"Роль рифмы в развитии речи дошкольников"
статья по развитию речи на тему

Грезина Валентина Ивановна

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании речи у ребенка – это основное условие успешного обучения в школе. Именно через речь развивается мышление, ведь с помощью слов мы материализуем свои мысли и делимся ими с другими людьми. Речь ребенка – не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слова выступают как средство познания и общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_rifmy_v_razvitii_rechi.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль рифмы в развитии речи дошкольников.

       Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании речи у ребенка – это основное условие успешного обучения в школе. Именно через речь развивается мышление, ведь с помощью слов мы материализуем свои мысли и делимся ими с другими людьми. Речь ребенка – не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слова выступают как средство познания и общения.

Как же научить малыша говорить четко, выразительно, точно и образно формулируя мысли? Стихотворение – самый доступный для детей текст. Малыш, еще не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам. Рифмованная речь, основанная на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой избирательного отношения ребенка к рифме. Самый близкий к этому явлению ритм – биение сердца (врожденный биоритм), следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь – врожденное качество. Поэзия богата яркими образами, красочна, зрелищна и фонетически очень насыщена. Ребенок чувствует эту особенность, и тянется интуитивно именно к таким произведениям. Ритмичность и слаженность стихотворных строк способствует их быстрому запоминанию. Движение, слово, картинка – все это вместе активизирует нервные окончания в коре головного мозга, что поможет ребенку  воспроизвести текст и знания, которые он в себе несет.

Богатейшим материалом, основой для игры, развивающих коммуникативные навыки, развивающие речь во всех ее аспектах, является русский народный фольклор. Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Колыбельные песни, потешки, шуточные песенки, забавные сказочки входят в жизнь ребенка в раннем детстве, радуют, развлекают, утешают, учат его. Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия помогают овладеть правильным звукопроизношением. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивают скороговорки и чистоговорки. Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой - либо звук, они нужны для отработки звукопроизношения, развития силы толоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, совершенствования дикции, а также для коррекции лексико– грамматической и фонетической стороны речи. Особенно интересной формой фольклора является загадка, через нее дети учатся видеть признаки предметов, умению делать самостоятельные выводы, умозаключения, умению ярко и выразительно передавать образ. Считалки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности. Именно через игру ребенок познает мир, осваивает речь в процессе общения.

Чтобы развитие речи проходило более быстро и успешно, необходимо использование специально разработанного стихотворного материала, который  позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него игровой форме. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Движения в сочетании с веселыми стихами не только оказывают положительное воздействие на речевое развитие ребенка, но и приносит ему радость, способствует созданию хорошего эмоционального тонуса, помогают совершенствованию движений.

Особое место в работе над речью занимают пальчиковые игры, жестовые и музыкальные игры, пение и движение. Совокупность движения тела, мелкой моторики и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогают избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Логоритмические занятия основаны  на связи слова, движения и музыки. Они включают пальчиковые, речевые, музыкально- двигательные и коммуникативные игры, артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения, танцы под декламацию или пение взрослого, игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движением. Такие игры можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах.

        Очень важно, чтобы эти игры, потешки и небольшие образные стихи были в обиходе не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Этому необходимо научить родителей. Для этого нужно пригласить их на родительское собрание и рассказать о целесообразности такой работы с детьми, о том, какие они дают результаты, как помогают малышам развиваться. Показать и обязательно поиграть с родителями. Распечатать игры и раздать их родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Роль игры в развитии речи дошкольников»

Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - ре...

Презентация «Роль игры в развитии речи дошкольников»

Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием встречая языковые трудности на пути и достижению цели, ребёнок обращае...

Роль фольклора в развитии речи дошкольников

Мой опыт работы ро развитию речи дошкольников...

Роль дыхания в развитии речи дошкольника.

Роль  дыхания  в развитии речи дошкольника....

Роль родителей в развитии речи дошкольников

В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Доста...

Консультация "Роль фольклора в развитии речи дошкольников."

1) Фольклор как средство развития речи.2) Воспитание звуковой культуры речи с помощью различных русского фольклора.3) Формирование заучной речи с помощью озвучивания и обыгрывания фольклорного текста....