Использование мелкомоторных игр и упражнений в речевом развитии детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

Большакова Ольга Николаевна

Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshakova.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЛКОМОТОРНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Большакова О.Н.

МБДОУ «Детский сад № 38 «Апельсин», г. Тамбов

olga.bolshakova14@gmail.com

В настоящее время   уровень речевого развития детей дошкольного возраста заметно снизился. Учеными доказано, что речь находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушения речи у детей.

 Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с  самого раннего детства. Малыш уже в первые недели после рождения делает открытие, что его руки – замечательный, подвижный инструмент. С помощью  простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и  себя, получает психоэмоциональную поддержку. Дети очень любят забавы  с пальцами, особенно, если они сопровождаются веселыми стихами-прибаутками [1].

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома, во дворе с самого раннего возраста помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, приносить им и  себе радость [2].

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Используя игры и упражнения на мелкую моторику, нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую  руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться  о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце – двумя руками вместе. Необходимо, следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой [3].

Для определения уровня развития речи педагогами давно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то эти дети с проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можно больше заниматься с детьми пальчиковыми играми.

Для развития мелкой моторики полезны такие упражнения:

- перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;

- застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;

- плести косички из жестких ниток;

- рисовать и штриховать карандашами;

- играть в пальчиковые игры и другие.

Преимущественно в работе над тонкой моторикой рук педагогами применяются пальчиковые игры. Они очень разнообразны и делятся на группы:

  • Игры-манипуляции.
  • Сюжетные пальчиковые упражнения.
  • Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
  • Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
  • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
  • Театр в руке.

Задача педагогов донести и до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть  новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка [4].

 Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. 

Литература

  1. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.
  2. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. – 2005. №3.
  3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, М., 2005.
  4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...

"Использование дидактических игр как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"

Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отн...

Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома

    Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...

Роль дыхательных упражнений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Дыхание — одно из основных проявлений жизнедеятельности организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут. Физиологическое дыхание с...

Использование инновационной технологии «Арт-терапия» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста на учебный год 2020 – 2021 Автор: Наталья Михайловна Шунина Этапы работы над темой I. П...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...

Использование сенсорных игр и упражнений для психоэмоционалтного развития детей дошкольного возраста

Появляется все большее количество детей, которые не умеют адекватно реагировать на чувства и состояние окружающих, то есть страдают из-за неправильного эмоционального развития. Сенсорные игры и у...