Дыхательная гимнастика
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Если у ребенка  не сформировано речевое дыхание, в речи у него может не хватить выдоха, и фразу он будет продолжать на вдохе -   это  повод к запинкам в речи и заиканию. Развивать речевое дыхание поможет комплекс дыхательной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

для формирования правильного речевого выдоха

Подготовила :

учитель –логопед Воробьева Г.А.

Если у ребенка  не сформировано речевое дыхание, в речи у него может не хватить выдоха, и фразу он будет продолжать на вдохе -   это  повод к запинкам в речи и заиканию. Развивать речевое дыхание поможет комплекс дыхательной гимнастики..

Дыхательная гимнастика.

Длительность каждого упражнения 4 – 5 минут, повторение 2 – 3 раза в течение дня, каждое упражнение отрабатывать в течение 1 недели. ( в кабинете нужна кушетка).

1 этап.  Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания. Даем ребенку ощутить дыхание, сосредотачивая внимание на животе.

                1 упр. Ребенок находится в положении лежа на спине. На животик ребенка в области диафрагмы кладут легкую игрушку  для зрительного контроля поднимания и опускания при вдохе и выдохе. «Качаю рыбку на волне, то вверх, то вниз плывет по мне».

             2 упр. Ребенок в положении лежа на спине кладет свою ладонь на область диафрагмы  для зрительных и тактильных ощущений. «Вдох – животик поднимается, выдох – животик опускается».

           3 упр. Ребенок находится в положении сидя на стульчике,  кладет свою ладонь на животик в районе диафрагмы. «Животик надувается, как шарик».

        4 упр. Ребенок находится в положении стоя, кладет себе ладонь на область диафрагмы ( дополнительный контроль в зеркале). Контролировать, чтобы вдох не был форсированным ( не поднимались плечи), чтобы не переходил ребенок на ключичное дыхание. У ребенка может быть несоответствие между дыханием и надуванием живота.

11 этап. Развитие грудобрюшного   типа дыхания, включение элементов дыхательной гимнастики Стрельниковой. Каждое упражнение  - 4 – 5 мин. На весь этап уйдет 12 – 14 недель.

А комплекс: стоя.

        1 упр. Выполнение пары быстрых вдохов. И.п.: ребенок стоит перед логопедом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. «Будем нюхать, как собачки носом быстро 2 раза и делать выдох через рот».

        2 упр. И.п. тоже. Выполнение 2 быстрых вдохов по условному сигналу логопеда ( взмах рукой). «Понюхай пирожок, Дружок» (взмах рукой).

        3 упр. Выполнение 2 быстрых вдохов  при одновременном повороте головы то вправо, то влево (и.п. то же). «Собачка ищет зайчика и быстро нюхает 2 раза воздух справа, потом выдох, затем – слева и выдох».

4 упр. Выполнение 2 быстрых вдохов при одновременном поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположном направлении. «Нюхаем и слушаем, где зайчик» (и.п. то же).

5 упр. Выполнение пары быстрых вдохов при поднятии подбородка, и.п. то же. «Подняли голову, нюх, нюх, опустили в и.п. -  выдох»

6 упр. Выполнение пары быстрых вдохов при одновременном наклоне головы то к правому, то к левому плечу.

Б комплекс: с движением. 4 - 8 мин. каждое упражнение,  комплекс на 6 недель. Помогать детям хлопками и командами вдох, выдох.

1 упр. Дети стоят в колонне; 1 шаг – пара быстрых вдохов, 2, 3, 4 шаг – непроизвольный выдох.

2 упр. Дети стоят в колонне; 1 шаг – поворот головы  влево (вправо) и пара быстрых вдохов, 2, 3, 4 шаг – голова в и.п., непроизвольный выдох.

3 упр. Дети стоят в колонне , 1 шаг – ладонь подносится то к правому, то к левому уху, делать пару быстрых вдохов при повороте головы, 2, 3, 4 шаг -  и.п. и непроизвольный выдох.

4 упр. Дети стоят в колонне, 1 шаг – подбородок поднять вверх, 2 быстрых вдоха, 2, 3, 4 шаг – голова в и.п. и выдох.

5 упр. Дети стоят в колонне,  1 шаг – наклон головы то к правому, то к левому плечу, 2 быстрых  вдоха, 2, 3, 4 шаг – голова в и.п. и непроизвольный выдох.

6 упр. Дети стоят в колонне, 1 шаг – поворот головы то вправо, то влево + пара быстрых вдоха + хлопок,      2, 3, 4 шаг – и.п. + 3 хлопка и выдох.

В комплекс. 8 – 10 минут на каждое упражнение, разучивать каждое упражнение 1 неделю, весь комплекс 3 недели. Комплекс на увеличение объема легких.

         1 упр.  Выполнение встречных движений рук из и.п. ноги на ширине плеч, руки полочкой перед грудью. Пара быстрых вдохов- руки к плечам, руки в и.п. – непроизвольный выдох.

         2 упр.  Выполнение пары быстрых вдохов при встречных движениях рук , после чего  руки возвращаются в и.п. и осуществляется непроизвольный выдох.

        3 упр. Выполнение пары быстрых вдохов при наклонах  туловища и движении рук. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти как бы сжимают рукоятку насоса. Наклон – 2 быстрых вдоха, распрямляемся – выдох.

111 этап.  Развитие фонационного выдоха ( озвученного).

         1 упр. Выполнение пары быстрых вдохов и пропевание на выдохе гласного звука  (а, о, у, и, э),   (и. п. – основная стойка). Следить, чтобы ребенок не кричал, а пел, выдыхая плавно ( мягкая атака гласных – совпадение выдоха и звучания звука) .

        2 упр. Выполнение РОТОВОГО  вдоха вместо пары быстрых вдохов носом. Удивление – вдох  ааааааааааааааааааа (поем).

        3 упр. Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука при медленном возвращении рук в и.п.. Тихо удивляемся+руки  вверх быстро, удивляемся аааааааааааааааааааааааа (поем),  руки вниз медленно.

        4 упр. Выполнение ротового вдоха и пение  на выдохе звука ууууууууууууууу с изменением силы голоса(вдох ротовой + руки вверх быстро – тихо удивляемся; медленно руки вниз – громко гудит паровоз ууууууууууууууууууу.

        5  упр. Ротовой вдох и пение на выдохе иииииииииииииииииииииии с изменением высоты голоса (большой и маленький медведь).

        6 упр. Ротовой вдох и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией. Вдох –тихо, быстро, на плавном выдохе пропевание аааа!ооооо?уууу.ээээ!

        7 упр. Ротовой вдох и длительное пение на выдохе гласного звука  по команде логопеда (у кого выдох длиннее).

IV этап.  Развитие речевого дыхания.

А комплекс. Пропевание слогов.

1, 2 упр. Ротовой быстрый вдох и медленный плавный выдох с пропеванием слога с правильно произносимыми звуками( маааааааааааа)

Б комплекс.

        1 упр. Ротовой вдох и на выдохе произносить нараспев  2-хсложные слова по слогам ( маааа – маааа)

        2 упр. Ротовой вдох и на выдохе произносить нараспев 3- хсложные слова по слогам (мааа – шииии – наааа).

В комплекс.

        1 упр. Ротовой вдох и на выдохе произносить нараспев фразы, состоящей из 2  слов. (Вдох --- ма-ши-на – е- дет)

        2 упр. Ротовой вдох и на выдохе произносить нараспев фразу из 3 слов.

        3 упр. Ротовой вдох, на выдохе произносить нараспев фразу из 4 слов.

            4 упр. Ротовой вдох, на выдохе произносить нараспев фразу из 4 слов +союз и.

С комплекс.

        1 упр. Произнесение по схеме нараспев 2-х стихотворных фраз (кол-во слов схематически выкладывается на доске).

        2 упр. Произнесение по схеме нараспев 4-х стихотворных фраз (кол-во слов схематически выкладывается на доске).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...