Дидактические игры по развитию речи для дошкольников
учебно-методическое пособие на тему

Вирт Татьяна Викторовна

Предлагаю дидактические игры для развития и активизации детской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k8.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю дидактические игры для развития и активизации детской речи:

Дидактические игры для дошкольников

Д/игра «Назови одним словом».

Цель: закрепить обобщающие наименования: мебель, транспорт, посуда, фрукты, одежда и другие.

Материал: набор карточек.

Ход игры:

Воспитатель перечисляет предметы, а ребёнок заменяет их одним обобщающим словом.

  Например: мама, папа, дочь, сын- семья.

                       

Д/игра «Назови животного».

Цель: закрепить знания о животных, уметь называть и различать животных и их детёнышей.

Материал: картинки с изображением животных.

Ход игры: показать картинки с изображением животных и попросить назвать животных и их детёнышей.

Д/игра «Про мам и их малышей».

Цель: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными; как образуют существительные по аналогии.

Материал: картинки.

 Ход игры.

 Воспитатель показывает  картинку и рассказывает, ребёнок помогает, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.

«Мяу!» - мяукнула мама- кошка, и к ней сразу же примчался рыжий… (котёнок, котёночек).

За ним прибежали остальные… (котята, котятки).

Утка пересчитала своих… (утят, утяток).

Не досчиталась одного… (утёнка, утёночка), пошла искать его.

У лисицы трое лисят.

У волчицы четверо… (волчат).

У медведицы двое… (медвежат). У барсучихи трое… (барсучат).

Д/игра «Угадай чьё?».

 Цель: умение образовывать от существительных притяжательные прилагательные, отвечающие на вопросы чей, чья, чьё?

Материал: набор картинок.

Ход игры.

Воспитатель предлагает ребёнку:

1.      Изображения разных частей тела (голова, ухо, нос, лапы) одного и того же животного, например медведя. Затем выясняет, чьи это части тела, какого животного. Или спрашивает: «Про что можно сказать…»

Медвежье…

Медвежья…

Медвежьи…

2.      В косвенных падежах (воспитатель показывает картинку, затем закрывает и задаёт вопрос, например: «Чего не стало?»

Д/игра «Опиши, что видишь».

Цель: умение согласовывать существительные в роде, числе и падеже.

Материал: набор картинок.

Ход игры.

Воспитатель показывает картинку с изображением какого- либо предмета, а дети подбирают к нему определение, согласуя в роде, числе и падеже. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.

Д/игра «Умей рассказать, что увидел».

Цель: умение составлять описание, повествование, рассуждение.

Материал: набор картинок.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт каждым трём детям по 1 картинке и просит их рассказать по этой картинке в следующей очерёдности: один ребёнок рассказывает об увиденном, описывая картинку, другой - рассуждая, третий - повествуя.

Д/игра «Знаешь ли ты сказку?».

Цель: умение пересказывать литературное произведение, передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

Материал: набор картинок по определённым воспитателем сказкам.

Ход игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки из разных сказок, затем начинает рассказывать какую – то из них детям, останавливаясь через несколько предложений. Дети по данному началу определяют сказку, её название, находят к ней картинку. Вспоминают продолжение сказки, используя в своём рассказе характеристику действующих лиц, их диалоги.

Д/игра «Моя любимая сказка».

Цель: умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Материал: набор сюжетных картинок.

Ход игры.

Воспитатель раскладывает картинки в смешанном порядке и предлагает детям разгадать головоломку: определить, в какой последовательности должны лежать картинки и почему. Дети рассматривают картинки, высказываются, раскладывают картинки по порядку.

Д/игра «Давайте помечтаем».

Цель: продолжать упражнять детей в 

согласовании слов в предложении, формировать умение создавать формы условного наклонения.

Материал: -

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям помечтать о том, какие бы подарки они хотели увидеть под ёлкой в Новый год. Ребята рассказывают, а воспитатель следит за тем, чтобы они употребляли правильно  глаголы в условном наклонении.

Д/ игра» Третий лишний».

Цель: закрепить представление детей о домашних и диких животных, умение дифференцировать обобщающие понятия. Учить различать и называть характерные особенности диких и домашних животных.

Материал: набор картинок.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по три картинки. Одну из них они должны убрать. Первая пара детей меняется картинками и так далее. Пока все дети не выполнят задание.

Например: кошка, корова, волк.

Медведь, заяц, собака.

Д/ игра « Найди пару».

Цель: проверить, как дети умеют употреблять разные значения  многозначных слов, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Материал: набор картинок (кнопка, ручка, иголка, кисть, шляпка, гребешок).

Ход игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки, а дети находят картинки, сходные по какому- либо признаку.

Д/ игра «Подбери слово».

Цель: проверить, как дети умеют подбирать антонимы и синонимы к заданным словам.

Материал: набор карточек со словами.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, а дети говорят близкое по значению или противоположное по значению слово.

Например: друг- приятель- товарищ- враг.

Огромный- большой- маленький- крошечный- гигантский.

Ходить- шагать- бегать- лежать- сидеть- прыгать- шествовать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Словесные дидактические игры для развития речи у дошкольников"

В представленной консультации, сделанна подборка игр  для родителей с детьми для речевого развития. ...

Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников. ( по Е. Кудрявцевой)

Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников.(Е. Кудрявцевой)Мы использовали целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря...

Дидактические игры по развитию речи для дошкольников

Автором представлены дидактические игры по развитию речи для дошкольников всех возрастных групп в помощь педагогам и родителям....

Консультация «Влияние дидактической игры на развитие речи младших дошкольников»

Консультация знакомит с дидактическими играми для младших дошкольников, способствующими развитию речи....

«Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников» мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка»...

Дидактические игры по развитию речи для дошкольников

Дидактические игры по развитию речи для дошкольников...