НОД "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Развивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,  лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Катю Б. Богдана Л. Даша Л. к комментированию ответов других детей                                                              

Дидактический материал: иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

информационно – рецептивный метод,

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

Ход занятия.

Орг. Момент

Возле окна: Посмотрите, как красиво на улице, все деревья желтые, обратите внимание на берёзку. Какая она?

Рассуждения детей.

Хотите я вам сказку прочитаю?

1.Встретились в лесу времена года, и каждое время года захотело про себя рассказать. Начала свой рассказ зима. Я, самое замечательное время года. Ведь когда я прихожу с морозами и метелями, все мне радуются. Землю я укрываю тёплым белым покрывалом, деревья укутаны снегом. Им не холодно. А люди как радуются! Играют в снежки, катаются на санках, лыжах и коньках.

Тут пришёл черёд весны. А я весна-красна. С моим приходом всё оживает, деревья просыпаются от зимнего сна, птицы прилетают из тёплых краёв. И такая красота везде наступает.

А я лето красное. Уж как хорошо когда я прихожу на землю. Солнце пригревает, травка зеленеет, птицы поют. Люди купаются и загарают. Ходят в лес. Все мне рады…

Ой, ребята, а на этом сказка закончилась… Мне кажется что это не всё…

А вы как думаете? Ведь какого то времени года не хватает?

Д. Осень о себе ни чего не рассказала.

В. И что же нам делать? Ведь хочется чтобы сказка закончилась, не справедливо , осени обидно что она в этой сказке ни чего не сказала о себе.

Д, Нужно закончить сказку.

В. Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков , вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала.

 Думаю, вам есть, что рассказать.

А чтобы на что то не пропустить в нашем рас сказе об осени, я предлагаю вам  картинки схемы по которым мы будем рассказывать.

Выбирайте картинку, о чём мы сначала расскажем.

Первая картинка:Неживая природа

Д:(К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

В:- Назовите признаки осени в неживой природе?

Д: (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной?

Д: (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) –

В. Какие осадки характерны для осени?

Д: (Чаще идут дожди, дует холодный ветер
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни?

Д:(По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

2. Рассказ по второй картинке:Растения

- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.
В:- Что мы относим к растительному миру? 

Д:(К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
В:- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему?

Д: (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Давайте устроим листопад в группе

Дыхательная гимнастика «Листопад»

В:  что еще интересного вы можешь добавить о листьях? (загадка о листьях,Стихи)

— Почемy к зиме деpевья      (Марина)
Раздеваются кpyгом? 
— А деpевьям тоже нyжно
Раздеваться пеpед сном!

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим. ( Кирилл П.)

Нам ответят: «Это...» (осень)

 

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

Мы с вами тоже учили стихи об осени, давайте их вспомним:

Настя В. , Аня Б. рассказывают стихи

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый
Утешает осень: - Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!  (Настя)

Листья улетели
Вслед за птичьей стаей.
Я по рыжей осени
День за днём скучаю.

Небо загрустило,
Солнце унывает…
Жаль, что осень тёплой 
Долго не бывает! (Аня)

А хотите поиграть

Игра «Назови по-другому» (образование относительных прилагательных)

Лист дуба – дубовый лист

Лист клена – кленовый лист

Лист березы – березовый лист

Лист ивы – ивовый лист

Ветка рябины – рябиновая ветка

Ствол ольхи – ольховый ствол


- Что же меняется в жизни трав и цветов?
 (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

3.Животный мир осенью

В:- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру?

Д: (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? 

Д:(Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Богдан, ты хочешь что-нибудь добавить?

 (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
В:- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? 
(

Д:Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
В:- что меняется в жизни птиц с приходом осени?

Д:(есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
В:- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? 

Д:(Такие птицы называются перелетными.) 
В:- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. 

Д:(А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? 

Д:(Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются 
оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

4. А сейчас мы поговорим о том, чем занимаются люди осенью.

Рассказы детей по картинке:

Д. Люди собирают урожай, готовят запасы на зиму.

В. А кто вспомнит загадку?

Д. Осень-запасиха

  Зима-подбериха.

-Одевают тёплые вещи.

-В домах включают отопление, или начинают топить печки.

5. Вы очень хорошо рассказали об осени! Как вы думаете, мы закончили сказку?

 Осени не будет обидно?

Я хочу предложить вам сделать подарки для осени.

 На столах красски, карандаши, Пластилин. Выбирайте кто что хочет, и приступайте к изготовлению подарков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...