Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ПОДАРКИ ОСЕНИ"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Корниенко Жанна Анатольевна

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "Подарки осени"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_osen.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

     Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в группе подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Подарки осени»

    учителя-логопеда

    Корниенко Жанны Анатольевны.

    Коррекционно-образовательные цели:

    -Закрепление представлений об осени ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по темам: «Осень», «Лес», «Грибы» и «Ягоды».

    -Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже, согласование числительных 2 и 5 с существительными. Закрепление знаний о гласных буквах и звуках А,О,У,И, совершенствование умения читать слияния гласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза (выделение начального гласного звука в слове).

    Коррекционно-развивающие цели:

    Развитие длительного плавного выдоха, высоты и силы голоса, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, пальчиковой и общей моторики, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные цели:

    Формирование навыка сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование:

    Наборное полотно. Сюжетные и предметные картинки по темам: «Осень», «Лес», «Грибы» и «Ягоды». Мячи. Корзина с разноцветными бумажными листьями. Ведерко с каштанами. 4 Куклы. Буквы А, О, У, И, из разрезной азбуки. Предметные картинки для выделения начального ударного гласного звука в слове. Д/И «Две корзинки»,                  «4-лишний». Индивидуальные зеркала.

            Ход НОД:

    1. Организационный момент.

    Формирование умения ходить с перешагиванием через предметы.

     ( Перед НОД разложить мячи на полу на равном расстоянии друг от друга.)

    Л о г о п е д:  Сегодня мы отправимся в лес. Но что бы туда попасть, надо преодолеть препятствия. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагнуть через них.

                                                                            -2-

    Л о г о п е д:  Молодцы! Ловко справились с заданием. Вот мы и в лесу.

    2. Беседа об осени с рассматриванием и сравнением сюжетных картинок.

    Закрепление представлений об осени ее приметах

    ( На наборном полотне две сюжетные картинки:  «Ранняя осень» и «Поздняя осень».)

    Л о г о п е д: Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал художник?

    Д е т и : На картинках нарисована осень.

    Л о г о п е д: Почему осень по-разному изобразили?

    Д е т и : На первой картинке нарисована ранняя осень, а на второй - поздняя.

    Л о г о п е д: Докажите мне, что на первой картинке ранняя осень.

    Л о г о п е д: Докажите мне, что на второй картинке поздняя осень.

    (Дети называют приметы ранней осени. Логопед следит за тем, чтобы ответы детей были полные.)

    Л о г о п е д: Все хорошо справились с заданием. Вы хорошо знаете примете осени.

    3. Д/И « С какого дерева подарки?».

    Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде и падеже).

    ( На наборном полотне картинки с изображением деревьев.)

    Л о г о п е д: Осень дарит нам много подарков. Посмотрите, как много листочков я насобирала в корзинку. Выберите по одному листочку. Расскажите, с какого он дерева, какой он по цвету.

    (Дети берут листочки, рассказывают о листьях. Размещают их около деревьев на наборное полотно.)

    Л о г о п е д: Какой это лист?

    1-й р е б е н о к: Это оранжевый кленовый лист. Он упал с клена.

    Л о г о п е д: Что у тебя в руках?

    2-й р е б е н о к: У меня желтый березовый лист. Он упал с березы.

    Л о г о п е д: Что ты взял?

    3-й р е б е н о к: Я взял красный осиновый лист. Он упал с осины.

    Л о г о п е д: Какой лист тебе достался?

    4-й р е б е н о к : Мне достался коричневый дубовый лист. Он упал с дуба.

    4.  Упражнение « Осенние листочки». Развитие длительного плавного выдоха.

    Л о г о п е д: Возьмите из корзинки по одному веточке с листочками рябины.

                                                                             

                                                                 - 3 –

    Встаньте прямо. Вытяните руку с  веточкой вперед. Подуйте на нее, чтобы листочки на веточке зашевелились. Сделайте вдох, вытяните губы вперед трубочкой. Подуйте на веточку.

    5. Упражнение «Листья» .

     Координация речи с движением.

    ( «Система коррекционной работы» Н.В. Нищева с. 98.)

    6. Упражнение « Волшебные листочки»

    Совершенствование умения читать слияния гласных.

    Л о г о п е д: Давайте присядем на пенечки. Для нас осень приготовила новые подарки.

    ( Дети садятся на стульчики вокруг стола.)

    Л о г о п е д: Что мы видим здесь?

    Д е т и : - Я вижу желудь.

                  - Я вижу шишку.

                  - Я вижу орех.

                  - Я вижу лист.

    Л о г о п е д: Переверните картинки. Что вы видите?

    Д е т и : Буквы.

    Л о г о п е д:  Возьмите по одному подарку. Прочитайте, что написано на ваших подарках.

    1-й р е б е н о к: АО

    2-й р е б е н о к: УИ

    3-й р е б е н о к: АИО

    4-й р е б е н о к: УИА

    Л о г о п е д: Я дам вам еще подарков от осени. Найдите среди них пару для своего подарка. На нем написана та же песенка из букв, что и у вас.

    ( Дети собирают подарки.)

    Л о г о п е д: Сравните предметы по размеру в ваших парочках. Назовите правильно их.

    1-й р е б е н о к: желудь- желудок

    2-й р е б е н о к: шишка- шишечка

    3-й р е б е н о к: орех- орешек

    4-й р е б е н о к: лист-листик

    7. Упражнение: « Каштаны» Развитие пальчиковой моторики и ловкости.

    (Логопед достает ведерко с каштанами и предлагает детям взять по два каштана.)

            - 4 –

    Л о г о п е д: Держите каштаны крепко, катайте их между ладонями. Старайтесь не уронить.

    Д е т и:  Каштаны в ладошке я крепко держу.

                  Каштаны в ладошке кручу и кручу.

                  Я ловко катаю каштаны в ладошке,

                  Они убегают, как мышка от кошки.

            Н.В.Нищева.

            

    ( Дети складывают каштаны обратно в ведерко.)

    8. Упражнение «Эхо». Развитие высоты и силы голоса.

    Л о г о п е д: Кажется, кто-то заблудился в лесу. Он нас зовет. Слышите? Будем его искать. Отвечайте так же как он.

    ( Воспитатель кричит «АУ!»  за ширмой шопотом, затем тихо, затем громко, но на мягкой атаке.

    Дети повторяют за воспитателем. Подходят ближе и ближе к ширме.)

    9. Д/И « Помоги куклам».

     Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза (выделение начального гласного звука в слове).

    Л о г о п е д : Вот кто нас звал на помощь. Куклы забыли, как их зовут. Но у них есть буквы. С них начинаются их имена. Как же их зовут?

    1-й р е б е н о к: Аня

    2-й р е б е н о к: Уля

    3-й р е б е н о к: Оля

    4-й р е б е н о к: Игорь

    Л о г о п е д : Вот картинки. Подарим куклам картинки, которые начинаются с такого же звука, что и их имена.

    ( Дети называют, что изображено на картинке. Определяют первый звук в каждом слове. Кладут картинку около куклы с такой же буквой.)

    Л о г о п е д : Спасибо, ребята. Куклы остались довольными. А нам надо идти дальше.

    10. Артикуляционная гимнастика.

    Развитие артикуляционной моторики.

    Логопед приглашает детей за стол. Дети берут зеркала. Садятся правильно.

                                                          - 5 –

    Л о г о п е д : Выполним следующие упражнения:

    - « Улыбочка»- « Трубочка»

    - « Мостик»

    - « Качели»

    -« Часики»

    -« Кошечка лакает молоко».

    11. Упражнение: « Угадай грибок». Развитие  связной речи, зрительного внимания, мышления,  пальчиковой и общей моторики.

    Л о г о п е д : Ребята, давайте расскажем стихотворение « Где вы были?»

    ( Дети рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения.)

    « Система коррекционной работы» Н.В. Нищева с. 441.

    Л о г о п е д: Отгадайте какие грибы вы нашли.

    ( На наборном полотне картинки с изображением грибов. Дети берут картинки с контурным изображением грибов. Называют их.)

    1-й ребенок: Я узнал мухомор.

    2-й ребенок:  У меня волнушка.

    3-й ребенок: Я вижу лисичку.

    4-й ребенок: Я отгадал боровик.

    12. Д/И « Две корзинки»

    Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных 2 и 5 с существительными) и связной речи.

    Л о г о п е д: У меня две корзинки. В них лежат грибы. Посчитайте одинаковые грибы в обеих корзинках. Назовите сколько их.

    Д е т и :        

    1-й ребенок: Я нашел 2 мухомора.

    2-й ребенок: Я увидел 5  волнушек.

    3-й ребенок: Тут 3 лисички.

    4-й ребенок: Я насчитал 4 боровика.

    13.Д/И « По ягоды». Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги.

                                                                   -6-

     ( На магнитной доске картинки с изображениями ягод.Цифры.)

     

    Л о г о п е д: Лес нам дарит много подарков. Что еще можно собирать в лесу?

    Д е т и: Ягоды.

    Л о г о п е д: Давайте вместе прохлопаем названия ягод и подберем нужную цифру по количеству слогов.

    ( Дети вместе с логопедом делят слова на слоги.)

    МА-ЛИ-НА- 3

    ЧЕР-НИ-КА -3

    БРУС-НИ-КА -3

    КЛЮК-ВА -2

    14. « Какая ягодка» Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже).

    Л о г о п е д: Назовите какие ягоды по форме.

    1-й ребенок: Брусника по форме круглая.

    2-й ребенок: Земляника по форме овальная.

    3-й ребенок: Малина по форме круглая.

    4-й ребенок: Клюква по форме круглая.

    15. « 4-лишний» Развитие  связной речи, зрительного внимания, мышления.

    Л о г о п е д: Назовите ягоды.

    Д е т и : Малина, земляника, клюква, черника.

    Л о г о п е д: Какая ягодка лишняя по вкусу?

    Д е т и : Клюква- она кислая, а остальные сладкие.

    Л о г о п е д: Молодцы! Вы все справились с заданиями. Что вам больше всего понравилось? Какие задания показались трудными?

    16. Итоги.

     Л о г о п е д: Молодцы! Вы все справились с заданиями. Мне сорока рассказала, что наш повар приготовил для вас лакомство. Пора возвращаться в детский сад. Накроемся платочком и вернемся обратно.

    17. Сюрпризный момент.

    Вручение вазочки с печеньем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

    Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

    Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

    Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

    Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

    Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

    Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"

    Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...

    Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"

    Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...

    Конспект проведения осеннего праздника "Осенняя ярмарка"

    Фото и небольшое описание проведения праздника....

    Конспект Сценария осеннего утренника на тему « Осень - несмеяна» в средней группе

    Конспект Сценария осеннего утренника  в средней группе...