Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности с детьми раннего возраста
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Представлены потешки для использования в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_folklora_s_detmi_rannego_vozrasta.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Норец Людмила Викторовна

 воспитатель ВКК

        МБДОУ ЦРР-д/с №27 «Сказка»

                                                                                       муниципального образования                                 г. Саяногорск  

Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности с детьми раннего возраста

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям.

Ценность фольклора заключается  в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослыми короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока – ворона») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

В адаптационный период можно использовать такие потешки:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Пашенька - хороший,

Пашенька - пригожий!

В светлом теремочке

Выросла Иринка,

Люди её любят,

Все её голубят.

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся мой дружок,

Вставай мой Юрочка.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей, отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко успокаивают, настраивают на сон, отдых. Воспитатель использует потешки, чтобы заставить детей двигаться, например:

Наши, наши малыши – хороши, хороши!

Ну-ка, ножкой попляши, попляши!

Наши, наши малыши – хороши, хороши!

Ну-ка, ручкой попляши, попляши!

Все ребята молодцы!

Мы вам всем похлопаем,

Ножками потопаем,

Ручками помашем,

Вместе с вами спляшем.

Зайка серый умывается,

Зайка в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садить,

А то деточки пойдут

Через киску упадут.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерна взялась,

Зайка – за капусту,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Пришел сегодня в гости

Не доктор Айболит

Пришел сегодня в гости

Хороший аппетит!

Большую взял тарелку

И ну стучать по дну:

«Скорее дайте каши!

Хоть ложечку одну!»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку – на донышко!

Ждут меня котята,

Малые ребята,

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко!

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Воспитатели младших групп обращаются к потешкам при подготовке детей ко сну:

«Вот и люди спят,

Вот и звери спят…»

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Машу усыплять:

«Спи малютка, почивай,

Глаз своих не открывай!»

Люли, люли, люли,

Все давно уснули.

Одна Юлечка не спит,

Она в окошечко глядит.

Под окошком петушок

Громко песенку поет,

Громко песенку поет

Юле спать не дает.

А ты Юлечка, усни

Крепкий сон к тебе приди.

Вот Кирюшина кроватка,

Чтобы спал Кирюша сладко,

Чтоб во сне он подрастал,

Чтоб большим скорее стал.

Во время одевания на прогулку, можно использовать такие потешки:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки

Если дождик пойдет,

Наденем галошки.

А-чки, чки,чки!

Мы купили башмачки.

Ой какие мы купили

Веселые башмачки!

Раз шагнешь, другой шагнешь,

А потом, потом, потом

Плясать пойдешь!

Вот ботинки для Маринки,

Не ботинки, а картинки.

Чтобы в них гулять ходить,

Бегать, прыгать и шалить.

Малые формы фольклора можно использовать при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождать процесс умывания словами:

Чистая водичка,

Моет Саше личико,

Анечке –ладошки,

А пальчики Алешке.

Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся.

Друг другу улыбаемся.

Мы намылим наши ручки,

Раз, два,три. Раз, два, три.

А над ручками как тучки

Пузыри, пузыри.

Буль – буль – буль

Журчит водица.

Все ребята любят мыться

Льется чистая водица-

Вот как мы умеем мыться

Руки надо чисто мыть-

Рукава нельзя мочить!

При причесывании девочек, ласково приговаривать:

Расти коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд

Расти, коса, не путайся,-

Маму, дочка, слушайся.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания её спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Если в группе кто-то плачет, дети помогают успокоить: «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач»

Дома нашей Тане

Плакать не давали:

Умывали, одевали,

В садик привели-

Слезы потекли!

Нету ревушек у нас!

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок!

Послушай, что тебе скажу!

Давай не будем плакать,

А то услышит наш сосед,

И нам подарит лапоть.

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы не плачем, нет не плачем –

Все у нас в порядке!

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы,

Удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые.

Выйдет котя в огород,

Всполошиться весь народ,

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование фольклора в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Список литературы

  1. Т.А. Бадарина, О.П. Маркеева Знакомство с русским народным творчеством. – М.:2001.
  2. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Дошкольное воспитание №4,1990, №7 1990, №10 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности с детьми раннего возраста

Представлены потешки для использования в режимных моментах....

Использование малых фольклорных форм в обучении культурно - гигиеническим навыкам детей раннего возраста

Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает ч...

Проект: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»

Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации...

Малые фольклорные формы в физкультурно – оздоровительной работе с детьми раннего возраста.

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре мероприятий оздоровительной направленности располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особе...

Малые фольклорные формы в физкультурно – оздоровительной работе с детьми раннего возраста.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной....

Малые фольклорные формы в физкультурно–оздоровительной работе с детьми раннего возраста

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре мероприятий оздоровительной направленности располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особе...