Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Степанова Лариса Алексеевна

Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада "Волшебная корзинка осени".

Цель: обобщать представления детей о признаках осени, сезонных изменениях в жизни растений, животных. Закреплять представления детей  о связи живой и неживой природы осенью. Закреплять представления детей  об овощах и фруктах, их свойствах и вкусовых ощущениях. Учить отвечать на поставленные вопросы, составлять рассказ по опорным картинкам, развивать речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik_konspekta.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи

в старшей группе:

«Волшебная корзинка осени»

Воспитатель СПд №1020

Степанова Лариса Алексеевна

  • Программное содержание:
  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
  • уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, расширять конкретные знания об их свойствах, вкусовых ощущениях, визуальных характеристиках.
  • учить отвечать на поставленные вопросы полными ответами,
  • закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам, схемам; обогащать словарь детей.
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, творческое воображение.



Материал к занятию:

  •  музыкальная запись "Осенний вальс ", мяч, корзинка с овощами  и фруктами, опорные схемы.

Ход занятия:

1 часть

Воспитатель:  Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»   (отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи»)

Воспитатель:  Ребята, о каком времени года здесь говорится?   (об осени)

Воспитатель: А как вы догадались?  (трава пожелтела, птицы стали улетать)

Воспитатель: Правильно ребята.                                                                                  Звучит музыка «Осенний вальс» и вноситься кукла Осень. 

Воспитатель: Ребята, вы догадались кто это пришел к нам в гости? (Ответы детей)    Правильно, это пришла осень. Давайте с ней поздороваемся  (дети здороваются)

Воспитатель: (поднося куклу к уху) Осень хочет узнать, что вы знаете об осени и приготовила вам разные вопросы и задания.

 – После какого времени года наступает осень?                                                               - Сколько всего осенних месяцев? (Три)
- А как называется последний месяц осени?  (ноябрь)
- В каком месяце началась осень?  (в сентябре)
- Ну и последний осенний месяц, который мы не назвали?  (октябрь)
- Как изменились осенние краски по сравнению с летними?
- Что называют листопадом?

Воспитатель: Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (они улетают в теплые края)
- Как называют таких птиц, которые от нас улетают? (перелетные)
- Каких вы знаете перелетных птиц?  
(гуси, грачи, журавли…)
- А те птицы, которые остаются зимовать, как они называются?   (
оседлые)                               - Кто помогает птицам перезимовать зиму? (человек делает кормушки, насыпает корм. А в лесу это делают лесники)                                                                                - А как изменилась жизнь животных в лесу? (медведь, еж будут спать, зайчик и белочка меняют окрас шерстки)
- А какие перемены принесла осень в жизнь человека (люди собирают урожай в саду, на огороде, делают заготовки, варят варенье, в лесу собирают грибы, люди оделись в теплую одежду)
- Так как же можно назвать осень, какая она? (щедрая, разноцветная, золотая…)

 

2 часть. 

Воспитатель:   Ребята, вы сказали, что осенью собирают  богатый урожай овощей и фруктов! Осень приготовила для вас загадки, а отгадки вы должны найти  и  достать из ее корзинки.
Загадки:

1) Этот овощ быстро очень

Разгадаем, между прочим.

Он щекастый, красный, гладкий,

Он растет у всех на грядке.

Положи его на солнце.

Он дозреет у оконца,

Этот толстенький сеньор

Всем известный.....(помидор)

2) Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.   ( яблоко)

3) Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.  ( капуста)

4) Этот вкусный желтый плод

Прям из Африки плывет,

Обезьянкам в зоопарке

Пищу целый год дает.  (банан)

5) Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали —

Не одну нашли, а десять!  (картошка)

6) Расту в земле на грядке я —

Красная, длинная, сладкая. (морковь)

7) Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну, конечно ... (огурец)

8) Он похож на апельсин,

С грубой кожей, сочный.

Недостаток есть один –

Кислый он уж очень.. (Лимон)

Воспитатель: Молодцы ребята! Но я смотрю вы немного устали, поэтому я вам предлагаю сделать зарядку. (Дети выходят на ковер)

Зарядка: «Овощи».

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем овощи искать  (Дети маршируют и делают движения глазами влево и вправо)

Что растет на нашей грядке? (Наклониться, посмотреть вниз)

Огурец, горошек сладкий. (Посмотреть влево и вправо)

Там редиска, там салат –

Наша грядка просто клад! (быстро поморгать)

Ослик ходит выбирает

Что сначала съесть не знает.  (обвести глазами круг)

Наверху созрела слива,  (потянуться кверху, посмотреть на пальчики)

А внизу растет крапива,  (нагнуться вниз, посмотреть вниз)

Слева свекла, справа брюква,  (руку влево – вправо, посмотреть на нее)

Слева тыква, справа клюква, (руку влево – вправо, посмотреть на нее)

Снизу – свежая трава, (наклониться вперед, посмотреть на пальцы рук)

Сверху – сочная ботва.  (потянуться кверху, посмотреть на пальчики)

Выбрать ничего не смог  (поморгать 10 раз)

И без сил на землю слег.  (зажмурить глаза)

Воспитатель: А сейчас, ребята, осень приготовила для вас сюрприз и хочет узнать, какими словами вы можете охарактеризовать вкус продукта. (Дети подходят к столу, на котором приготовлены на пробу кусочки фруктов и овощей, дети пробуют и описывают свои вкусовые ощущения).

Воспитатель: Мы попробовали с вами овощи и фрукты, а теперь давайте встанем вкруг и поиграем в игру « Назови ласково». Правила игры вы знаете.

(Дети встают вкруг, а воспитатель поочередно бросает им мяч, называя овощ или фрукт. (банан – бананчик, помидор – помидорчик….)

3 часть

Воспитатель:  Молодцы, ребятки, (поднося куклу Осень к уху) а теперь, осень  хотела бы, чтобы вы загадали загадки про фрукты и овощи по плану, давайте пройдем в класс и сядем на свои места.                                                                (Желающим детям дается  схема  для описания овощей и фруктов)

1 ребёнок: - Этот овощ красного цвета, и иногда овальный, с плотной кожицей и сочной мякотью, немного сладковатый на вкус. Из него можно приготовить сок. Засолить на зиму в банки, сделать салат, и другие блюда.                                      (Дети: Это конечно помидор, а ещё этот овощ называется томат).

(Загадки загадывают несколько детей).

Воспитатель:  (поднося куклу Осень к уху)  Молодцы! Осень очень рада, что заглянула к вам в гости!  А сейчас ей уже пора уходить, ведь зима на пороге, она говорит вам до новых встреч! Давайте попрощаемся с ней!  (До свидания)      

   Но в подарок осень вам оставила последнее задание (воспитатель раздает детям листочки с заданием). На рисунке изображены овощи и фрукты, которые надо разложить по корзинкам. Давайте в правую корзинку положим все фрукты, а в левую – овощи. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Вот наше занятие и подошло к концу.

О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Цели:1. Совершенствовать умение классифицировать, подбирать антонимы, образование уменьшительно-ласка...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой  речи»Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участ...