рабочая программа доп.образования.
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_prgramma.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 2092 им. И.Н. Кожедуба

(ГБОУ СОШ № 2092)

        «РАССМОТРЕНО»

  Руководитель  методической

                                    кафедры 

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________2015 г

«СОГЛАСОВАНО»

 Заместитель директора по ДО

 

______________/А.А.Абдулова/

                            

 

 «___» ___________2015г.

         «УТВЕРЖДАЮ»

         Директор школы 

 

_____________/(Л.С. Кутузова)/

                            

 

Приказ №______

от «___» ___________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

«Теремок»

(название объединения дополнительного образования)

Средние группы

(возраст воспитанников)

Уровень: ознакомительный

                                                                     

                                                                                     Разработчик программы

                                                                                          Помазкова Е.С.

                                                                                          Карпухина М.С.

                                                                                                       

                                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                       педагогического совета школы                                                            

                                                                                                        протокол № 1 от «28»августа  2015 г.

Москва 2015 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

  1. Цель

развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

  1. Задачи
  • развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
  • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  • обогащать активный и пассивный словарь;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать мелкую моторику.

  1. Время проведения занятий

Среда

группа № 5  

16.00-16.20

группа № 10

16.30-16.50

  1. Ожидаемые результаты:
  • значительное увеличение словаря, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
  • осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
  • активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;
  • понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).

  1. Методическое обеспечение
  • наглядно - дидактический материал;  
  • игровые атрибуты;      
  • сюжетные  картинки, открытки и иллюстрации для рассматривания;
  • пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, потешки;    
  • артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук;
  • смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.                                                                                                                                    

                                                                                       

  1. Тематическое планирование занятий

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

«Игрушки» Учить детей составлять описания игрушек.

Цель: Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных.

Дидактические игры с овощами и фруктами: «Угадай, что это», «В саду — на огороде». Чтение стихотворения «Овощи» Ю. Тувима.

Цель: учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их; после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нем рассказывается. Учить детей ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Игра: Гимнастика для язычка

Цель: учить выразительности речи.

октябрь

Чтение и обсуждение стихов об осени

Цель: учить эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений.

Речевые игры

«Это правда или нет?». Цель игры – формировать умение находить неточности в тексте.

«Какое слово заблудилось?»

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Игра-инсценировка «У нас в гостях медвежонок».

Цель: учить детей замечать в группе присутствие незнакомого человека, приветливо разговаривать с посторонними людьми. Поощрять выразительную декламацию.

Дид. игра «Доскажи словечко»

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [р], Развивать слуховое внимание.

ноябрь

Вечер загадок

Цель: Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям.

Драматизация сказки «Колобок»

Цель: учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.

«Посуда»

Цель: расширить запас слов по теме «Посуда»; познакомить с составными частями предметов; учить употреблять предметы в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать предмет

Упражнения для развития речевого дыхания: «Сдуй шарик».

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

«Весёлое путешествие».

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.

декабрь

Дидактическая игра «Сравни снеговиков»

Цель: Учить детей находить отличия между двумя предметами. Развивать внимательность, наблюдательность. Учить отвечать полными ответами

Чтение стихов о зиме – накопление опыта использования образности в речи.

Цель: Развитие связной речи детей. Приобщение детей к художественной литературе.

Игра-драматизация

 «Птичья кормушка»

Цель: развитие диалоговой и монологовой речи, использования в речи предлогов у, около, за, перед, над, под.

Пальчиковая игра «Дружба»

Цель: Активизировать моторику рук, развитие речи, творчества.

Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».

Цель: Расширять знания детей по данной теме, учить понимать обобщающее слово "профессии"; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, шофера; развивать диалогическую речь, внимание, умение и желание сотрудничать в общем деле.

январь

Игра-драматизация «Курица с цыплятами»

Цель: развитие диалоговой речи.

Занятие-диспут по р.н.ск. «Лисичка со скалочкой».

Цель: воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев;подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Игра-драматизация в масках по р.н.ск «Лисичка со скалочкой».

Цели: стимулировать эмоциональное восприятие сказки, вызвать интерес

 к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой»; учить детей создавать образы животных с помощью выразительных средств, строить ролевой диалог.

Сюж. рол. игра «Магазин».

Цель: развитие диалоговой речи, обогащение и активизация словаря.

февраль

Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу».

Цель: Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора.

Беседа «Зима».

Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы.

Совершенствовать навыки речевого общения.

Чтение и пересказ сказки «Теремок».

Формировать умение подбирать предметы-заменители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

Составление рассказов об игрушках (легковая и грузовая машины).

Цель: Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках.

март

«Кто больше скажет ласковых слов о маме»

Цель: обогащение и активизация словаря.

Чтение и обсуждение стихотворения Е.Благининой «Мамин день»

Беседа «Весна».

Цель: учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Д.и. «Чудесный  мешочек»

Цель: формировать у детей представление о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, подразделяя их на диких и домашних животных, учить разгадывать загадки, развивать мелкую моторику пальцев, используя

«Театр, музыкальные инструменты». Цель: познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части.

апрель

Беседа «Любимый сказочный герой» Цель: развивать внимание, мышление, память, умение передавать характерные черты сказочного героя.  

Д.и. по р.н.с. «Знаем и любим сказки».

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки, их название и содержание; развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог, воспитывать интерес к народному творчеству.

Заучивание потешки «Киска»

Цель: помочь детям запомнить потешку, выразительно читать ее.

Арт.гимн.«Улыбка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

«Домик открывается»

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

май

Игра: «Договорим то, чего не придумал автор»

Цели: развивать диалогическую и монологическую речь детей;

воспитывать коммуникативные качества;

Арт.гимн. «Любопытный язычок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Игра «Пчелы в улье»

 Цели: развивать логическое и ассоциативное мышление;

учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы.

Арт.гимн. «Лягушка»

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

подвижность и укреплять мышцы губ.

«Поиграем. — угадаем.» АБосева)

Цель:развивать пантомимические навыки.

Арт.гимн. «Зайчик»

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Арт.гимн. «Обезьянка»

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

  1. Приложение

Дидактические игры с овощами и фруктами: «Угадай, что это», «В саду — на огороде». Чтение стихотворения «Овощи» Ю. Тувима.

«У меня в «Чудесном мешочке» лежат овощи и фрукты. Сегодня мы будем учиться различать их на ощупь»— начинает занятие воспитатель.

Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и, не вынимая руки из мешочка, сообщает, что он нашел («Я нашел морковку»), затем показывает овощ (фрукт) детям. Если овощ был назван правильно, воспитатель оставляет его на столе, при этом ребенок должен сказать, куда следует положить предмет — на тарелку или в вазу. (Если ребенок ошибся, овощ кладется обратно в мешочек.)

Дети рассматривают овощ, определяют его цвет, форму. («Длинная и толстенькая, оранжевая»,— хоровой ответ и 1—2 индивидуальных.)

В мешочке могут лежать морковь, репа, горох, картофель, яблоко, слива (для детских садов средней полосы России) или любой другой набор из 5—7 предметов.

В конце игры воспитатель уточняет, что лежит на тарелке (овощи) и что в вазе (фрукты), спрашивает, где растут овощи и где фрукты. Затем он вносит фланелеграф. Укрепляет на фланелеграфе слева контур дерева — это сад, справа полоску черной бумаги — огород. Воспитатель объясняет детям, что находится слева и что справа, потом говорит: «Сейчас я покажу вам картинку. Тот, кого я вызову, скажет, что на ней нарисовано и куда ее поместить: туда, где сад, или туда, где огород».

Показывает картинку, на которой нарисована свекла, обращается к ребенку: «Коля, что это? Где растет? Куда поставить картинку? Правильно. Справа, туда, где огород». Далее педагог прикрепляет картинки одну за другой на фланелеграф между садом и огородом. Дети переносят картинки либо в сад, либо в огород и обосновывают свое решение. Если кто-то ошибается, воспитатель возвращает картинку на прежнее место, а ребенку предлагает выбрать другое изображение.

Последовательно предъявляются лимон (абрикос, персик), морковь, огурец, груша, слива, капуста, горох.

Заканчивается эта часть занятия обобщением: слева - фрукты, справа — овощи. Фрукты растут в саду, овощи — на огороде.

Далее педагог предлагает детям поиграть в загадки. («Сочное, румяное, с красным бочком. Что это?» — «Яблоко»; «Сладкая, сочная, ароматная. Это...?» — «Груша»; «Зеленый, длинненький, пупырчатый?» — «Огурец».)

В заключение воспитатель читает стихотворение «Овощи» Ю. Тувима, после чего задает ряд вопросов: «Какие овощи хозяйка купила на базаре? Каких овощей у нас не хватает, чтобы сварить такой же вкусный овощной суп, как в стихотворении «Овощи»?

Заучивание потешки «Киска»

Воспитатель предлагает послушать новое маленькое стихотворение, которое называется «Киска». Читает его, затем говорит: «С каких слов начинается стихотворение? Сейчас я еще раз прочту начало, а вы посчитайте, сколько раз повторяется слово киска: «Киска, киска, киска, брысь!» Три раза повторяется. Не забывайте об этом, когда самостоятельно будете читать эти строчки.

Когда говорят «брысь», что это означает? («Прогоняют кошку».) Значит, эти строчки надо прочесть так, чтобы кошка испугалась и ушла. Попробуй испугать кошку ты, Павлуша. (Задание выполняют 3—4 детей.)

Кошка ушла. Теперь надо предупредить ее, чтобы она не садилась на дорожку: «На дорожку не садись!» Предупреди кошку, Наташа... Дима. (Задание выполняют 4—5 детей.)

Почему кошке нельзя сесть на дорожку? Как об этом сказано в стихотворении? Давайте скажем эти строчки все вместе:

- Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

«Послушайте, — говорит далее педагог, — как я прочту стихотворение про киску. Обратите внимание на то, как я прогоню киску, не разрешу ей сесть на дорожку. (Читает.)

А теперь давайте играть в «подарки». Играть в эту игру надо так: я прочту стихотворение про киску еще раз, но вместо слова деточка назову чье-нибудь имя, т. е. подарю этому ребенку стихотворение.

Например: наша Ирочка пойдет. Наша Наточка пойдет. Наш Димуля пойдет.

Тот, кому я подарю стихотворение, выйдет к моему столу и подарит стихотворение кому захочет».

Это игра очень нравится детям. Она активизирует их внимание, не позволяет отвлекаться. Каждому ребенку бывает приятно сделать подарок кому-то из друзей и получить его самому.

Игра идет быстро, так как дети выучили стихотворение в процессе его разбора. Воспитателю следует лишь обращать внимание детей на то, чтобы они не забывали читать стихотворение выразительно.

Осенние стихи

***

Утром дождик моросит.

Лес вдруг загрустил, притих.

И рябина загорелась.

В грозди яркие оделась.

Травка жухнет под окошком.

Кошка дремлет на окошке.

Лужи глазками сверкают.

Значит, осень наступает.

***

Здравствуй, осень золотая.

Твой наряд всех поражает.

Много злата, серебра,

И красива, и щедра.

Бусы красные с рябины,

Седина из паутины.

А еще из астр венок.

Из тумана ремешок.

Вот и осень

 Вот и осень перед нами:

Сжато поле, скошен луг.

И над лесом косяками

 Гуси тянутся на юг.

За сараем стог соломы

 И рябину во дворе

 Из окна родного дома

 Видно сельской детворе.

Частый дождь в окно трезвонит.

Ветер, шастая везде,

Золотые листья гонит

 По серебряной воде.

В. Приходько

«Наступила осень...»

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

 Золотом горят.

Не слыхать веселых

 Песен соловья.

Улетели птицы

 В дальние края.

А. Ерикеев

Осень, осень, погоди!

И  с дождями не спеши,

Дай еще нам лета,

Солнышка и света

А. Тесленко

 Реже солнышко блестит

 Теплыми лучами.

К югу стая птиц летит,

Расставаясь с нами.

Частый дождик за окном,

Небо тучей плачет,

Листья желтые кругом.

Это осень, значит.

Г. Соренкова

Речевые игры

«Это правда или нет?»

Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и отмечают, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га! – пел соловей.

Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

«Какое слово заблудилось?»

Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.

Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.

Дид. игра «Доскажи словечко»

-В теплице растут зелёные…(огурцы) и круглые, красные…(помидоры).

-Из земли выкопали крупную, серую…(картошку).

-В винегрет мама порезала красную, круглую…(свеклу) и оранжевую…(морковь).

-Бабушка засолила целое ведро белокочанной…(капусты).

-Скоро вечер, посмотри –Загорелись... (фонари)

-Часто к озеру напиться ходит рыжая ... (лисица)

-Пирожки несла бабуле, Волка злого обманула, такая послушная лапочка,

А звать ее…      Красная Шапочка!

- Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной…    Медведь!

- Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней, Пышный хвост — ее краса,

Это рыжая…                Лиса!

Игра-инсценировка «У нас в гостях медвежонок».

Воспитатель рассказывает о том, как следует встречать гостей; что можно показать и рассказать пришедшим в группу взрослым или детям: «Послушайте, дети, что я сейчас вам расскажу. Однажды после завтрака в среднюю группу вошла незнакомая женщина.

«Здравствуйте, дети!» — сказала она. Ребята, хотя и были очень-очень заняты, — они играли, — приветливо ответили: «Добрый день». Что ответили дети? Как они ответили?

«Нашу гостью зовут Людмила Ивановна, — представил ее педагог. — Она попросила разрешения присутствовать на нашем занятии».

Во время этого разговора Наташа (вот умница!) принесла гостье стул. За что я назвала Наташу умницей? С какими словами Наташа обратилась к гостье?

Людмила Ивановна поблагодарила Наташу и села на стул. «Хотите посмотреть, как зацвел наш цикламен?» — предложил гостье Павлик. Что предложил Павлик? Как он это сказал? «А хотите, я покажу вам нашу свинку?» — спросила Алена. Что и как она спросила? «Я могу показать вам интересные книжки», — вступил в разговор Игорек. «А я сварю вам вкусный кофе», — улыбнулась Машенька и заспешила к плите. «Я познакомлю вас с нашей любимой Анной Емельяновной (няней)», — решила Аннушка.

«А я.», «А я.» — неслось со всех сторон, так как все дети хотели что-нибудь показать, рассказать гостье, чтобы ей понравилось у них в гостях.

«Какие милые, приветливые малыши», — подумала Людмила Ивановна. А когда вернулась домой, рассказала про нас своим друзьям и знакомым. Ее рассказ услышал большой рыжий медвежонок. Услышал и тоже решил отправиться в нашу среднюю группу. Захотелось рыжему мишке собственными глазами-пуговками посмотреть на гостеприимных детей. Каких детей?

Пора бы мишке уже добраться до нашей группы. Сбегайте к окнам, посмотрите, не идет ли медведь. (Физкультурная пауза.) Не видно? Тогда возвращайтесь за столы, а я пойду посмотрю в коридоре. Вы тихонько посоветуйтесь с соседями по столу о том, что можно показать медвежонку, о чем ему рассказать. Стул для гостя приготовит Игорек».

Появляется медвежонок. Воспитатель, после того как дети ответили на приветствие медведя и пригласили его сесть, предлагает показать мишке самое интересное, что есть в группе; обращает внимание всех детей на то, как ребенок предлагает медвежонку посмотреть (показать) что-то. Например,: «Я хочу показать медведю наших рыбок», — говорит Саша. «Думаю, что это будет интересно нашему гостю, — одобряет воспитатель. — Иди предложи мишке посмотреть рыбок». «Хочешь, мишенька, посмотреть рыбок?» — спрашивает у медвежонка Саша.

Дети показывают медвежонку животных, растения, книжки, любимые игрушки, знакомят его с няней. Медвежонок благодарит детей за гостеприимство.

Вечер загадок

*Я одноухая старуха,                                     *По лужку он важно бродит,

Я прыгаю по полотну                                      Из воды сухим выходит,

И нитку длинную из уха,                                 Носит красные ботинки,

Как паутину, я тяну. (Иголка)                         Дарит мягкие перинки.  (Гусь)

*Вот иголки и булавки                                    *Этот конь не ест овса,

Вылезают из-под лавки.                                   Вместо ног – два колеса.

На меня они глядят,                                          Сядь верхом и мчись на нем!

Молока они хотят.  (Еж)                                   Только лучше правь рулем.

                                                                                                                 (Велосипед)

*Что за девица:                                                 *Я в красной шапочке расту

Не швея, не мастерица,                                    Среди корней осиновых,

Ничего сама не шьет,                                        Меня узнаешь за версту,

А в иголках круглый год?                                 Зовусь я…

                           (Сосна, ель)                                                     (Подосиновик)

*Трав копытами касаясь,                                  *Дни стали короче,

Ходит по лесу красавец,                                    Длиннее стали ночи.

Ходит смело и легко,                                          Кто скажет, кто знает,

Рога раскинув высоко.  (Лось)                           Когда это бывает?  (Осенью)

Материал:  предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками).

Дидактическая игра «Сравни снеговиков»

Детям для рассматривания предлагаются две картинки снеговиков, у одного снеговика вместо носа морковка, у другого – веточка; у одного ведро на голове синее, у другого – красное; у одного есть метла, у другого – нет.

Упражнения для развития речевого дыхания

«Сдуй шарик»

Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

«Весёлое путешествие»

Предложите малышам подвижную игру.

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ! » А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ! »

Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Стихи о зиме

Татьяна Шатских

 АХ ТЫ, ЗИМУШКА-ЗИМА

Ах ты, зимушка-зима,

Ты пришла с морозами,

Нам сугробы намела

 Ледяными косами.

Пробежала босиком

 По дорожкам весело,

Кружевами нам потом

 Окна занавесила.

Любим мы зимой водить

 Хоровод у ёлочки,

И снеговиков лепить,

И кататься с горочки,

Любим зимний холодок,

Но при всём при этом

 Мы сидим и пьём чаёк,

Тот, что пахнет

 летом.

Агния Барто

 ВЕСЬ КАТОК В ОГОНЬКАХ

Весь каток в огоньках,

Весь каток,

Сколько ног на коньках,

Сколько ног!

Все твердят: — Чудный лед!

Чудный лед! —

А тебе не везет!

Не везет!

Ух! Не везет:

Бух! И на лед!

Лучше скинь коньки,

Косолапенький!

Александр Пушкин

 ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась клоками

 Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

 Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

 Проказам матушки-зимы.

А. Бродский

 ВСЮДУ СНЕГ

Всюду снег, в снегу дома -

Привезла его зима.

К нам спешила поскорей,

Привезла нам снегирей.

От зари и до зари

 Славят зиму снегири.

Дед Мороз, как маленький,

Пляшет у завалинки.

А я тоже могу

 Так плясать на снегу.

Пальчиковая гимнастика "Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Д. и. «Чудесный  мешочек»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот чудесный мешочек

                                Всем ребятам он дружочек

                                Очень хочется веем нам  посмотреть

                                Ну что же там?

Отгадайте кто там? На ногах лапки, а в лапках цап-царапки кто это?

ДЕТИ: кошечка (дети ищут в мешочке кошечку и называют её мягкой, пушистой.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Отгадайте загадку: Летом серый, зимой белый.

ДЕТИ: Зайчик

ЗАЙЧИК:   Я по лесу скакал

                    И конечно же устал.

                    Можно с вами отдохнуть?

                    Поиграть у вас чуть-чуть?

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ СИДИТ»

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть зайчика, а затем послушать песенку про зайчика, помогает им осмыслить содержание текста и тех движений, которые нужно выполнять. «У зайчика ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы ещё лучше слышать. Когда зайчику холодно сидеть, и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопает в ладоши). А когда зайке холодно стоять, то он начинает прыгать - вот так. Затем воспитатель предлагает детям поиграть в зайку.

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,

Вот так, вот так, и ушами шевелит!

(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

(Дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку. Затем встают)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!

Скок - скок — скок - скок, надо зайке поскакать!

(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Кто - то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

(Дети разбегаются врассыпную, а воспитатель берёт лисичку и бежит за зайками) .

Затем воспитатель спрашивает детей. Кто же зайку напугал?

(Хоровые и индивидуальные ответы).

Д.и. по р.н.с. «Знаем и любим сказки».

« Где моя сказка?»

Заколдовала  Баба Яга лисичку. Поможем лисичке отыскать сказки, в которых она живет?  («Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк»; «Лиса и козел»; «Теремок»).

«Отгадай!» А теперь отгадайте любимые сказки Бабы Яги!

Стоял домик расписной,

Ох, красивый он какой!

В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.

Но пришел медведь

и давай реветь.

Мишка домик завалил,

Чуть друзей не раздавил.

- Какая это сказка?

(«Теремок»)

Перед волком не дрожал,

 От медведя убежал,

А лисице на зубок

 все ж попался…? («Колобок»)

- Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то…

(«Волк и семеро козлят») А куда они пропали? (их волк съел).

Физкультминутка. В темном лесу есть избушка

 В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

А это из какой сказки?

- Сидит в корзинке девочка

 у мишки за спиной.

 Он, сам того не ведая,

 несет ее домой. …

(«Маша и медведь»)

- Зайку выгнала лиса…

Плачет зайка «Вот беда!»

(«Заюшкина избушка»)

- Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился.

(«Петушок и бобовое зернышко»)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Кот, петух и лиса»)

Елена Благинина

 МАМИН ДЕНЬ

Все хожу, все думаю, смотрю:

«Что же я завтра маме подарю?

Может, куклу? Может быть, конфет?»

Нет!

Вот тебе родная, в твой денек

 Аленький цветочек-огонек!

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.  

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

 и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.  

«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.    

Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.    

 «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.  

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

 «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

Игра « Подбери рифму»

Волшебник задает рифмы по очереди :

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

Картошка — матрешка, морошка, кошка...

Печь — меч, течь, лечь...

Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

Зайчик — пальчик, мальчик...

Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

Кошка — мошка, блошка, плошка...

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

Снежинка — пушинка, пружинка...

Игра: Гимнастика для язычка

Воспитатель: Жил был ШУМ!

Ел ШУМ: Дети:                Хрум, хрум, хрум!

Воспитатель: Ел суп: Дети:                Хлюп, хлюп, хлюп!

Воспитатель: Спал так: Дети:                Храп, храп, храп!

Воспитатель: Шел ШУМ: Дети:                Бум, бум, бум!

(Дети не только проговариваю'!; но и имитируют движения.)

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим

Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

Петух:              Я всех умней!

Ведущий:          Кричал петух.

Петух:              Умею я считать до двух!

Хорек:               Подумаешь!

Ведущий:          Ворчит хорек.

Хорек:               А я могу до четырех!

Жук:                  Я — до шести!

Ведущий:          Воскликнул жук.

Паук:                Я — до восьми!

Ведущий:          Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.

Сороконожка: Я, кажется, умней немножко

Жука и даже паука —

Считаю я до сорока.

Уж:                   Ах, ужас!

Ведущий:        Ужаснулся уж.

Уж:                   Ведь я ж не глуп,

Но почему ж

Нет у меня ни рук, ни ног,

А то и я считать бы смог!

Ученик:             А у меня есть карандаш.

Ему что хочешь, то задашь.

Одной ногой умножит, сложит,

Все в мире сосчитать он может!

Игра: «Договорим то, чего не придумал автор»

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

 Начинает воспитател ь:

Муха, Муха-Цокотуха,

Дети хором произносят слова сказки:

Позолоченное брюхо.

 Муха по полю пошла,

 Муха денежку нашла...

— Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.

Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Вариаций может быть очень много. Например:

— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю... нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник...

Или:

— Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?

Игра «Пчелы в улье»

Загадка:

Что за домик, мне скажите,           Кто в том домике живет,

В нем летает каждый житель?      Запасая сладкий мед? (Пчелы и улей.)

— Как летают и жужжат пчелы?

(Дети, прижав локти к телу, машут ладошками, как крылышками, и со звуком Ж-Ж-Ж перемещаются по группе.)

Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей» и собираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Воспитатель читает под музыкальное сопровождение.

Пчелы в поле полетели,            Сели пчелы на цветы,

Зажужжали, загудели,               Пчелка я и пчелка ты.

Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и «собирают» нектар. Возвращаются в «улей».

— Ребята, какой лесной житель любит мед и часто забирается к пчелам в улей? (Медведь.)

«Поиграем. — угадаем.» (АБосева)

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом.

Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако , он верблюд и ли …? (Собака.)

Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко и мяукаетТ Как… (Кошка.)

Верно, мрно угадали, будто где ее видали!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а это на полянке ядовитые… (Поганки.)

(дети расходятся по группе («лесу») и собирают «грибы»).

Игра « Подбери рифму»

Волшебник задает рифмы по очереди :

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка…

Картошка — матрешка, морошка, кошка…

Печь — меч, течь, лечь…

Лягушка — квакушка, подружка, кружка…

Зайчик — пальчик, мальчик…

Мышь — тишь, камыш, шуршишь…

Кошка — мошка, блошка, плошка…

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок…

Снежинка — пушинка, пружинка…

     

Литература

  1. В.В.Гербова, "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада", М., 1983.
  2. Н.В.Новоторцева «Обучение грамоте». «Академия, к.»,1999.
  3. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер, М.О.Дьяченко. М., 1989.
  5. Т.А. Торыгина «Какие месяцы в году?», развитие речи в д/с. Москва, 2000.
  6. http://allforchildren.ru/poetry/index_winter.php
  7. http://prostatitusnet.ru/studentu/praktika/kartoteka-teatralizovannyh-igr_44215/
  8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/08/29/kartoteka-artikulyatsionnoy-gimnastiki
  9. http://www.detsadclub.ru/index.php/konspekty/294-k
  10. http://www.detskiysad.ru/rech/418.html
  11. http://allforchildren.ru/poetry/winter127.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа коррекционного образования по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы ко...

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Рабочая программадошкольного образования общеразвивающей направленностина 2022-2023 учебный годстаршая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольн...

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год разновозрастная группа от 3 до 5 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год разновозрастная группа от 3 до 5 лет составлена на основе образовательной программы дош...