты.

- Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)

3. Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи) .

- Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто - зеленым облаком) .

- Какие цветы расцветают в апреле? (подснежники.)

- Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы) .

- Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые) .

- Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук) .

- Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север) .

Д/и «Перелетные птицы» (На доске картинки с изображением зимующих и перелетных птиц. Дети по одному подходят и берут картинки с изображением только перелетных птиц) .

Игровое упражнение «Танины марки».

4. Май - сердце весны.

Месяц май - пой да гуляй!

- Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего месяц май прозывают «месяц «Ай! »? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец.

- Расскажите о погоде в мае (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга) .

- Почему май называют «песенником»? (Прилетели к нам птицы и поют - заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами) .

- Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? (В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы) .

- Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.

- Почему май в народе называют «цветень»? (В мае ва лесу распускаются ландыши, мать- и-мачеха. Расцветают деревья и е кустарники: тополь, сирень, черемуха. Цветут плодовые деревья: яблони, вишни, сливы) .

Рисование (нетрадиционный метод «пальчиками») «Мать-и-мачеха»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию «Весна пришла!»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы и т. д.) .

Задачи:

• формировать умения детей устанавливать причинно-следственные связи в природе;

• развивать диалогическую речь, слуховое внимание;

• развивать логическое мышление;

• удовлетворить детскую любознательность посредством игровых ситуаций;

• воспитывать у детей любовь к природе.

Развивающая среда: картинки с явлениями природы, картинки с изображением птиц, картины на весеннюю тематику. Запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Ход беседы:

1. Под музыку П. И. Чайковского «Времена года (апрель) » в группу входит воспитатель в костюме «весны» и читает детям стихотворение:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

- Ребята, это стихотворение написал Афанасий Фет. Какое это стихотворение - веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы) .

- Ребята, я принесла вам карточки. Посмотрите и расскажите, какие явления природы на них изображены (Ребята выходят и называют явления природы) .

- Какие времена года вы знаете? (ответы детей). Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние) .

- Сколько месяцев в году? (12)

- Братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) .

2. Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?

Ответы детей (Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает) .

- Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель) .

- Что происходит в марте месяце в жизни с лесных обитателей? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.)

- Как ведут себя птицы в марте? (Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе») .

П/и «Птичьи гнезда»

Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и умение действовать по сигналу. Упражнять детей в беге.

Ход игры: На полу лежат обручи – «гнезда». Число гнезд = половине числа играющих. Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу воспитателя «грачи прилетели» они бегут в «гнезда». Дети, оставшиеся без «домика» считаются проигравшими. Продолжительность игры 2-3 минуты.

- Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)

3. Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи) .

- Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто - зеленым облаком) .

- Какие цветы расцветают в апреле? (подснежники.)

- Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы) .

- Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые) .

- Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук) .

- Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север) .

Д/и «Перелетные птицы» (На доске картинки с изображением зимующих и перелетных птиц. Дети по одному подходят и берут картинки с изображением только перелетных птиц) .

Игровое упражнение «Танины марки».

4. Май - сердце весны.

Месяц май - пой да гуляй!

- Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего месяц май прозывают «месяц «Ай! »? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец.

- Расскажите о погоде в мае (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга) .

- Почему май называют «песенником»? (Прилетели к нам птицы и поют - заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами) .

- Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? (В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы) .

- Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.

- Почему май в народе называют «цветень»? (В мае ва лесу распускаются ландыши, мать- и-мачеха. Расцветают деревья и е кустарники: тополь, сирень, черемуха. Цветут плодовые деревья: яблони, вишни, сливы) .

Рисование (нетрадиционный метод «пальчиками») «Мать-и-мачеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "Весна. Прилет птиц."

Открытое фронтальное занятие в старшей группе с ТНР на тему : «Весна. Прилёт птиц».Учитель – логопед Бенкогенова Н.А....

Конспект занятия по речевому развитию "Весна пришла" старшая группа

Знакомство детей с временем года весна, её характерными признаками....

Конспект НОД по познавательному развитию "Весна пришла" в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию "Весна пришла" в средней группе...

Конспект занятия по речевому развитию "Весна пришла".

Материал полезен воспитателм для закрепления примет весеннего времени года...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Весна пришла»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Весна пришла»...