Её Величество речь!
материал по развитию речи на тему

Алимова Алие Райимовна

В брошюре собрана информация для родителей по заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц. В моей статье, опубликованной в декабре 2014 года в электронном журнале Няня.РФ, подробно описано почему именно развитию речи необходимо уделить достаточное колличество внимания. Мною представлено перспективное планирование работы по упражнениям.

Используя такую технологию, как мнемотехника на занятиях и в повседневной жизни мы способствуем не только развитию связной речи, а и самое главное - всестороннему развитию дошкольника. Овладев техникой быстрого запоминания, мы тем сам увеличиваем потенциал возможностей наших детей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx391.24 КБ
PDF icon nyanya_rf_1.pdf929.58 КБ
PDF icon nyanya_rf_2.pdf1.56 МБ
PDF icon nyanya_rf_3.pdf1.4 МБ
PDF icon nyanya_rf_4.pdf1.61 МБ
Microsoft Office document icon planirovanie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Как работать с мнемотаблицей с ребенком

Мнемоника или мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Примеры мнемотехники: 

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - (запоминание цветов радуги) .

Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительносокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

• Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

• Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

• Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении


Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере стихотворения «Жили-были зайчики».

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Что можно изображать в таблице.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.

Жили-были зайчики

На лесной опушке.


Жили-были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.


C:\Users\User\Documents\фотки детсад\открытое занятие\DSCN1872.JPG

МБДОУ №83 «Колосок»

Воспитатель  Алимова А. Р.

2015г.


http://svetlana-mdoy10.narod.ru/images/konsul-taciyastixi2.jpg

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.


В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций- владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их всовременном информационном обществе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по обучению творческому рассказыванию

в старшей группе

Квартал

Цели и задачи

Содержание

Предварительная

работа

Работа с родителями

I квартал

  • Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе

  • Развить  владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; связную речь, грамматическийстройречи; речевоетворчество

  • Учить детей сочинять сюжетные рассказы по картинкам

  • В описательных рассказах точно и правильно подбирать слова, совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях

  • Придумывать продолжения к началу рассказа. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения
  • Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

 Формировать умение внимательно выслушивать рассказы сверстников

  1. «Осень»
  2. «Листопад»

«Что нам осень подарила»

  1. Наблюдение в природе: за погодой, листопадом, растениями.
  2. Д.И. «Что, где растёт»

Д.И. «Времена года»

Д.И. «Следопыты»

(нахождение дерева по описанию).

  1. Рассматривание иллюстраций: «Осень», альбом «Мещерская сторона» альбомов «Фрукты», «Овощи», «Грибы».
  2. Составление загадок об овощах, фруктах, грибах.
  3. Заучивание стихотворений:

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; Чтение:И.Соколов –Микитов  Листопадничек,

М. Волошин «Осенью».

Сказки: «Война грибов и ягод»

В. Зотов «Опенок летний, опенок осенний, опенок ложный...»

  1. Составление рассказов по схеме «Осень».
  2. Прослушивание: П. И.Ч Чайковского

«Времена года».

  1. Труд в природе: сбор семян ясеня для зимней подкормки птиц, сбор листьев для составления панно.
  2. Рассматривание картины И. Горлова «Осень»
  3. Сюжетно-ролевая игра:

«Магазин» (овощи, фрукты)

  1. Экскурсия в осенний парк.

Утренник «Осенины»

  1. Изготовление схемы- модели «Времена года».
  2. Составление рассказов на тему: «Как мы собираем грибы».
  3. Приобретение овощей и фруктов для занятий на тему: «Дары осени».
  4. Подготовка к утреннику «Осенины».

(изготовление костюмов и масок «Огород»)

Папка-передвижка «Развиваем речь детей».

II

квартал

  • Систематизация и обобщение представлений о зиме. Знакомство с архитектурой.
  • В описательных рассказах с помощью воспитателя находить признаки предметов, устанавливать иерархию признаков.
  • С помощью воспитатель строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования.
  • Пользоваться средствами выразительности жанра (зачин и окончание сказки);Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвоватьв чтении текста по ролям, в инсценировках.

Рассказы по моделям (схемам).

Замечать речевые и логические затруднения и доброжелательно их исправлять.

  1. «Зимние сны».
  2. «Как я превратился в снежинку».
  3. «Новый год».

«Волшебный замок».

  1. Наблюдение в природе: за погодой, за осадками, за состоянием растений зимой, за снежинками.
  2. Рассматривание альбома «Времена года», картин: А. Саврасов «Зимний пейзаж», Г. Низский «Над снегами», И. Бродская «Лес зимой в снегу».
  3. Беседы: «Зимние сны», «Новый год», «Снег идет», «Кто живет в замке».
  4. Заучивание стихотворений:

И. Суриков  Зима, СЕсенин Поет зима аукает, М. Клокова  Дед Мороз

Потешка «Снежки».

Чтение:М Козлов «Зимняя сказка», «Снегурочка».

  1. Составление загадок о зиме, составление рассказов по моделям «Зима».
  2. Музыкально-театральная деятельность: «Времена года»- развлечение с красками. Новогодний утренник.
  3. Труд в природе: уборка снега, сооружение построек из снега.
  4. Экскурсия в парк «Зима».

Просмотр мультфильма «Золушка».

  1. Приобретение альбомов «Архитектура».
  2. Приобретение кассеты «Золушка».
  3. Беседа с родителями на тему: «Развиваем умение, общаться».
  4. Выставка работ детей по творческому рассказыванию.
  5. Круглый стол на тему: «Как мы встречаем Новый год».

Изготовление костюмов и масок к Новогоднему утреннику.

III

квартал

  • Систематизация и обобщение представлений о типичных весенних явлениях.
  • Расширение представлений о жизнедеятельности растений весной. Закрепление представлений о родственных отношениях
  • Определять и воспроизводить логику описательного рассказа.

В творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.

  • Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

  • Осваивать формы речи-

рассуждения: объяснительная речь, речь-доказательство, речь- планирование. Пытаться самостоятельно производить эти формы речи на занятиях и в повседневной жизни.

  1. «Весна пришла».
  2. «Весенние воды».
  3. «Моя бабушка».

«О чем мечтают фиалки на поляне».

  1. Наблюдения в природе: за солнцем, за осадками, растениями.
  2. Составление рассказов по схеме «Весна», составление загадок о весне.
  3. Рассматривание иллюстраций «Весна», «Дождь»;

картин:

К. Юои «Конец зимы»

  1. Грицай «Половодье»,
  2. Бакшеев        «Голубая весна»,

А. Рылов «Зеленый шум».

  1. Экскурсия в парк «Весна».

5.Экскурсия в музей - «Труд наших бабушек».

  1. Общение: «Весна пришла», «Весенний дождь», «Мои родители», «Какие растения произрастают на нашей клумбе».
  2. Д. И. «Времена года»,

Д.И. «Закончи рассказ»,

Д.И.«Цветные сказки».

  1. Музыкально театральная деятельность:

Развлечение: «Ясна - красна, приди, Весна».

Утренник, посвященный 8 марта.

  1. Заучивание потешки «Иди Весна , иди  красна...» Стихотворений:

М. Мораевская «Апельсиновые корки.», З. Александрова «Дождик» .Б. Заходер«Никто». Чтение:Г. Цыферов «Град». Г. Остер«Эхо».

М. Пришвин «Журка».

  1. Труд в природе: привлекать детей к процессу размножения цветов, подкормка комнатных растений.
  2. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

  1. Папка-передвижка «Готовим ребенка к школе».
  2. Выставка портретов мам и бабушек.
  3. Организовать экскурсию в музей ст.Натухаевской (ответственная Дирун А. С. - бабушка Юли Поповой)
  4. Подготовка к празднованию 8 марта.

Составление рассказов о своих детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Его Величеству Педагогу!

Стихи посвященные педагогу...

Мини КВН для родителей: "Его величество - русский язык"

Цель КВНа: раскрыть родителям "царство" Великого, Могучего Русского Языка....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "Его величество Уголь"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    Наш Кузбасс богат углем. Это основное богатство нашего края. Дети о нём совершенно ничего не знают, кроме того, что им топят дома печи. Однажды рассм...

Её высочество – игра, Его величество - ребенок.

Её высочество – игра, Его величество - ребенок. Комплексный подход к сохранению здоровья дошкольников в детском саду.   Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическу...

Викторина "Ее Величество - Электричество"

Конспект досуга для детей старшего дошколного возраста на тему безопасного обращения с электричеством и бытовыми приборами....

Рекомендации инструктора по физической культуре "Его величество, весёлый, звонкий мяч…."

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры.Он, как магнит, притягивает к себе детей, стимулируя их неуемную фантазию и двигательное творчество....

Педагогический проект "Его величество мяч" по книге Т.А. Воробьева; О.И. Крупенчук "Мяч и речь"

Проект создан по книге по  Т.А. Воробьева; О.И. Крупенчук "Мяч и речь" (Игры с мячом  для развития речи, мелкой  ручной и общей мотрики)....