Педагогический проект "Потягушки - ладушки"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Проект "Потягушки - ладушки"

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Приобщая ребёнка с раннего детства к истокам народной культуры, общественным ценностям мы помогаем заложить через народный фольклор в нём фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_proekta.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Потягушки – ладушки»

Участники проекта: Дети 2 -3 лет, родители воспитанников, воспитатели группы, сотрудники этнографического музея, сотрудники детской библиотеки, ученики первого класса школы № 6, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: долгосрочный (Сентябрь - август).

Тип проект: игровой, творческий.

Проблема: на сегодняшней день детей в семьях воспитывают и развивают с помощью мультфильмов, компьютерных игр, но редко кто читает ребенку прибаутку, потешку, закличку, и мы воспитатели детских садов имеем возможность помогать родителям понять, что через устную народную творчеству можно воспитывать более доброго, спокойного, умного и послушного ребенка. А фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Приобщая ребёнка с раннего детства к истокам народной культуры, общественным ценностям мы помогаем заложить через народный фольклор в нём фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности.

Актуальность: Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развития речи ребёнка.                                                                                                                              Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.                                Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.                                                 Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Мы, работники детских садов можем многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка, способной воспринимать, любить, утверждать в жизни прекрасное. Поэтому в воспитании детей важно использование элементов устного народного творчества, нужно показать детям красоту русского языка. С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста.                                                                                                                Сказки, песни, потешки, поговорки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Чаще всего, через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, любовь, заботу. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Припевки, потешки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок.  Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру.                          Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе, осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств. 
Произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора.            

Цель:  развитие речи детей  младшего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

Для детей:                                                                                                                                                            - Формировать представления о фольклоре.                                                                                                       - Знакомить детей с устным народным творчеством.                                                                                        - Учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.                                                                     – Заучивание  фольклорных произведений.                                                                                                                                     - Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

Для педагогов: Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию. Создание информационной базы.

Для родителей: Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Для социальных партнеров: Создать условия для привлечения социальных партнёров для совместных мероприятий.

Мониторинг Г. И. Бабаева «Мониторинг в детском саду».

Организация деятельности детей в рамках проекта

Тематика недели

Фольклорный материал

Формы и методы

Задачи

Образовательная деятельность в режимных моментах

I квартал

«Наш любимый детский сад»

Потшка «Водичка, водичка» Потешка «Еду-еду к бабе, к деду..» Уговорушка «Кто у нас хороший»

Опыт с водой «Тонет, не тонет»

Зарядка

Познакомить детей с потешками. Помочь детям запомнить потешки. Стимулировать участие детей в исполнении потешек. Вызвать у детей положительное отношение к умыванию.

КГН (при умывание) Игры по содержанию потешек. Утренний прием детей (потшка для новичков)

«Мы здоровыми растем!»

Колыбельная «Баю, баю, баюшок, В огороде петушок.» Колыбельная «Спят луга, спят леса…» Потешка «Вот проснулся петушок, Встала курочка.»

Игра — инсценировка «Кукла Катя хочет спать» Беседа о колыбельной песне.

Познакомить детей с жанром колыбельной песни. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях. Вызвать у детей положительное отношение к дневному сну.

Использовать колыбельные песни в сюжетных играх.

КГН (при укладывание спать)

КГН (при просыпания)

«Осень золотая»

Закличка» Улитка, улитка!» Закличка «Дождик, дождик..» Потешка «Гриб-грибок, выставь лобок!»

НОД (ребенок и мир природы) «Осень» НОД (рисование) «Дождик» НОД (аппликация) «Грибочек»

Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

Игра «Дождик и солнышка». Наблюдение за явлениями природы Рисование на песке дождика.

«Все профессии важны»

Уговорушка «Кто тут плачет?» Уговорушка «Послушай, что тебе скажу» Потешка — утешка «Не плачь - куплю калач...»

Общение «Родители пошли на работу»         Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Приобщать детей к устному народному творчеству.  Познакомить детей с уговорками. Воспитывать у детей положительное отношение к опрятности. 

Народная игра «Платочек» Наблюдение за трудом дворника. КГН (как пользоваться носовым платочком)

«Правила поведения»

Мирялочка «Мерись, мерись. мерись...» Мирялочка Уговорушка «Где ты, дедушка-молчек?»

Пальчиковая гимнастика «Пальчик — мальчик» Чтение стихотворения «На меня в обиду мама» А. Барто

Познакомить детей со значением и содержанием мирялочек, помочь запомнить. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

Рассказ воспитателя «Правила поведения в группе» с упором на наглядном материале. КГН (правила поведения во время приема пищи)

«Неделя здоровья»

Считалка «1,2,3,4,5, вышел зайчик погулять..» Считалка «В речку овечка....» Потешка «Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,»

Сюжетно — игровое занятие «Потешки для малышей». Зарядка

Закаливание

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами — считалки.                          Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

Народные игры «Ели,ели, ели,ели...», «Поймай комара», «Мишка косолапый», «Кот и мыши».

КГН (во время просыпания)

«Я и моя семья»

Потешка «Ладушки, ладушки..» Потешка «Курочка-рябушечка,
Куда пошла?»
Песенка «Петушок - золотой гребешок»

НОД (Рисование) «Зернышки для цыплят» НОД (Социальный мир) «Петушок и его семья» Пальчиковая гимнастика «Семья»

Познакомить с новыми потешками. Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.                             Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка» рассматривание и обсуждение по иллюстраций к тексту. П.И «Вышла курочка гулять»

«Зима стучится в двери к нам»

Потешка «Ветер елками шумит..» Потешка «Валенки,валенки...» Потешка «Завяжи потуже шарф...» Поешка «Почему так хороши В нашем доме малыши:...»

Совместное НОД с ребятами из подготовительной группы по аппликации «Снежинки падают». Игры — забавы.

Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Игра-путешествие «Зимний лес» Чтение стихотворения «Снег» А. Барто. КГН (При одевание на прогулке)

II квартал

«Родной край – ХМАО»

Потешка «Сидит белка на тележке..»
Потешка «Ёжик, ёжик, чудачок...»
Потешка «Совушка-сова...» Потешка «Сорока, сорока...»

Игра — инсценировка «Кого мы встретили в лесу?» Рассматривание картины «Северный олень»

Формировать понимание назначения и основного содержания потешки. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

Виртуальная экскурсия в этнографический музей родного края «Животный и растительный мир Югры». Оформления макета «Мой край»

«Народная культура и традиции»

Песенка «Идет котик по лавочке…» Песенка «Котя, котенька, коток…» Песенка «Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…»                     Песенка «Как у нашего кота» Потешка — утешка «Придет киска неспеша...»

НОД (Развития речи) Чтение рассказа «Кошка Е. Черушина Игра — посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» Игра — имитация «На коврике котята спят...»

Познакомить детей с некоторыми фольклорными образами (Кот-Баюн, Гули-Гуленьки). Обратить внимание детей на характер исполнения песен (нежно, ласково). Способствовать исполнению песен в самостоятельной игровой деятельности. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Исполнение песен в сюжетных играх и режимных моментах. «Подвижная игра «Кот и мыши»                  КГН (при одевание) Обыгрывание потешек.

«Новогодний калейдоскоп»

Потешка «Заяц Егорка свалился в озерка..» Песенка - танец «Заинька походи , серенький походи...» Считалка «Зайчишка — трусишка» Потешка «Заинька войди в сад...»

Новогодний утренник «Волшебные башмачки»                           НОД (Ребенок и мир природы) «Заяц и волк — лесные жители»

Приобщать детей к устному народному творчеству                    Познакомить детей с народными песнями, их содержанием       Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички, считалки.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит» Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик» Развлечение «Знакомство с Дедом Морозом»

«Мы такие разные»

Дразнилка «Андрей воробей...» Дразнилка «Лёвушка?» Потешка «Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!»

НОД (музыкальное развитие) прослушивание дразнилок.

Познакомить детей со значением и содержанием дразнилок, помочь запомнить.                                       Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом дразнилок. Вызвать у детей положительное отношение к умыванию.

Исполнение дразнилок в сюжетных играх и режимных моментах.

КГН (при умывание) Выставка народных кукол.

«Безопасный мир»

Потешка «Тили-бом, тили-бом...» Прибаутка «Ехали, поехали,
В лес за орехами..» Потешка к ужину «Ай, ту-ту, ай, ту-ту,  Вари кашку круту, ...»

Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Загорелся Кошкин дом»

Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений. Воспитывать положительное отношение к приему пищи.

Правила пожарной безопасности П.И. «Воробушки и автомобиль»(ПДД) Игры по содержанию прибауток (качая ребенка на колени)     КГН (При ужине)

«Спорт»

Народные игры «Гуси- гуси», «Огуречик — огуречик», «Каравай», «У медведя во бору», «Золотые ворота», «Птички», «Летят, не летят».

НОД (Физическое развитие) «Игровое занятие» Закаливание Зарядка НОД (Музыкальное развитие) «Жили у бабуси, два веселых гуся»

Познакомить детей с русскими народными играми. Развивать желание детей повторять текст игр, участвовать в играх и соблюдать правила. Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками игры.

Использование народных игр на прогулках в режимных моментах. Участие в конкурсе стен газет «Спорт — это здорово!»

«Защитники Отечества»

Потешка «Аты-баты! Шли солдаты...» Потешка «Вот они, сапожки:» Потешка «Ручку ручкою погладим..»

Спортивный досуг «Сильные, ловкие и смелые» НОД (Социальный мир) Чтение А Барто «Капитан».

Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес кпотешкам.

Аппликация «Корабль» Пальчиковая гимнастика «Вот как пальчики шагают» КГН (при обувании)

Ш квартал

«Мамин праздник»

Закличка «Солнышко, солнце»
Потешка «Уж я косу заплету» Потешка «Расти, коса, до пояса» Потешка «Оладушки»

Игра — занятие «Сделаем Кати красивую прическу» НОД (Конструирование) «Открытка для мамы»

Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.

КГН (при расчесывание) Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста

«Береги свою планету»

Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…», «Хвост с узорами…».

Игра — развлечение «В гостях у бабушки - Загадушки»

Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных. Учить детей отгадывать загадки.развивать имитационные навыки.

Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.   Рассматривание домашних животных на «русском подворье»

«Неделя здоровья»

Потешка «Рельсы, рельсы, Шпалы, шпалы.» Старинная потешка «Налугу, на лугу, Стоит миска творогу» Потешка «Птичка — птичка, Вот тебе водичка..»

Массаж спинки Массаж спины.

Массаж животика.

Массаж ладошек и стопок.

Вызвать у детей положительное отношение к дневному сну. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.

Использование потешек в режимных моментах. КГН (При укладывание детей спать и при просыпание)

«Весна-красна»

Заклича «Божья коровка» Закличка «Радуга-дуга» Закличка «Весна - весна красная!» Закличка «Ласточка, ласточка, милая касатка»

Экскурсия в весенний парк. Игра — сказка «Листок на ладони» Игры — эксперименты «Ручейки»

Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

Праздник весны «Идет Весна — открывайте ворота» Наблюдение «Капель» Труд «Кормим птиц»

«Любимые сказки»

Русские народные сказки «Курочка ряба»,«Репка», «Колобок», «Теремок». Потешка «Коза рогатая» Потешка «Топ — топ попляши»

Театр на фланелографе «Курочка ряба» Кукольный театр «Колобок» Настольный театр «Теремок» Инсценировка сказки «Репка»

Вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре.

Прослушивание русских народных сказок. П.И «Коза с козлятами» Просмотр мультипликационного фильма «Волк и семеро козлят»

«Путешествие в историю»

Прибаутки «Скок-поскок! Молодой дроздо...» Прибаутка «Ехала барыня. По ровненькой дорожке» Прибаутка «Пришел медведь к броду..» Прибаутка к обеду «Утка - утенька»

Игра — имитация «Прибаутки для куклы» Беседа о прибаутках с рассматривание иллюстраций. Чтение стихот. С.Капустян «Маша обедает»

Познакомить детей с прибаутками. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении прибаутки, ее отличительных особенностях. Воспитывать у детей положительное отношение к приему пищи.

Игры по содержанию прибауток (качая ребенка на ногах)

Игры по содержанию прибауток (качая ребенка из сторону в сторону) КГН (при приема пищи)

«Город мастеров»

Поговорки    «Кончил дело – гуляй смело», «Маленький да удаленький».
Прибаутка к завтраку «Кастрюля-хитрюля...»

определенных умственных усилий.

Познакомить детей с поговорками. Объяснить детям когда можно использовать поговорки в речи зачем.

Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

КГН (При завтраке)

«Цветной мир»

Потешка «Травка-муравка со сна поднялась...» Потешка «Чики-чики - кички
березовые лычки..» Потешка «Та-ра-ра! Та-ра-ра! На лугу стоит гора..»

НОД (Ребенок и мир природы) «Сравнение елочки с березкой» Хоровод «Во поле березка стояла..» П. И«Одуванчики»

Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

Народная игра с ромашкой «Любишь, не любишь» Наблюдение за растительным миром на участке детского сада.

IV квартал

«Здравствуй, лето!»

Потешки «Водичка серебристая ..» «Закатаем рукава, ..» «Всем, везде нужна вода..» «Из колодца принесла, курица водицы...», «Чистая водица...»

Игры — эксперименты с водой. Просмотр презентации «Путешествия капельки»

Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей. Воспитывать положительное отношение к умыванию

КГН (использование потешек при умывании) Чтение «Мойдадыр» Праздник мыльных пузырей. Игра-драматизация «Умоем куклу»

«Защитники природы»

Потешки. «Вышел козлик погулять», «Тень – тень, потетень…», «Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…».

Беседа о потешках НОД (Рисование) «Травки для коровушки» (коллективная работа)                Сюжетно — игровое занятие «Пастушок и корова»

Познакомить детей с новыми потешками.  Привлекать детей к рассказыванию потешек.              Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень,вечерок...)

Дидактическая игра «Чьи детки». Использование потешек в режимных моментах.    Музыкальная игра «Волшебная дудочка»

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Уговорушки «Абри — фини мокрый нос» Уговорушки «Про Яну — несмияну» Потешка «Расти, Маша, выше, До хором, до крыши.»

Беседа «Нельзя плакать, потому что это вредно для здоровья». Флэш -моп «Солнышко лучистое»

Закрепить знания детей об уговорушках. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении уговорушках, ее отличительных особенностях. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Использование уговорушек в режимных моментах и сюжетных игр.

«Пусть всегда будет солнце!»

Закличка «Солнышко ведерышко, выгляни в окошко..» Песенка «Заря -зарица сонцу сестрица» Закличка «Бабочка — коробочка..» Потешка «Пчёлы гудят, В поле летят...»

Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки». П.И «Солнечный зайчик»

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений. Учить самостоятельно исполнять потешки и заклички.

Использование заклички во время прогулки. Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце»

«Цветочный калейдоскоп»

Закличка «Мотылек-ветилек..» Потешка «Рву, рву ягодку...» Песенка «Ягодка красна, Земляничка спела...» Потешка «Прилетели воробушки…»

НОД (Аппликация) Коллаж «Цветочная поляна»(коллективная работа)

Формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, положительного отношения и интерес к окружающему миру через ознакомление с устным народным творчеством посредством продуктивного труда.

Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх. Настольные игры «Правила поведения в природе» КГН (при приема пищи) Выставка детских рисунков «Цветной мир»

«Песочные фантазии»

Потешка «После завтрака шнурок
Лёг погреться на песок...» Потешка «Тушки-татушки, испекли ватрушки..» Потешка «Идет лисичка по мосту»

Конкурс построек из песка. Рисуем на песке. Игры — эксперименты с песком.

Учить детей ассказывать потешки внятно, не торопясь, достаточно громко, активизировать словарь существи-тельными множественного числа. Воспитывать положительное отношение к одеванию.

КГН (при одевание) Игры в песке «Испечем ватрушки» Сенсорные игры «Шнуровка»

«В гостях у сказки»

Сказочка — щекоталочка «Шла купаться черепаха..» Сказочка - щекоталочка «Улиточка» Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Беседа «Щекотка» Игра — драматизация «Волк и козлята». Пальчиковая гимнастика«Идет коза рогатая…».

Познакомить детей с новым жанром — сказки — щекоталочки. Учить передавать характерные черты героев потешек с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли.

Словесная игра «Доскажи словечко» (по содержанию русских народных сказках). Дидактическая игра «Расскажи сказку кукле»

«Мы живем в России» 

Колыбельная «Баю — баю за рекой...» Колыбельная «Вдоль по речки лебедушка плывет...» Песенка «Ай качи, качи, качи...»

НОД (Лепка) «Баранки и калачи»

Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни. Воспитывать положительное отношение к приему пищи.

КГН (правила поведения при приеме пищи) Сюжетная игра «Уложим куклу Машу спать»

«Азбука безопасности»

Потешка «Стучит, шумит по улицы, Фома едет на курицы...» «Потешка и за леса и за гор едит дедушка Егор...» Потешка «Сегодня день целый, Все звери у дела...»

Просмотр видео ролика «Полосатые лошадки» Развлечение «Дорожные приключения Бабы Яги»

Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

Дидактические игры ПДД. Игры имитации по содержанию потешек. Участие в конкурсе «Красный. Желтый. Зеленый»

Продукт проекта для детей                                                                                                                               1. Работы детей по аппликации, рисованию и лепки.                                                                                                2. Сюжетно — игровое занятие «Потешки для малышей».                                                                                            3. Новогодний утренник «Волшебные башмачки».                                                                                           4. Спортивный досуг «Сильные, ловкие и смелые».                                                                                              5. Альбом «Любимые потешки».                                                                                                                                             6. Развлечение «Дорожные приключения Бабы Яги».                                                                                                      7. Праздник весны «Идет Весна — открывайте ворота».                                                                                      8. Выставка народных кукол.                                                                                                                                        9. Стен газета «Спорт — это здорово!»                                                                                                                  10. Праздник мыльных пузырей.                                                                                                                               11. Конкурсе «Красный. Желтый. Зеленый».                                                                                             12. Коллаж «Цветочная поляна».                                                                                                                      13. Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце».                                                                  14. Конкурс построек из песка.                                                                                                                    15. Макет «Мой край».                                                                                                                                     16. Видео ролика «Полосатые лошадки».                                                                                                       17. Театр на фланелографе «Курочка ряба».                                                                                         18. Кукольный театр «Колобок».                                                                                                                 19. Настольный театр «Теремок».                                                                                                   20.Костюмы для инсценировки сказки «Репка».

Работа с родителями                                                                                                                            1.Наглядная агитация по народному фольклору.                                                                                                         2.Консультации для родителей: «Роль фольклора в развитие детей», «Использование фольклора в семейном воспитании».                                                                                                                      3. Анкетирование родителей «Детский фольклор»                                                                                     4.Собрание «Фольклор, как средство развития речи».                                                                                                     5. Советы родителям «Умение — мириться».                                                                                                                                                                             6.Листовка «Игры для развития речевого дыхания».                                                                                                                     7. Памятка «Игры в кругу семьи».                                                                                                                 8. Папка — передвижка «Потешки - в период адаптации дошкольника в ДОУ»                                      9. Буклет «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» .                                                                                                10 Рекомендаций для родителей «Как научить ребенка использовать в при общение дразнилки, считалки, заклички, пословицы, поговорки...».                                                                  11. Беседы с родителями о потешках, прибаутках, закличках...                                                         12. Индивидуальные беседы с родителями о том как рад и доволен будет ребенок если ему прочитаю прибаутку, потешку, споет колыбельную....                                                                        13. Папка — ширма «Семейные ритуалы с помощью фольклора»

Практическая часть                                                                                                                                1.Чтение потешек детям дома.                                                                                                                                  2. Заучивание потешек вместе с детьми.                                                                                                                  3. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки».                                                                         4. Участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению с фольклором.                                                                                                                                                               5. Помощь в организации выставок творческих работ.                                                                                  6. Оказана помощь в оформлении детской библиотеки в группе.                                             7. Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.                                                 8.Творческая мастерская «Осень в гости просим» (поделки из природного материала»).                        9. Чаепитие с родителями «Мы встречаем Новый год».                                                                       10. Показ кукольного театра «Колобок» совместно с родителями.                                                     11. Игра — тренинг «Чтобы руки не знали скуки» (показ пальчиковой гимнастики).                       12. Мастер — класс «Зайчик на пальчик» (Из платочков)
13.Праздник мам «Никого роднее мамы в целом мире нет»                                                                                         14. Посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»                                                                                                     15. Народная мастерская «Старая перчатка» (игрушка для своего ребенка).                              16.Игра — развлечение «В гостях у бабушки — Загадушки»                                                                                         17. Сюжетно — игровое занятие «Пастушок и корова».                                                                          18 Домашняя мастерская «Книжка — потешка»

Продукт проекта для родителей                                                                                                                     1. Игрушки для своих детей из старых перчаток.                                                                                             2. Зайчики на пальчики из платочков.                                                                                                             3. Консультации, буклет, памятка, рекомендации и советы родителям, родительское собрание, анкетирование, листовка, папка — передвижка по теме проекта.                                                      4. Детские книги с содержанием фольклора для библиотеки.                                                                   5. Пособия и дидактические игры по ознакомлению с фольклором.                                                              6. Альбом «Наши любимые потешки»                                                                                                                              7. Стен — газета «Потешки для утешки, прибаутки для шутки» .                                                                                8. «Книжка — потешка».

Работа с педагогами                                                                                                                                     1. Методические рекомендации педагогам для работы по данной теме.                                                     2. Сбор методической литературы.                                                                                                   3. Буклет «Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста»                           4. Консультация «Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста»                                                                                                                          5. Сообщение из опыта работы «Использование фольклора в разных видах деятельности в младшей группе»                                                                                                                                                6. Участие в семинар - практикум по развитие речи (Сообщение «Роль дыхания в процессе речи»)                                                                                                                                                              7. Листовка «Уроки общения: Игры — мирилки»                                                                                            8. Памятка «Подвижные игры с художественным словом»                                                                        9. «Минутки не для скуки» - мастер – класс по созданию тряпичной народной игрушке. 10. Презентация проекта.                                                                                                                         

Продукт проекта для педагогов                                                                                                                                    1. Конспекты НОД по теме проекта
2. Картотека потешек, прибауток, дразнилок, закличек....
3. Картотека народных игр
4. Картотека считалок                                                                                                                                            5. Картотека мирилок                                                                                                                                        6. Буклет «Потешки с учением»                                                                                                                       7. Буклет «Уговорушки»                                                                                                                                  8. Буклет «Колыбельные песни»
                                                                                                                              9. Дидактический и демонстрационный материал
10. Методическая литература по теме проекта
                                                                                                      11. Картотека и буклет по пальчиковой гимнастики с использованием фольклора.                                     12. Конспекты сюжетно — игровых физкультурных НОД для детей младших групп.               13. Буклет «Игры на развитие силы голоса, темпа речи»                                                                           14. Картотека режимных моментов                                                                                                                              15. Картотека загадок.

Работа с социальными партнерами                                                                                                              1. «Библиотека приходит в гости к нам» - просмотр видео материала о детской библиотеки. Получения подарков (детских книг) от сотрудников библиотеки.                                                               2. Викторина «Загадки — отгадки».                                                                                                                                 3. Совместное НОД с выпускниками нашего детского сада «Народная кукла из ткани: куклы - кувадки».

Продукт проекта для социальных партнеров                                                                                             1. Видеоролик о детской библиотеки города                                                                                                              2. Конспект викторины.                                                                                                                                             3. Куклы сделаны своими руками.

Презентация материалов проекта                                                                                                             1. Панорама детских работ по теме проекта                                                                                                          2.  Выставка книг с различными жанрами фольклора.                                                                                              3. Развивающая игровая среда в группе на основе фольклорных произведений.                                       4. Выставка дидактического и методического материала по проекту                                                                                  5.  Презентация проекта. Итоговое мероприятие «».

Ожидаемый результат проекта :

Для детей:                                                                                                                                                         1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.                                                                                                                                                        2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.                         3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе. 4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.                                                           5. Научатся выражать свои чувства и понимать чувства других;                                                                  6. Станут более уверенными в себе, научатся преодолевать робость;                                                                     7. У детей появляется интерес к фольклору и театрализованным играм.

Для родителей:                                                                                                                                                      1. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей и повысится общий культурный уровень.                                                           2. Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

Для педагогов:                                                                                                                                             1. Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.                                          2. Совершенствование методического обеспечения по игровой и речевой деятельности.

Для социальных партнеров:                                                                                                                                    Создание условий и проявление интереса к укреплению партнёрских связей.

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.
  3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 1957. -24
  4. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  5. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992
  6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить ( Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005.
  7. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
  8. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985
  9. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,
  10. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание.-1991
  11. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
  12. . Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 1972.
  13. . Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-
  14. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
  15. . Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987.
  16. З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  17. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
  18. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
  19. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект МДОУ "Детский сад "Ладушки" п. Пангоды" "Здоровые дети - здоровая нация, здоровая нация - сила государства"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»...

Педагогический проект "Ладушки"

Перспективный план проектной деятельности в группе раннего возраста по адаптации детей к условиям ДОУ...

Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста. Тема: «Ладушки, ладушки»

Формирование умения проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками....

Педагогический мониторинг качества музыкального образования по программе «Ладушки»

Примерная таблица для диагностики .Мониторинг качества музыкального образования разработан на основе параметров диагностики программы «Ладушки» (И.Каплунова и И. Новоскольцева)....

Педагогический проект по сенсорике: "Ладушки - ладошки" (долгосрочный с сентября по май)

Цель педагогического проекта: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, ра...