Рекомендации по развитию речи детей среднего возраста (4 – 5 лет)
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Татьяна Юрьевна Зубцова

Речь – одна из важных линий развития ребенка.

            Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых  ( и прежде всего от родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Речь – одна из важных линий развития ребенка.

        Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых  ( и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

        Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение  за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.

- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, накопленную к концу дня усталость,  среди прочих игр дома рекомендуется играть на кухне».

1.  Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук

«Волшебные палочки»

 Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур , предметов, узоров.  Вырезанные из бумаги трапеции,  круги, овалы дополнят изображения.

2.  Игры на обогащение словаря ребенка.

«Давай искать на кухне слова». 

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д

3.  Игры на развитие грамматического строя

 «Приготовим сок».  Из яблок сок (яблочный).  Из груш,  из слив,  моркови,  лимона,  апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

4.  Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

 «Перепутаница». «Жили были:  слова.  Однажды они веселились,  играли,  танцевали. 

И не заметили,  что перепутались

Логопедические стишки и скороговорки

На звук "Ж"

Еж с ежонком и ежихой

Собирают ежевику.

Рыжебокая лисица

Тоже хочет поживиться.

Призадумалась кума:

У ежей иголок тьма!

На звук "Л"

Лы-лы-лы забивали мы голы

Лу-лу-лу возле окон на полу

Ла-ла-ла не заметили стекла

Лу-лу-лу мы не били по стеклу

Ла-ла-ла только нет в окне стекла.

На звук "Р"

Как-то раз сороконожку

Пригласили на обед.

Ждут жучки, букашки, мошки,

А ее все нет и нет.

Наконец сороконожка

Появилась у стола.

- Опоздала я немножко,

Еле-еле приползла.

Ведь такое невезенье,

Как же мне не опоздать?

Там у входа объявленье:

"Просьба ноги вытерать!"

Дифференциация И-Ы

Я в походе был

В барабан я бил.

Волк в долине выл.

Я веревки вил.

Малыш был очень мил.

Он руки с мылом мыл.

Скороговорки

У перепелa и перепелки пять перепелят.

Встaвaй, Архип, петух охрип.

От топотa копыт пыль по полю летит.

Бык тупогоб, тупогубенький бычек,у быка бела губа была тупа.

Сшит колпак не по колпаковски, надо бы колпак переколпаковать.

Пришел Прокоп - кипит укроп, ушел Прокоп - кипит укроп,

как при Прокопе кипит укроп, так из без Прокопа кипит укроп.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю,

отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"

У щучки - чешуйки, у чушки - щетинки.

Верьте в силы ребенка!

Обучайте в игре!

Умейте выслушать ребенка.

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Рекомендации

по развитию речи детей среднего возраста (4 – 5 лет) 

http://s43.radikal.ru/i100/0912/01/418290b729ab.jpg

Группа «Артемон»

Тяжинский 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.

Материал  для  родителей, который обычно размещают в "Уголке логгопеда".  Данные рекомендации логопеда помогут родителям детей с задержкой в речевом развитии развить речь в соответствие...

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)

Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 1 младшая группа

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста рекомендованы воспитателям для использования как на занятиях, так и в совместной деятельности в режимных моментах....

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 2 младшая группа

Методические рекомендации по развитию речи детей рекомендованы воспитателям для использования в совместной деятельности в виде НОД и в режимных моментах....

Рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста

Данная статья рекомендована для родителей, а также специалистов дошкольных учреждений....

Методические рекомендации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

В предоставленном  материале даны краткие рекомендации педагогам по речевому развитию дошкольников пятого года жизни....