Картотека артикуляционных упражнения для разных групп ДОУ
материал по развитию речи на тему

Порохова Эльвира Геннадьевна

Картотека разработана по возрастам, с усложнением, заверена заведующим ДОУ и предложена  воспитателям для работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_art_uprazh_v_dou.docx384.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка»

                       Утверждено

                       Заведующим МКДОУ

                        д/с «Рябинка»

                        Досенцовой О.В.

                  _____________ 2015 г.

Картотека

упражнений артикуляционной гимнастики для всех возрастных групп ДОУ

Подготовила: учитель-логопед

Порохова Э.Г.

2015 г


Арт. гимнастике – привет, Лучше её в мире нет!          

Что укрепит лучше рот и поможет речи?

Арт. гимнастике – почёт, вы уж мне поверьте!

Комплекс артикуляционной гимнастики

(младшая группа)

Проводить        артикуляционную        гимнастику        нужно        ежедневно,        чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.  Во        время         проведения артикуляционной        гимнастики должны воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см.

 Гимнастику следует начинать с развития подвижности губ.

Упражнения для губ.

  1. "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. «Бегемотик» - широко открыть рот, как при звуке а.

   3. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, как при звуке у.

 4.     "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.

5.      "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5.     "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.

Упражнения для развития подвижности губ:

1.     Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.     «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.     «Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.     «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5.     «Поцелуйчики» .     Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

Упражнения для губ и щек

1.     «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

2.     «Голодный хомячок.» Втянуть щеки.

Статические упражнения для языка.

1.     «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2.     «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.     «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка.

1.     «Часики».  Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2 «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Сказка.

- Жил да был язычок в своем маленьком домике.

И было в том домике две дверцы ( губы и зубы). Решил как-то язычок пойти погулять, открыл дверцу (губки улыбаются, открываем ротик), выглянул на улицу и смотрит (широкий расслабленный язычок положите на нижнюю губу).  - Удерживайте язык в таком положении в течение 5 сек.

-  нет никого, спрятался обратно в домик. Скучно ему стало, опять выглянул (повторяем упражнение) посмотрел в одну, потом в другую сторону (губы улыбаются и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов).

Увидел язычок качели и решил покачаться (острым кончиком языка потянуться к верхним зубам, а потом к нижним, затем опять к верхним, а потом снова к нижним. Так качался язычок, пока не проголодался. Убежал домой чай попить с блинчиками. А

 блинчики – то надо пожарить. Положил на сковородку и ждет, когда блинчик испечется (открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать 5 секунд), пожарил, надо поесть (зубками кусаем язычок). Еще один испек блинчик (повторяем упражнение два раза).

Блинчики поел с вареньем, запачкал губы, надо их облизать (рот открываем, языком облизываем верхнюю губу 3-5 раз). Выполняя движение сверху – вниз). Повторяем упражнение 2-3 раза.

Устал язычок и спать ушел.

Комплекс артикуляционной гимнастики

(средняя группа)

  1. «Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну,

 А теперь их  отпускаю

И на место возвращаю.

  1. «Лягушка» - «Хоботок»

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к  ушкам

  растяну я как лягушка,

А теперь слоненок я,

  хоботок есть у меня.

3.«Чистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.

4. «Барабанщики»

Цель: Укреплять мышцы языка, выработать умение удерживать язык за верхними зубами. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д – д – д – д – д . Сначала звук Д произноситься медленно, затем темп убыстряется. Губы удерживать в форме улыбки, рот не закрывать, стучать в бугорки за верхними зубами.

5.«Котенок лакает молоко»

Широко открываем рот, делаем 5-6 движений широким языком вперед, как бы лакаем молоко, как котенок. Закрыли ротик. Сглотнули слюну и повторяем снова 5 -6 раз.

6.«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нѐбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

  1. «Киска сердится» («Мостик»)

Открываем рот. Упираем язычок в передние нижние зубки изнутри, выгибаем спинку языка и удерживаем в таком положении несколько секунд. Расслабляем язык. Повторяем упражнение снова

  1. Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Комплекс артикуляционной гимнастики

(старшая группа)

         Упражнение «Лягушка» — «Слоник»

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть

губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

Упражнение «Лопаточка» — «Иголочка»

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

Упражнение «Качели»

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.

Упражнение «Часики»

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

Упражнение «Горка»

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Упражнение «Чашечка»

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

   Упражнение «Вкусное варенье»

     Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.

  Упражнение «Лошадка»

   Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать, как цокает лошадка.

Упражнение  «Индюк»

Губы в улыбке. Широким языком облизать верхнюю губу (в быстром темпе).

Индюк по двору ходил, Серьги красные носил. Щѐки дул, что было сил, Важничал и говорил:

Бл-бл-бл…

Упражнение «Парус»

 Выработать умение поднимать язык к небу и удерживать позу под счет до 10 раз

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.


Комплекс артикуляционной гимнастики

(подготовительная группа)

Упражнение «Блинчик»

Улыбнуться, открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать, считая от 8- 10.

Упражнение «Чашечка»

Улыбнуться, открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка. Под счет

от 8 - 10

Упражнение «Чистим зубки».

Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу- вверх.

Упражнение «Качели».

Открыть рот и кончик языка потянуть сначала за верхние зубы, а потом за нижние, затем опятьза верхние, а потом снова за нижние.

             


            Упражнение «Вкусное варенье».  Открыть        рот,        широким        языком облизать     верхнюю губу. Выполняя движение сверху- вниз.

-                    

        Упражнение «Часики».

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

А также выполняем упражнения на формирование произношения звуков (Ш, Л, Р)


КОМПЛЕК АРТИКУЛЯТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ С, СЬ, З,ЗЬ,Ш,Щ,Ж,Ч,Ц

ЛОПАТКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10.

Cледить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны   касаться углов рта.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

  Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

ЛЕТЯТ СЕЖИНКИ

Губы   в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении сдувать ватку на противоположный край стола.

Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Щеки не должны надуваться, воздушная струя должна идти по средней линии языка и была узкой, а не рассеянной.

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Рот открыт. Губы в улыбке, так чтобы были видны зубы. Кончиком языка «чистим» передние   нижние зубы с внутренней стороны, сначала делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз.

Следить, чтобы губы ребенка были не подвижны и находились в положении улыбки.   Язык при движении находился у десен и альвеол, а не скользил по верхнему краю зубов, чтобы он был широким и начинал движения от корней нижних зубов.

  ЯЗЫК ПЕРЕШАГИВАЕТ ЧЕРЕЗ ЗУБЫ

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:  широким языком дотронутся до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.  Широким языком дотронутся до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык   не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

КАЧЕЛИ

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:    широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку -    широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе

•-  широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой

•- широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

МАЛЯР

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно).

Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась

ГРИБОК

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.

Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одно половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

ГАРМОШКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

ЧАШЕЧКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.   

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ

НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от1 до 5-10.

Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края   языка касаются углов рта.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

ИНДЮК

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

КАЧЕЛИ

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

•-  широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе

•-  широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ИЛИ ЛОШАДКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь.

БЕЗЗВУЧНО ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь и не высовывался изо рта.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИЯЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р,РЬ

ЛОШАДКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный прижат к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.

Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не подсаживала язык вверх.

  ГРИБОК

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.

  Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одно половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

ГАРМОШКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.

Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь.            

АВТОМАТЧИК

Язык заводим за верхние резцы, делаем выдох на кончик языка, имитируя звук стрельбы из автомата (ТР—ТР, ДР – дрр)                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляционных упражнений.

Предлагается материал для проведения артикуляционной гимнастики. Рекомендовано учителям-лолгопедам,воспитателям логопедических групп, родителям, имеющим детей с нарушением звукопроизношения....

Картотека Артикуляционные упражнения

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.Цель артикуляционной гимнастики:   выработка полноценных движений и ...

Картотека артикуляционных упражнений

Совершенствование артикуляционной моторики...

Картотека артикуляционных упражнений

Материал предназначен для воспитателей. В картотеке собраны упражнения для проведения артикуляционной гимнастики в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми....

Артикуляционные упражнения для разных групп звуков

Артикуляционные упражнения (свистящие и шипящие звуки). Цель, описание упражнения, фото....

Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...

Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза

В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....