Проект: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»
проект по художественной литературе (младшая группа)

Колесникова Ксения Вячеславовна

Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ispolzovanie_malyh_folklornyh_form.docx147.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Проект

«Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»

Разработала воспитатель

2 группы раннего возраста:

Колесникова К. В.

                                                 

2019 год.

Проект: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»

Информационная карта проекта:
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: Сентябрь – май (2019 – 2020).
Участники проекта:
 дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: от 2 до 3 лет.

Образовательная область: «социально-коммуникативное развитие»

Области интеграции: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Актуальность: Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Использование в формировании самостоятельных навыков у детей малых фольклорных форм песенок, потешек, приговорок, попевок помогает: устанавливать эмоциональный контакт воспитателя и малыша; погасить в малыше отрицательные эмоции; пробудить навыки самостоятельности в употреблении пищи, одеванию и раздеванию. С целью приобщения родителей к использованию фольклорных произведений, мы провели   консультацию  на тему: «Использование народного фольклора в формировании самостоятельных навыков у  детей раннего возраста».

Гипотеза: Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень самостоятельной активности детей.

Цель: Всестороннее развитие детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта для педагога:

образовательные:

  • Учить детей раннего возраста эмоционально откликаться на малые формы фольклора (потешки, песенки, сказки, прибаутки и т.д.);
  • Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству;
  • Побуждать детей активно участвовать в игровом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;
  • Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительность, эмоциональность исполнения, умение применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

воспитательные:

  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам;
  • Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми через художественные произведения и народные игры.

Задачи проекта для родителей:

  • Использовать малые фольклорные формы в семейном воспитании
  • Оказывать помощь в изготовлении атрибутов к театрализованной деятельности.

Ожидаемый результат. 

у детей раннего дошкольного возраста:

  • проявление самостоятельных навыков в режимных моментах
  • создание комфортной обстановки для детей в группе;
  • установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
  • обогащение и активизация словаря ребенка.

у родителей:

  • повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста средствами малых форм фольклора;
  • формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ.

у педагогов:

  • повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования самостоятельных  навыков детей раннего возраста средствами малых форм фольклора;
  • повышение уровня сотрудничества с семьей;
  • создание атрибутов к театрализованной деятельности, дидактических игр, пособий, картотек стихов, потешек и т.д.

Этапы реализации проекта: 

I этап – поисковый

  1.  Составление паспорта проекта
  2.  Подбор наглядно – дидактического материала
  3.  Выбор форм, методов и приемов  взаимодействия между участниками проекта
  4.  Мотивация родителей на совместную деятельность
  5.  Подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями.
  6.  Составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов.

II этап - аналитический

  1. Создание развивающей среды, внесение дидактических игр по теме
  2. Игровая деятельность
  3. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен
  4. Чтение художественной литературы
  5. Сюжетно-отобразительные игры
  6. Пальчиковые игры
  7. Театрализованные игры

III этап – практический

  1. Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
  2. реализация плана проекта;
  3. чтение и рассказывания потешек, приговорок, попевок;
  4.  создание картотеки малых фольклорных форм;
  5. Развитие детей раннего возраста средствами малых форм фольклора:
  • На играх-занятиях по всем видам деятельности.
  • На прогулках и при наблюдениях за живыми объектами.
  • Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание и др.
  • В процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.
  • На специально организованных занятиях по развитию речи.

IV этап – презентационный

  1. Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы.
  2. Итоговое мероприятие: совместный досуг родителей и детей.
  3. Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций и пр.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Обновление предметно-развивающей среды.

2. Пополнение книжного уголка малыми фольклорными жанрами.

3. Внедрение новых форм работы с детьми.

4. Развитие речевого общения и этикета.

План реализации проекта:

Образовательная область

ОО «Речевое развитие»

Задачи

Знакомство детей раннего возраста  с малыми формами фольклора.

Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий с помощью фольклорных произведений.

Развитие словарного запаса, связной речи, коммуникативных умений и навыков.

 Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух—трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.

Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).

Вид деятельности

Чтение художественной литературы:

  • « Ваня, Ваня простота»; «Огуречек, огуречек»; «Петушок, Петушок»;
  • «Ладушки»; « Ай лады, лады, лады!»;
  • « Дождик»; « Водичка, водичка, умой моё личико»; «Наши уточки с утра»;
  • «Бычок смоляной бочок»;
  • Разучивание стихов, прибауток, потешек. 

ОО «Познавательное развитие»

Познакомить детей с малыми формами фольклора: патешками, песнями, загадками, сказками.   Познакомить с русскими народными играми.  Воспитывать уважения к труду взрослых.    

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Ознакомление с народным творчеством на примере народных игрушек.

НОД « Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: «В гости к Сказке»

 Театрализованные игры:

  1. « Репка»; «Теремок»; «Курочка Ряба»; «В гости к матрешке».

ОО Социально –коммуникативное развитие»

Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.

 Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

 Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.

Дидактические игры и упражнения:«Узнай потешку»; «Доскажи словечко»; «Найди игрушку»;

Сюжетно-отобразительные  игры:D:\Users\Master\Desktop\дети 17- 18 год\20171110_090632.jpg

«Укладывание Маши спать»; « Купание куклы Кати».

Игра-забава: «У бабы Фроси пяток внучат»

Пальчиковая гимнастика: 

«Сорока»; «Весёлые пальчики»; «Коза»; «Белочка»; «Семья»; «Оладушки».

Хороводные игры:

«Карусели»; «Пузырь»;

«Снежок».

Подвижные народные игры:

«Колпачок»; «Кот Васька»;

«Петух»; «Огуречик, огуречик» 

ОО «Художественно –эстетическое развитие»

Формировать творческое воображение, умение драматизировать.

Формирование мелкой моторики.

Формировать умение чувствовать характер музыки;

воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности.

Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Рисование «Горошины для петушка».

Лепка «Угощение для кошки»

ОО «Физическое развитие»

обогащать двигательный опыт детей;

воспитывать желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях, перемещениях;

формировать умения выполнять движения в соответствии с текстом.

сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей через движение и эмоциональную комфортность.

 Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки»

Физкультминутки.

Сотрудничество с родителями

Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.

  1. привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок)
  2. Памятки для родителей: «Роль  фольклора в развитии ребенка»
  3. Консультации  для родителей  «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте», «Русский фольклор в раннем возрасте»
  4. Изготовление пособий, дидактических игр «Баю-бай», «Веселая ферма», «Любимые потешки».

Форма презентации проекта: презентация

Информационные ресурсы:

  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
  • «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
  • Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  • Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд.«Просвещение», 1987г.
  • Мельников М.Н. Русский детский фольклор».- М.: Просвещение. 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности с детьми раннего возраста

Представлены потешки для использования в режимных моментах....

Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности с детьми раннего возраста

Представлены потешки для использования в режимных моментах....

Использование малых фольклорных форм в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Как с помощью малых фольклорных форм  сформировать   культурно-гигиенические навыки у детей?Формирование культурно-гигиенических навыков – важная составная  часть культуры поведени...

План по самообразованию на тему : " Использование малых фольклорных форм при формирование КГН у детей раннего дошкольного возраста"

План по самообразованию для воспитателя 1 младшей группы. Тема: "Использование малых фольклорных форм при формировании КГН у детей ранего дошкольного возвраста"...

Проект "Роль малых фольклорных форм творчества А.Барто в жизни детей младшего возраста"

Актуальность проекта: "… задача дошкольного образования, в отличие от школьного, состоит в том, чтобы ввести ребенка в мир словесного искусства, открыть ему этот удивительный мир, воспитат...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Презентация: «Опыт использования малых фольклорных групп для формирования социокультурных ценностей у детей раннего возраста»

Использование фольклора в раннем возрасте способствует формированию социокультурных ценностей у детей начиная с раннего возраста....