КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ПОДАРКИ ОСЕНИ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Корниенко Жанна Анатольевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "Подарки осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_osen.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в группе подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Подарки осени»

учителя-логопеда

Корниенко Жанны Анатольевны.

Коррекционно-образовательные цели:

-Закрепление представлений об осени ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по темам: «Осень», «Лес», «Грибы» и «Ягоды».

-Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже, согласование числительных 2 и 5 с существительными. Закрепление знаний о гласных буквах и звуках А,О,У,И, совершенствование умения читать слияния гласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза (выделение начального гласного звука в слове).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие длительного плавного выдоха, высоты и силы голоса, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, пальчиковой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыка сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Наборное полотно. Сюжетные и предметные картинки по темам: «Осень», «Лес», «Грибы» и «Ягоды». Мячи. Корзина с разноцветными бумажными листьями. Ведерко с каштанами. 4 Куклы. Буквы А, О, У, И, из разрезной азбуки. Предметные картинки для выделения начального ударного гласного звука в слове. Д/И «Две корзинки»,                  «4-лишний». Индивидуальные зеркала.

        Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Формирование умения ходить с перешагиванием через предметы.

 ( Перед НОД разложить мячи на полу на равном расстоянии друг от друга.)

Л о г о п е д:  Сегодня мы отправимся в лес. Но что бы туда попасть, надо преодолеть препятствия. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагнуть через них.

                                                                        -2-

Л о г о п е д:  Молодцы! Ловко справились с заданием. Вот мы и в лесу.

2. Беседа об осени с рассматриванием и сравнением сюжетных картинок.

Закрепление представлений об осени ее приметах

( На наборном полотне две сюжетные картинки:  «Ранняя осень» и «Поздняя осень».)

Л о г о п е д: Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал художник?

Д е т и : На картинках нарисована осень.

Л о г о п е д: Почему осень по-разному изобразили?

Д е т и : На первой картинке нарисована ранняя осень, а на второй - поздняя.

Л о г о п е д: Докажите мне, что на первой картинке ранняя осень.

Л о г о п е д: Докажите мне, что на второй картинке поздняя осень.

(Дети называют приметы ранней осени. Логопед следит за тем, чтобы ответы детей были полные.)

Л о г о п е д: Все хорошо справились с заданием. Вы хорошо знаете примете осени.

3. Д/И « С какого дерева подарки?».

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде и падеже).

( На наборном полотне картинки с изображением деревьев.)

Л о г о п е д: Осень дарит нам много подарков. Посмотрите, как много листочков я насобирала в корзинку. Выберите по одному листочку. Расскажите, с какого он дерева, какой он по цвету.

(Дети берут листочки, рассказывают о листьях. Размещают их около деревьев на наборное полотно.)

Л о г о п е д: Какой это лист?

1-й р е б е н о к: Это оранжевый кленовый лист. Он упал с клена.

Л о г о п е д: Что у тебя в руках?

2-й р е б е н о к: У меня желтый березовый лист. Он упал с березы.

Л о г о п е д: Что ты взял?

3-й р е б е н о к: Я взял красный осиновый лист. Он упал с осины.

Л о г о п е д: Какой лист тебе достался?

4-й р е б е н о к : Мне достался коричневый дубовый лист. Он упал с дуба.

4.  Упражнение « Осенние листочки». Развитие длительного плавного выдоха.

Л о г о п е д: Возьмите из корзинки по одному веточке с листочками рябины.

                                                                         

                                                             - 3 –

Встаньте прямо. Вытяните руку с  веточкой вперед. Подуйте на нее, чтобы листочки на веточке зашевелились. Сделайте вдох, вытяните губы вперед трубочкой. Подуйте на веточку.

5. Упражнение «Листья» .

 Координация речи с движением.

( «Система коррекционной работы» Н.В. Нищева с. 98.)

6. Упражнение « Волшебные листочки»

Совершенствование умения читать слияния гласных.

Л о г о п е д: Давайте присядем на пенечки. Для нас осень приготовила новые подарки.

( Дети садятся на стульчики вокруг стола.)

Л о г о п е д: Что мы видим здесь?

Д е т и : - Я вижу желудь.

              - Я вижу шишку.

              - Я вижу орех.

              - Я вижу лист.

Л о г о п е д: Переверните картинки. Что вы видите?

Д е т и : Буквы.

Л о г о п е д:  Возьмите по одному подарку. Прочитайте, что написано на ваших подарках.

1-й р е б е н о к: АО

2-й р е б е н о к: УИ

3-й р е б е н о к: АИО

4-й р е б е н о к: УИА

Л о г о п е д: Я дам вам еще подарков от осени. Найдите среди них пару для своего подарка. На нем написана та же песенка из букв, что и у вас.

( Дети собирают подарки.)

Л о г о п е д: Сравните предметы по размеру в ваших парочках. Назовите правильно их.

1-й р е б е н о к: желудь- желудок

2-й р е б е н о к: шишка- шишечка

3-й р е б е н о к: орех- орешек

4-й р е б е н о к: лист-листик

7. Упражнение: « Каштаны» Развитие пальчиковой моторики и ловкости.

(Логопед достает ведерко с каштанами и предлагает детям взять по два каштана.)

        - 4 –

Л о г о п е д: Держите каштаны крепко, катайте их между ладонями. Старайтесь не уронить.

Д е т и:  Каштаны в ладошке я крепко держу.

              Каштаны в ладошке кручу и кручу.

              Я ловко катаю каштаны в ладошке,

              Они убегают, как мышка от кошки.

        Н.В.Нищева.

        

( Дети складывают каштаны обратно в ведерко.)

8. Упражнение «Эхо». Развитие высоты и силы голоса.

Л о г о п е д: Кажется, кто-то заблудился в лесу. Он нас зовет. Слышите? Будем его искать. Отвечайте так же как он.

( Воспитатель кричит «АУ!»  за ширмой шопотом, затем тихо, затем громко, но на мягкой атаке.

Дети повторяют за воспитателем. Подходят ближе и ближе к ширме.)

9. Д/И « Помоги куклам».

 Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза (выделение начального гласного звука в слове).

Л о г о п е д : Вот кто нас звал на помощь. Куклы забыли, как их зовут. Но у них есть буквы. С них начинаются их имена. Как же их зовут?

1-й р е б е н о к: Аня

2-й р е б е н о к: Уля

3-й р е б е н о к: Оля

4-й р е б е н о к: Игорь

Л о г о п е д : Вот картинки. Подарим куклам картинки, которые начинаются с такого же звука, что и их имена.

( Дети называют, что изображено на картинке. Определяют первый звук в каждом слове. Кладут картинку около куклы с такой же буквой.)

Л о г о п е д : Спасибо, ребята. Куклы остались довольными. А нам надо идти дальше.

10. Артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционной моторики.

Логопед приглашает детей за стол. Дети берут зеркала. Садятся правильно.

                                                      - 5 –

Л о г о п е д : Выполним следующие упражнения:

- « Улыбочка»- « Трубочка»

- « Мостик»

- « Качели»

-« Часики»

-« Кошечка лакает молоко».

11. Упражнение: « Угадай грибок». Развитие  связной речи, зрительного внимания, мышления,  пальчиковой и общей моторики.

Л о г о п е д : Ребята, давайте расскажем стихотворение « Где вы были?»

( Дети рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения.)

« Система коррекционной работы» Н.В. Нищева с. 441.

Л о г о п е д: Отгадайте какие грибы вы нашли.

( На наборном полотне картинки с изображением грибов. Дети берут картинки с контурным изображением грибов. Называют их.)

1-й ребенок: Я узнал мухомор.

2-й ребенок:  У меня волнушка.

3-й ребенок: Я вижу лисичку.

4-й ребенок: Я отгадал боровик.

12. Д/И « Две корзинки»

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных 2 и 5 с существительными) и связной речи.

Л о г о п е д: У меня две корзинки. В них лежат грибы. Посчитайте одинаковые грибы в обеих корзинках. Назовите сколько их.

Д е т и :        

1-й ребенок: Я нашел 2 мухомора.

2-й ребенок: Я увидел 5  волнушек.

3-й ребенок: Тут 3 лисички.

4-й ребенок: Я насчитал 4 боровика.

13.Д/И « По ягоды». Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги.

                                                               -6-

 ( На магнитной доске картинки с изображениями ягод.Цифры.)

 

Л о г о п е д: Лес нам дарит много подарков. Что еще можно собирать в лесу?

Д е т и: Ягоды.

Л о г о п е д: Давайте вместе прохлопаем названия ягод и подберем нужную цифру по количеству слогов.

( Дети вместе с логопедом делят слова на слоги.)

МА-ЛИ-НА- 3

ЧЕР-НИ-КА -3

БРУС-НИ-КА -3

КЛЮК-ВА -2

14. « Какая ягодка» Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже).

Л о г о п е д: Назовите какие ягоды по форме.

1-й ребенок: Брусника по форме круглая.

2-й ребенок: Земляника по форме овальная.

3-й ребенок: Малина по форме круглая.

4-й ребенок: Клюква по форме круглая.

15. « 4-лишний» Развитие  связной речи, зрительного внимания, мышления.

Л о г о п е д: Назовите ягоды.

Д е т и : Малина, земляника, клюква, черника.

Л о г о п е д: Какая ягодка лишняя по вкусу?

Д е т и : Клюква- она кислая, а остальные сладкие.

Л о г о п е д: Молодцы! Вы все справились с заданиями. Что вам больше всего понравилось? Какие задания показались трудными?

16. Итоги.

 Л о г о п е д: Молодцы! Вы все справились с заданиями. Мне сорока рассказала, что наш повар приготовил для вас лакомство. Пора возвращаться в детский сад. Накроемся платочком и вернемся обратно.

17. Сюрпризный момент.

Вручение вазочки с печеньем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...

Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"

Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....