Конспект НОД "Поздняя осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект НОД "Поздняя осень" составлен для детей 5-6 лет. Образовательные области "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

Основные задачи: закрепить и углубить знания детей по данной теме, обучать детей творческому рассказыванию, а также учить детей правильно оценивать свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_pozdnyaya_osen.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-СОШ №6 г.Маркса структурное подразделение МДОУ-д/с №16 г.Маркса

Конспект НОД

тема «Поздняя осень»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)

                                                                                         

                                                                                          Составил:

                                                                                          воспитатель 1 квалификационной

                                                                                          категории

                                                                                          Петрова Татьяна Викторовна

Возрастная группа подготовительная

Конспект НОД «Поздняя осень».

Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Задачи: 

1.Закреплять знания детей о признаках осени, о том, как звери и птицы готовятся к зиме. 2.Обучать детей творческому рассказыванию (придумывание продолжения рассказа).

3.Учить детей правильно оценивать свою деятельность.

4.Воспитывать в детях желание бережно относиться ко всему живому.

Виды деятельности:  коммуникативная, игровая, восприятие художественной культуры,

Форма организации: групповая

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, разыгрывание сценок, чтение стихов, речевая игра, д/и, физкультминутки

Оборудование: аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года»; осенние листочки; шапочки белки, лесной мыши, зайца-беляка, лисы, лисенка, кабанчика; макеты деревьев с зимующими и перелетными птицами, мультимедиа, презентация, экран.

Предварительная работа: рассматривание репродукции картин из серии «Дикие животные», чтение рассказов В.Бианки «Лесная газета», Н. Сладкова «Осень», «Почему ноябрь пегий», беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе, заучивание стихов, сценок.

Ход совместной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Слайд 1 (картина поздней осени)

Под музыку П.И.Чайковского «Времена года» читаю стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», затем дети читают стихотворение Плещеева «Осень наступила»

Ребята, как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь?

Конечно же, об осени.

Дети стоят около педагога

Дети читают стихи

Предположения детей

Основная часть

- Поздняя осень. Всё глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лес и приобретает однообразный, грязноватый серый вид осени. В это время года природа похожа на уставшего, много работающего человека, которого одолевает сон. Ещё пройдёт несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснёт на целую зиму.

Итак, своё очередное заседание клуба знатоков природы мы начали музыкально-литературной страничкой. В своих стихах поэты Пушкин и Плещеев говорили об осенних приметах. Давайте и мы вспомним о них.

Физминутка

Предлагаю детям взять осенние листочки и покружиться с ними по музыку Чайковского «Октябрь», «Ноябрь»

- Ребята, что, по вашему мнению, повлияло на все эти изменения в природе?

- Как готовятся звери к зиме? С этого вопроса мы открываем вторую страничку нашего заседания – театральную. Наши постоянные члены клуба сейчас представят вашему вниманию несколько подслушанных разговоров в природе.

Итак, сцена 1. «Белка и лесная мышь».

Белка: Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает…. Ах злодейка!

Мышь: кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя, Белка в дупле оказались!

- Ребята, какие звери на зиму запасают корм?

Слайд 2 (белка, лесная мышь, бобр, барсук, бурундук)

- Какие звери впадают в спячку?

Слайд 3 (ёж, сурок, суслик, медведь, бурундук)

- Как они готовят себе жильё на зиму?

Сцена 2. «Кабанчик и лисёнок»

Лисёнок: Ай, ай. Ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая да ещё жёсткая. Как же ты зимовать будешь?

Кабанчик: Худой ты до чего, Лисёнок! Хребет один. Кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?

Лисёнок: У меня шёрстка густая. Шубка тёплая – не замёрзну!

Кабанчик: А у меня хуже думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет!

- Как готовится к зиме лисёнок?

Правильно, лисёнок, как и некоторые другие звери, меняет летнюю шубку на зимнюю, более густую и пушистую.

- Что помогает перезимовать дикому кабану?

- Какие ещё звери наедают к зиме жир?

Слайд 4 (барсук, медведь)

Сцена 3. «Недовольная лиса»

Лиса: Заяц-беляк всё лето серым был, а сейчас вон весь в белой щеголяет. Белка летом рыжая была, сейчас серую шубу надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом!

- Почему лиса осталась недовольной?

- Назовите зверей, которые ведут зимой активный образ жизни

Слайд 5 (лиса, волк, заяц, лось, косуля, кабан)

- У зверей на зиму мех становится густым, у некоторых меняется окраска шерсти, откладывается жир. Всё это помогает им перенести зиму.

Молодцы! Так много знаете о жизни животных.

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю побыть писателями. Я начну рассказ о белке, а вы придумайте продолжение.

Слайд 6 (белка с бельчатами)

«В одном лесу жила-была белочка. И были у неё детки-бельчата. Всё лето они играли, резвились. Но вот всё чаще небо стало покрываться серыми тучами, стал дуть холодный ветер, моросить дождь. Наступила осень….»

 А что дальше произошло с белкой и бельчатами?

Какие интересные рассказы у вас получились! Молодцы!

А сейчас давайте поиграем в игру «Кто у кого»

«У белки-бельчата, у лисы - лисята и т.д.»

-Ребята, сегодня мы много говорили о том,  как звери готовятся к зиме и о том, что им помогает перезимовать. Но самое разумное существо на земле – человек. И он должен заботиться обо всём. Отдельные животные подлежат охране, потому что их становится всё меньше и меньше.

Поэтому в нашей стране создано много заповедников, где спокойно живут и размножаются разные звери. А когда их становится много, звероводы вывозят их в другие заповедники и выпускают на волю. Здесь запрещён отстрел животных.

Слайд 7 (егеря подкармливают животных)

Следующая страничка – о птицах.

Предлагаю задание на классификацию птиц: на одном дереве сидят 4 перелётные птицы и одна зимующая, на другом 4 зимующих и одна перелётная)

- Всё ли здесь в порядке? Никакая птица не заблудилась?

- Как назвать одним словом птиц, которые сидят на ёлке, берёзе?

- Да, ребята, уже не распевают птицы весёлых песен, тихо стало в лесу. Перелётные птицы улетают на юг. Почему, по вашему мнению,  птицы улетают на юг?

Давайте подведем итог.

- Птицы улетают, чтобы избежать голод, потому-то остаются на зиму те птицы, которые умеют найти корм зимой. Во время перелётов  много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря.

И всё же птицы зимой нередко голодают. Очень трудно найти им корм во время снегопадов, метелей, когда деревья покрыты изморозью и им трудно добраться до спрятавшихся насекомых. В такую погоду очень много птиц погибает от голода.

Физминутка

- А что мы с вами можем сделать, чтобы такого не случилось?

И если вы поможете птицам зимой, то весной, они расплатятся добром, будут прилетать сюда и очищать растения от насекомых-вредителей, а также радовать нас своим пением.

Дети перечисляют приметы осени

Дети легко бегают и кружатся  с листочками

Рассаживаются на стульчики

Предположения детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Рассказы детей

Игра с мячом

Ответы детей

Дети изображают птиц и под музыку «летают»

Предположения детей

Заключительная часть

Заседание клуба знатоков природы подошло к концу.

Давайте подведем итог.

 Вот на столе лежат листочки желтого и красного цвета. Ребята, которым легко давались все задания, возьмут желтые листочки и повесят их на первое дерево, а ребята, которые столкнулись со сложностями, возьмите красные листочки и прикрепите их ко второму дереву.

Источники информации:

В.Бианки «Лесная газета»,

Е.И.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных»

Дети оценивают свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...

Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"

Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....