Главные вкладки

    Консультация для родителей «Развиваем речь детей дома»
    консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

    Саматова Ляйла Наиловна

    Неповторима прелесть первых детских слов!

    Проходят годы, ребёнок подрастает, но не забываются первые произнесённые им слова, такие дорогие родительскому сердцу. Долго ещё будут вспоминаться в семье странные звукосочетания, порой лишь отдалённо напоминающие слова. Чтобы развивать речь детей, нужно больше общаться с ними с помощью речи. Нельзя делать ребёнку плохую услугу, разрешая ему выражать свои желания с помощью жестов, мимики, не побуждая их выразить словами, даже если его желание понятно и без слов. Если ребёнок не повторит требуемое, то он может сделать это и в следующий раз. 
    Полезно давать ребёнку поручения обратиться к кому- либо из домашних: позвать или сообщить что-нибудь. При этом надо не только сказать ребёнку, чтобы он позвал, например, бабушку, но дать образец того, как это сделать. «Скажи: бабушка, тебя зовёт мама» и т.п. Важно разговаривать с ребёнком по поводу того, что происходит в данный момент или о том, что ему хорошо знакомо. Речь взрослых должна быть интонационной, выразительной, эмоциональной. Надо чётко и правильно произносить слова, не допуская «сюсюканья».  Существует много игр, которые способствуют развитию речи

    ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvivaem_rech_detey.docx19.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Развиваем речь детей дома»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №87 »

    исполнительного комитета  Нижнекамского района Республики Татарстан

    Воспитатель по обучению детей татарскому и русскому языкам-

    Саматова Ляйла Наиловна

    Неповторима прелесть первых детских слов!

    Проходят годы, ребёнок подрастает, но не забываются первые произнесённые им слова, такие дорогие родительскому сердцу. Долго ещё будут вспоминаться в семье странные звукосочетания, порой лишь отдалённо напоминающие слова. Чтобы развивать речь детей, нужно больше общаться с ними с помощью речи. Нельзя делать ребёнку плохую услугу, разрешая ему выражать свои желания с помощью жестов, мимики, не побуждая их выразить словами, даже если его желание понятно и без слов. Если ребёнок не повторит требуемое, то он может сделать это и в следующий раз. 
    Полезно давать ребёнку поручения обратиться к кому- либо из домашних: позвать или сообщить что-нибудь. При этом надо не только сказать ребёнку, чтобы он позвал, например, бабушку, но дать образец того, как это сделать. «Скажи: бабушка, тебя зовёт мама» и т.п. Важно разговаривать с ребёнком по поводу того, что происходит в данный момент или о том, что ему хорошо знакомо. Речь взрослых должна быть интонационной, выразительной, эмоциональной. Надо чётко и правильно произносить слова, не допуская «сюсюканья».  Существует много игр, которые способствуют развитию речи

    ребёнка.

         В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения.  

    Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

             Например:  Игра «Чудесный мешочек» - «Серле янчык»  взрослый по одному достаёт из мешочка заранее вложенные в него предметы (Аю, курчак, туп, машина, песи, эт, куян, тычкан, бүре, керпе...). Ребёнок должен назвать каждый из них, а если он не знает название, то повторить за взрослым.  Сюрпризный момент, заключённый в этой игре, привлекает ребёнка, радует и поэтому новые слова запоминаются легче, чем в тех случаях, когда ребёнку просто указывают предметы и называют их.

            Игра «Кто это» -“Кем бу” Ребенку показывают разные картинки и спрашивают кто это?   (Картинки- әти, әни, кыз, малай, әби, бабай...)

            Игра “Сломанный телефон”- “Ватык телефон”. Вы все, без сомнения, знаете игру «Сломанный телефон»: игроки по цепочке передают друг другу слово или фразу на ухо ( зур куян, әйбәт аю, матур  курчак, әйбәт песи, кечкенә эт...). Эту игру дети  просто обожают. Однако проблемы возникают, когда вы с ребенком вдвоем, а он очень хочет поиграть именно в эту игру. Цепочка из двоих слишком маленькая, чтобы ее имело смысл создавать. Вам нужен как минимум один посредник. Таким посредником может стать пустая пластиковая бутылка: откручиваете пробку, прикладываете горлышко к губам и произносите слово или фразу, а ребенок слушает, прижав одно ухо к донышку бутылки и закрыв рукой другое. Эта игра очень веселая, поможет скоротать долгое время, и к ней с удовольствием присоединятся другие ребята.

            Пальчиковая игра “Семья” -  Бармак уены “Гаилә”.

    Бу бармак бабай,

    Бу бармак әби,

    Бу бармак әти,

    Бу бармак әни,

    Бу бармак малай (уң кулда- на правой руке).

    Бу бармак бабай,

    Бу бармак әби,

    Бу бармак әти,

    Бу бармак әни,

    Бу бармак кыз (сул кулда-на левой руке).

            Считалки: Бер куян, ике куян, өч куян, матур куян.

                                 Бер аю, ике аю, өч аю, зур аю.

                           

                          Игра “Мяч”- “Туп”

    Туп, туп

    Матур туп

    Сикер, сикер,

    Матур туп!

    Бер, ике, бер, ике,

    Сикер, сикер!

    Матур туп!


            Игра: 
    «Покажем Мишке твою комнату, одежду». Вместе с ребёнком рассмотрите мебель, одежду. Поупражняйте его в названии предметов мебели, одежды, побеседуйте об её назначении. Рассмотрите детский стол,  стульчик, кровать, пусть ребёнок скажет какого цвета, большой, маленький, красивый, чётко произнесите названия мебели, одежды. . Попросите ребёнка повторить.
    Используя игрушки, поиграйте в игру: 
    «Что исчезло?»-«Нәрсә юк?» расставьте их на столе, попросите перечислить, затем предложите закрыть глаза или отвернуться и спрячьте одну из игрушек. Когда ребёнок повернется, задайте ему вопрос:

    - Что я убрала?
    -Медведя- Аю

    -Кошку- песи...

    Во время игр с машинками, куклами, кирпичиками необходимо использование речевого общения с ребёнком. В сочетании с действиями слова и выражения запоминаются особенно хорошо. Полезно рассматривать с ребёнком картинки с изображением не только отдельных предметов, но и несложные сюжеты, имевших место в опыте ребёнка. Например, девочка играет с куклой, дети кушают за столам т.п. Взрослый задаёт подталкивающие к речи вопросы:

    - Кто это? Что делает?- Бу кем? Нишли?

    Если ребёнок не может ответить, взрослый отвечает за него и предлагает повторить. Нужно ребёнка и самого учить задавать вопросы и обращаться с вопросами к взрослым.

           Важная роль в развитии речи ребёнка принадлежит художественному слову, стихи потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями. Дети быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи. Чтение и рассказывание не только обогащают речь ребёнка, но и являются средством его эстетического развития, а также приучают ребёнка спокойно сидеть, слушать не отвлекаясь.      

         Например, читая русскую народную сказку «Репка» - “Шалкан”, побеседуйте с ребёнком по её содержанию, задавая вопросы:

    - Про кого эта сказка?
    - Кто посадил репку? (бабай)
    - Кто помог дедушке вытянут репку? (Әби, кыз, песи, эт,тычкан).

    Большие возможности для развития речи открываются во время прогулки с ребёнком. Яркое солнце, разноцветная листва кустарников или пушистые снежинки, множество новых лиц, красок, важно вышагивающая собака, прошмыгнувшая кошка, всё это привлекает ребёнка и может послужить темой для разговоров с ним, для развития всех сторон речи. Но при условии, что это время вы посвящаете ребёнку, а не общению со своими знакомыми. Гуляя с ребёнком, надо рассказать ему о происходящем вокруг, направляя его внимание. Без этого многое ускользает от его восприятия, остаётся незаметным. Здесь также возникает много поводов, для того, чтобы задать ребёнку вопросы и научить его самого спрашивать и отвечать. Помогите ему! 

    Способствовать правильному, всестороннему развитию малыша - долг каждого родителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для родителей развитие речи детей дома

           В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. ...

    Консультация для родителей "Развиваем связную речь"

    Рекомендации для родителей, перечень игр по развитию словотворчества у детей.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12104255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","w...

    Консультация для родителей. Развиваем диалогическую речь.

    Дорогие родители, предлагаю вашему вниманию небольшую шпаргалочку, которая поможет вашему ребенку развить умение общаться в диалоге....

    Консультация "Игры для развития речи детей дома"

    quot;Игры для развития речи детей дома"...

    Консультация для родителей «Развиваем детскую речь в игре»

    Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способ...