Дидактические игры по развитию речи для дошкольников
картотека по развитию речи на тему

Чубаева-Городецкая Елена Николаевна

Автором представлены дидактические игры по развитию речи для дошкольников всех возрастных групп в помощь педагогам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakt.igry_po_razvitiyu_rechi.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на воспитание звуковой культуры речи.

Младший возраст.

Игра «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Краткое описание:

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.

Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Игра «Птицеферма»

Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Краткое описание:

Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречунам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.

Методические указания.   Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 - 4.

  1. Интернет – источник: http://9liski.detkin-club.ru/exercises/12713. Дата публикации: 09.04.2013 Червякова Светлана Ивановна

Средний возраст.

Игра «Лодочка и пароход»

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «Тренировка»

Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Дууу» (повторить 5—6раз).

Старший возраст.

Упражнение «Найди братца»

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль»

Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

Чтение скороговорки.

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.

«Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

Интернет – источник: http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-napravlenyh-na-formirovanie-zvukovoi-kultury-rechi-detei.html

Автор: Светлана Кислякова Опубликовано: 28 апреля 2013 в 20:36

Дидактические игры на развитие словаря детей.

Младший возраст.

Тема «Посуда». «Накроем стол к чаю».

 Программное содержание.

 1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

 2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.

 3. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда».

 Оборудование. Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.

 Методические указания.

 1 уровень. Воспитатель объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Дети выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

 2 уровень Игра «Чего не стало? ».

 Цель: Активизация словаря: учить узнавать и называть посуду на картинках,

 2. Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные (большая (маленькая) чашка, красное (синее) блюдце. 3. Развивать зрительное внимание, память. Оборудование. Картинки с изображением больших и маленьких предметов посуды. 3 уровень. Дети соотносят изображения посуды нарисованной и контуров.

Тема «Транспорт» «Чудесная коробка».

 Программное содержание.

 1 активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт) .

 2. учить составлять целое из частей.

 3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы.

 Оборудование. Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта.

 Методические указания.

 1. Уровень. Воспитатель по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

  1. Уровень. Дети складывают изображения транспорта из двух частей. 3. Уровень. Дети отгадывают загадки о транспорте.

Интернет – источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/09/18/kartoteka-didakticheskikh-igrОпубликовано 18.09.2013 - 7:55 - Блохина Ольга Алексеевна

Средний возраст.

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Интернет – источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/07/13/kartoteka-didakticheskikh-igr-v-sredney-gruppeОпубликовано 13.07.2013 - 14:49 - Марина Петровна Шраменко

Старший возраст.

 Игра с мячом «Ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.

 Игра «О картинке я вам расскажу»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.

Оборудование: Большие карты, на которых изображены 6 картинок. К каждой карте прилагается набор из  6 маленьких предметных картинок-дубликатов: воробей, самолет, ель, стакан, корова, бусы; кот, табурет, торт,  чашка, грузовик, яблоко; еж, лицо,  кресло, кастрюля, корабль, ботинки; автобус, рубашка, чайник,  стул, дуб, туфля.

 Содержание: Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями живых существ, предметов различных лексических категорий. Взрослый задает вопрос: «У кого самолет? У  кого чайник?» Ребенок находит соответствующую картинку обратной стороной к детям: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу». Описание дается следующим образом.

У этого предмета есть:

      Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

      Нитка, бусины (бусы);

      Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);

      Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);

      Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

      Рукава, воротник, манжеты (рубашка);

      Спинка, сиденье, ножки (стул);

       Подошва, каблук, шнурки, мех, задник, нос (ботинки);

       Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик)

       Тесто, крем, фрукты, шоколад (торт);

       Кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко);

       Дно, крышка, стенка, ручка, носик (чайник);

У него есть:

     Ствол, ветки, листья, корни, кора

     Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);

     Голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);

     Голова, туловише, глаза, лапки, перья, крылья, клюв (птица);

     Голова, туловище, лапки, иголки (еж);

     Голова, туловище, лапы, хвост, рога, вымя (корова).

     Интернет-источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/07/02/didakticheskie-igry-po-razvitiyu-slovaryaОпубликовано 02.07.2014 - 16:45 - Тарасова Светлана Николаевна

 Дидактические игры на формирование морфологической стороны речи.

Младший возраст.

«Что изменилось?»

Цель: формировать умение использовать предлоги, изменяя окончание.

Материалы: игрушки стол, кукла.

Ход игры: вначале детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (понимание значения предлогов). Затем воспитатель меняет местоположение куклы (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значением одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм.

«Волшебный мешочек»

Цель: формируем умение употреблять слова-предметы и подбирать им признаки. 

Материалы:  игрушки ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика.

В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.)

Интернет-источники: http://studopedia.net/10_90709_metodika-formirovaniya-morfologicheskoy-storoni-rechi.html

Средний возраст.

 «Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом.

Интернет – источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/07/13/kartoteka-didakticheskikh-igr-v-sredney-gruppe

Опубликовано 13.07.2013 - 14:49 - Марина Петровна Шраменко

Старший возраст.

Дид. игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

Дид. игра «Третий лишний»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом).

Интернет-источник: http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-i-uprazhnenii-v-starshei-grupe-osnovy-pervonachalnoi-gramoty.html

Автор: Лариса Малышева Опубликовано: 31 марта 2012 в 13:14

Дидактические игры на формирование синтаксической стороны речи.

Младший возраст.

Игра «Составь предложение»

Ход игры:

Детям предлагают несколько картинок: 1) девочка моет пол щеткой; 2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девочка рисует клоуна. Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

1. Мальчик делает лодочку.

Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

2. Девочка рисует клоуна.

Девочка рисует клоуна карандашами.

Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

«Ответь на вопросы».

Цель: формировать умение строить предложения из ответов на вопросы.

Ход игры:

Почему птицы осенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошел в библиотеку?

Интернет-источники: http://studopedia.net/10_90710_metodika-formirovaniya-sintaksicheskoy-storoni-rechi.html

Средний возраст.

Скажи по-другому.

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге) 

"Закончи предложение"

Цель: употребление сложноподчинённых предложений

· Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу) 

· Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу) 

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу) 

· Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) 

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела) 

· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) 

· Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано) 

· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) 

· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) 

· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

Интернет – источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/07/13/kartoteka-didakticheskikh-igr-v-sredney-gruppeОпубликовано 13.07.2013 - 14:49 - Марина Петровна Шраменко

Старший возраст.

«Придумай предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления, учить составлять предложение по заданному слову. Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовѐт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

«Пара слов» 

Цель: учить строить простое предложение из двух заданных слов.

 Материал: фото или картинки летних пейзажей, ситуаций, явлений природы; разнообразные предметные картинки.

Игровые действия: каждый участник игры берет себе по одной картинке из двух стопок и придумывает предложения с названиями изображений на них. Приветствуется юмор, распространенные фразы. Воспитатель. Ребята, вы слышали когда-нибудь в грозу сильный гром? Однажды братцу Лето надоел этот шум. Он решил померить дождевые тучи: Помогите тучкам соединить в одном предложении два разных слова. Например, игрок взял две картинки: «медведь» и «солнце». - Медведь греется на солнце. - Медведю в теплой шубе жарко на солнце. - Медведь отнял солнце у крокодила. Картинки: «муравей» и «цветок». - Муравей залез на цветок. - Муравей спрятался в цветке от дождя. - Муравей качается на цветке.

Интернет-источники:http://metod sbornik.ru/images/Формирование%20синтаксической%20стороны%20речи.pdf

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Словесные дидактические игры для развития речи у дошкольников"

В представленной консультации, сделанна подборка игр  для родителей с детьми для речевого развития. ...

Дидактические игры по развитию речи для дошкольников

Предлагаю дидактические игры для развития и активизации детской речи....

Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников. ( по Е. Кудрявцевой)

Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников.(Е. Кудрявцевой)Мы использовали целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря...

Консультация «Влияние дидактической игры на развитие речи младших дошкольников»

Консультация знакомит с дидактическими играми для младших дошкольников, способствующими развитию речи....

«Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников» мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка»...

Дидактические игры по развитию речи для дошкольников

Дидактические игры по развитию речи для дошкольников...