НОД по развитию речи "Идет весна, весне дорогу!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспек открытого занятия по развитию речи в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи

в старшей группе

«ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ»

Разработала:

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 103 «Теремок»

Тропынина Светлана Герасимовна

«ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ»

Программное содержание:

закреплять с детьми характерные признаки весны.

Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Продолжать знакомить детей с литературными произведениями и фольклором о весне (закличками, стихами, загадками).

Закрепить умение производить слоговой анализ слов.

Продолжать учить располагать предметы на листе бумаги, последовательному рассказу о ходе работы.

Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Материал: письмо, клубки, дорожка, картинки, макет солнца, полоски бумаги, подснежники, счетные палочки, ширма, мяч, два мешочка с землёй и почками, мёд, мягкие игрушки, ватман, мелки.

Ход НОД:

Мотивация. Воспитатель:

- Ребята, я сейчас видела, как сорока подлетела к окну , она постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!

Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо:

- Собирайтесь скорее

В необычный вы поход.

Ждут вас тайны там лесные,

И тропинка в гости ждёт.

- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за за цветами, не за грибами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.

- В лес по сказочной тропинке

Нужно вам идти тайком.

Но пройти ее придется

Вам, ребятушки, с клубком!

Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.

Воспитатель: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.

Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т.п.

Воспитатель: - Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.

- Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

- В какой лес мы пришли с вами ?

Дети: - Весенний, таинственный, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.

Воспитатель: - Какое время года на картинах изображено?

Дети: - Весна!

Воспитатель: - Почему вы так решили? На этой картине снег лежит в лесу. Может быть, это зима? А здесь цветы я вижу. Может , это лето?

Дети доказывают, что на картинках изображена все-таки весна, перечисляют весенние признаки.

Воспитатель: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами возьмёмся за его лучики.

Дети вытягивают лучики из солнца.

Воспитатель: - Ребята раз мы с вами оказались в лесу давайте присядем на полянку. На этой полянке у лесных зверей школа. Посмотрите, они приготовили вам задание. Вам нужно придумать слова о лес или о весне и разделить их на слоги, затем разорвать полоску бумаги на две три или четыре части.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Молодцы с заданием справились. Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)

Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его….. (Скворец)

- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим ещё на одну солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») значит, на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».

В лесу, где березы столпились гурьбой

Подснежника глянул цветок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих сил

И тихо спросил:

Я вижу погода тепла и ясна

Скажите, ведь, правда, что это весна?

Воспитатель: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.

Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

Воспитатель: - Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ну, раз мы с вами оказались в лесу давайте с вами поиграем в мяч. Я буду кидать вам мяч, и говорить слово, а вы должны назвать это слово ласково (ручей, лужа, дождь, солнце, дерево, почка, туча, проталина, трава, луч).

Воспитатель: Молодцы, погуляем по лесу, здесь много еще интересного.

Воспитатель: (натыкается на «снежный» холмик) - А что это такое?

Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.

Воспитатель: - В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его, расскажем закличку, которой в старину весну зазывали:

- Весна! Весна!

Приди, красна,

С ясным солнышком,

Колоколнышком,

Принеси урожай

В наш родимый край.

Воспитатель: - Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.

Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.

Воспитатель: - В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?

Дети: - Сладкое! Мягкое! Это мед!

Воспитатель: - Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой. Давайте закроем глаза, повернёмся через левое плечо, и окажемся детском саду.

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель:- Ребята я вам предлагаю в память о нашем путешествии нарисовать картину. А знаете, как мы её будем рисовать Паше предлагаю нарисовать посередине дерево, слева от дерева Насте грибок, с другой стороны Вике – цветок. Альберту около цветка бабочку. Айнуру вверху солнышко. А Данилу внизу травку. Может кто-то еще что-то хочет дополнить про наш весенний лес.

Дети рисуют рисунок, затем подводится итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с фольклором на занятии развитии речи» Тема: «Весна, весна, поди сюда» Воспитатель 1 категории Мельниченко Людмила Владимировна МКДОУ г Тайшет Иркутской обл.

«Ознакомление с фольклором на занятии развитии речи»Тема: «Весна, весна, поди сюда» Программные задачи:Воспитательные:- Воспитывать интерес к русскому фольклору.- Создать у детей эмоциональный н...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...

Весенний утренник для детей 4-5 лет «Ой, весна, весна, весна, Снова в край родной пришла».

Цели: Формирование всесторонне развитой личности, продолжать приобщать детей к праздничной культуре.Задачи: Расширять представление детей о весне, развивать эстетическое восприятие действительнос...

Обучающий семинар по теме: Активизация познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей «Весна пришла, весне дорогу!» подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)

Цель: освоение пространственных ориентировок и формирование у детей умений самостоятельно строить классификационные структуры по определённым основаниям в зависимости от решаемой задачи....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Весна идёт, весне дорогу» во 2 младшей группе.

Цели: - Продолжать обучать детей в работе с бумагой, выполнению аппликации различными способами (посыпка, мятая бумага);  - Продолжать учить работать с клеем;  - Развивать мел...

проект в старшей группе " Весна , весна -весне дорогу"

Проект в старшей группе "Весна, весна - весне дорогу!"...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Весна идет, Весне дорогу» (Занятие – развлечение) для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закреплять с детьми характерные признаки весны, упражняя в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Задачи:Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведен...