Главные вкладки

    Конспект комплексного занятия "Сказка - душа русского народа"
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Бокша Галина Николаевна

    Знакомство детей с истоками русской народной культуры и быта русского народа с помощью народного фольклора : сказки, потешки, пословицы и поговорки. Чтение пословиц, потешек и загадок, драматизация сказки, русские народные игры, рассматривание предметов быта. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Сказка-душа русского народа161.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект комплексного занятия

    Тема : «Сказка-душа русского народа»

    Программное содержание:

     Учить детей понимать русские народные сказки, передавать свое отношение к содержанию сказок и поступкам героев. Учить выразительно читать потешки, полно отвечать на вопросы воспитателя. Приобщать детей к истокам русской культуры и быту русского народа, используя русский народный фольклор: сказки, потешки, пословицы, поговорки. Обогощать словарь детй, активизировать речь; развивать мелкую моторику, творческие способности детей.

    Методические приемы:

     Вводная беседа, словесная игра, использование художественного слова: чтение пословиц, потешек, загадок, драматизация сказки, русская народная игра, рассматривание предметов быта.

    Словарная работа: Караул, колода, девкин лен, Жихарка.

    Предварительная работа: чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок; разучивание русских народных потешек, игр, драматизация, изготовление бусинок, оформление альбомов, подбор иллюстраций, книг о предметах русского народного быта, проведение экскурсий-развлечений в музее «Деревенская изба».

     Материал: русские народные костюмы, шапочки лисы, зайца, Жихарки; предметы быта: коромысло, ухват, ложки деревянные, сундук, лапти, кувшин, веретено, материал для бус.

            Ход занятия.

     Дети под мелодию русской народной песни входят в музей.

    Воспитатель: Дети, мы с вами опять собрались в музее, в Русской избе, сколько раз мы уже здесь гостили! И сказки слушали, и в игры играли, и именины отмечали. И вновь собрались поиграть, да потешиться, но про дело не забывать, что-то новое узнать, вспомнить то, что уже знаем, как говориться в русской народной пословице : «Делу время- потехе час». ( Кто-то чихает на печке).

    Воспитатель: Ой! Кто это там у нас? А! Это домовенок Кузя на печке греется.

    Кузя выглядывает.

    Дети кричат: Кузя!

    Кузя: Аюшки!

    Дети: Где ты был?

    Кузя: У бабушки.

    Дети: Что принес?

    Кузя: Оладушки.

    Дети: Где же они?

    Кузя: Под лавкой.

    Дети: Экий, Кузя, ты чудак!

    Кузя: А вы , детки, как?

    Дети: А мы оладушки на стол положили, да съели бы.

    Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю. (прячется)

    Дети: Кузя!

    Кузя: Аюшки!

    Дети: Где ты был?

    Кузя: У бабушки!

    Дети: Что принес?

    Кузя: Сапожки!

    Дети: Где они?

    Кузя: А я сделал, как вы велели: на стол поставил и съел.

    Дети смеются.

    Воспитатель: Экий , Кузя, ты неловкий, да неумелый. Оставайся с нами, да поучись уму-разуму у детей. А мы , ребята, сегодня будем говорить о русских народных сказках.

     Не зря люди говорят : «Сказка- душа русского народа.» А я расскажу вам присказку про ловкого солдата . Царь проверял однажды караул, увидел, что один солдат _ то вроде спит.

    Царь : Спишь??

    Солдат: Никак нет!

    Царь: А что же ты делаешь?

    Солдат: Звезды считаю.

     Царь : Ну и много насчитал?

    Солдат: Много, тьма-тьмущая, да я не успел сосчитать, вы помешали.

    Вот как выкрутился солдат. А если бы он на самом деле стал считать, смог бы он звезды сосчитать?

    Дети: Нет! Их видимо-невидимо!

    Воспитатель: А сколько русские люди сложили сказок, их тоже невозможно сосчитать, как и звезды на небе. Но мы сегодня вспомним уже знакомые нам сказки, которые мы читали в этой избе, вспомним героев этих сказок.

    А сейчас Илья прочтет нам присказку:

    «Из-за леса, из-за гор

    Едет дедушка Егор,

    Сам на лошадке,

    Жена на коровке,

    Дети на телятках,

    Внуки на козлятках.

    Съехали с гор,

    Развели костер,

    Кушают кашку,

    Слушают сказку.»

    Воспитатель: А вот и загадка про героя первой сказки:

    «Не барашек, и не кот,

    Носит шубу круглый год.

    Шуба серая – для лета.

    Для зимы – другого цвета».

    Дети: Зайчик!

    Воспитатель (доставая шапочку зайца): А эта шапочка достанется тому, кто вспомнит потешку про зайца.

    Ребенок: Зайчишка-трусишка,

    По полю бегал,

    В огород забежал,

    Морковку нашел,

    Морковку жует.

    Ой, кто идет?

    Воспитатель: Дети, из какой сказки этот зайчик?

    Дети: Из сказки «Заяц-хваста».

    Воспитатель: Правильно! (Обращаясь к ребенку в шапочке зайца) Как ты думаешь – твой зайчишка храбрый или трусливый?

    К детям: Почему сказка называется»Заяц-хваста»?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Тот человек , который болтает о своей храбрости, на деле трусом оказывается, всего боится7

    И русские люди придумали пословицы и поговорки о трусости и храбрости. Какие?

    Дети: «У страха глаза велики», «Страх силу отнимает», «У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки».

    Воспитатель: К героям какой        сказки подходят эти пословицы?

    Дети: К героям сказки «Бабушка, внучка, да курочка.»

    Воспитатель: Кто померещился со страху бабушке, внучке и курочке? Кто это был на самом деле?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Ребята, а какой предмет из этой избы, которым раньше пользовались, да и сейчас пользуются русские люди, есть в этой сказке?

    Послушайте загадку: «Ни свет, ни заря пошел , согнувшись со двора»

    Воспитатель: Дети, вы были внимательны, хорошо и быстро узнали героев сказки. А теперь мы немного поиграем на полянке,

            Физминутка

    Воспитатель: Дети, представьте, что мы с вами пришли в лес на полянку поиграть. Но день пасмурный. Грустно нам без солнышка. Давайте его покличем. (На полу по кругу лежит веревка, дети берут ее в правую руку и идут по часовой стрелке):

    «Солнышко-ведерышко,

    Выгляни-высвети,

    Любят тебя детки,

    Детки – малолетки»

    Воспитатель: Но вот солнышко выглянуло и снова спряталось за тучку.

    (Дети перекладывают веревку через голову и идут против часовой стрелки):

    «Солнышко, солнышко,

    Выгляни на бревнышко,

    Дам тебе меду,

    Целую колоду».

    Воспитатель: Солнышко выглянуло и покатилось по лесам и лугам. (Дети, держась за веревку, бегут по кругу).

    Воспитатель: Солнышко припекает, стало жарко. Давайте покличем дождик! (Дети кладут веревку в одну линию и встаю вдоль нее.) Выполняя наклоны с хлопками, говорят:

    «Дождик, лей, дождик, лей,

    На меня и на людей,

    На девкин лен

    Поливай ведром!»

    Воспитатель: А вот и радуга появилась! (Веревка кладется полукольцом, дети перепрыгивают через нее вперед-назад)Приговаривают:

    «Радуга-семицветка,

    Принеси ты радость деткам.

    Они будут по лужам скакать,

    Песни звонкие распевать».

    Воспитатель: Вот мы пели и плясали

    Ножки прыгать так устали,

    Мы немножко отдохнем,

    Снова в избу к нам пойдем.

    Воспитатель: А нас тут ждет сундучок. А что в нем, мы сейчас посмотрим. И пригласим для этого сюда лисичку (на девочку одевается шапочка лисички). Девочка-лисичка поочередно достает из сундучка предметы, дети называют их. (Хвост, лапоточки, кувшин, рыба ).

    Воспитатель: Из какой сказки эти предметы?

    Дети: Из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

    Воспитатель: Дети, а сейчас обратите внимание на это предмет! Что это такое?

    Дети: Прялка.

    Воспитатель: Для чего нужна была прялка?

    Дети: Чтобы с ее помощью прясть из шерсти нить, а затем вязать шерстяные вещи: варежки , носки и кофты.

    Воспитатель: В какой сказке девочка управлялась с прялкой и все у нее получалось ладно и красиво?

    Дети: Рукодельница из сказки «Морозко».

    Воспитатель: А кто в этой сказке заметил, что девочка очень трудолюбивая и оценил ее труд/

    Дети5 Морозко1

    Воспитатель: А кто знает загадку про мороз?

    Ребенок: Он вошел-никто не видел,

    Он сказал_ никто не слышал,

    Дунул в окна и исчез,

    И на окнах вырос лес!

    Воспитатель: Девочка из сказки «Морозко » умелица и рукодельница, все у нее ловко и красиво получается- и убираться, и готовить, и платье шить, и украшения делать! Вот и мы сегодня с вами сделаем украшения для девочек- бусы из соломинок и бусинок, которые мы сделали из теста на прошлом занятии. Такие красивые бусы носили раньше русские женщины, украшая свой костюм.

    Дети делают бусы.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивые у вас получились бусы, девочки завтра оденут их на развлечение.

    Дети, а сейчас послушайте загадку:

    «Мать толста,

    Дочь красна,

    Сын-сокол,

    Под небеса улетел»

    Дети: Печка, огонь и дым!

    Воспитатель: Дети, а кто знает загадку об этой посуде? (ложки с блюдцем)

    Ребенок : «Все голубки возле одной прорубки».

    Воспитатель:        Да, ложечки точеные, ручки золоченые. И в какой же сказке все эти вещи есть?

    Дети: В сказке «Жихарка».

     Воспитатель: Дети, а кто знает, что означает слово Жихарка?

    Дети: Удалец!

    Воспитатель: Да, удалой, ловкий6, да смелый. Давайте вспомним пословицы о храбрости.

    Дети: Храбрый побеждает, а трус погибает. Смелость города берет. Кто храбр-тот жив, кто смел-тот цел7

    Воспитатель: А как ловко он избавился от лисы!

    Инсценировка-драматизация отрывка из сказки.

    Воспитатель: Избавился Жихарка от лисы, а сам довольный и счастливый домой вернулся, поджидать петуха и кота. Да еще и обед для них приготовил_ картошки полный чугунок. Да приговаривает:

    Жихарка: Печка-барыня, не сварила нам кашу крутую, а сварила картошку рассыпчатую.

    Да вот чугунок в печке очень горячий, чем же его Жихарке достать? Давайте вспомним загадку.

    Дети: Не бык, а бодает,

    Не ест , а еду хватает,

    Что схватит-отдает,

    Сам в угол идет. (Ухват)

    Воспитатель: Угости, Жихарка, и детей и гостей своей картошкой рассыпчатой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с нарушением зрения по теме «Вся семья вместе, и душа на месте»

    Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осоз...

    Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

    Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

    "Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

    Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

    Комплексное занятие по приобщению дошкольников к традициям русского народа

    Комплексное занятиепо приобщению дошкольниковк традициям русского народаТема: « Русский народный костюм»2015 годЦель: познакомить с историей русского народа (бытом, обычаями, г...

    Душа русского народа - баян.

    Душа русского народа - баян....

    Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)

    Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...