Конспект НОД в старшей группе по развитию речи "Цветик-многоцветик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Бегленко Ирина Геннадьевна

Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу; к обобщающему слову подбирать подходящие слова; изменять слова по числам, развивать четкое произношение звуков, развивать слуховое внимание, воспитывать любовь к родному языку, русско-народному фольклору (сказкам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: систематизация знаний и закрепление изученного материала

Задачи:

  • Выявить уровень знаний детей
  • Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа
  • Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу; к обобщающему слову подбирать подходящие слова; изменять слова по числам
  • Развивать четкое произношение звуков, развивать слуховое внимание
  • Воспитывать любовь к родному языку, русско-народному фольклору (сказкам)

Методические приемы: загадки, стихи, отрывки из произведений, проблемные вопросы, аналитико-синтетические задания

Материалы: «Цветик-многоцветик», на котором записаны задания; фланелеграф, мяч, цветные карандаши, силуэты разноцветных цветов

Предварительная работа: упражнения на развитие фонематического слуха, чтение произведений К. И. Чуковского и «Винни Пуха», аналитико-синтетические задания

Активизация словаря: «Цветик-многоцветик»

Ход НОД:

Деятельность воспитателя и наводящие вопросы

Деятельность детей и их предполагаемые ответы

- Ребята, весь год мы вместе много трудились и многому научились. И сегодня предлагаю нам стать участниками викторины и отправится в сказочную страну.

Вы согласны?

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо

Вспомним обязательно,

Все, что узнали на занятиях.

Ребята, что это?!

«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета, из страны Цветалии, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик-многоцветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить заданий. Дети, помогите мне пожалуйста»

Ребята, поможем фее Цвета?

Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветалию.

Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:

Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели,

Вели чтобы мы оказались в стране Цветалии

Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на фланелеграфе)!

Посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?

1 задание: «Каким что бывает? »

Есть сладкое слово – конфета, Есть слово упрямое – цель,

Есть быстрое слово ракета, Есть слово колючее – ель,

Есть кислое слово - лимон, Есть книжное слово – страница,

Есть слово с окошком – вагон, Есть слово лесное – синица,

Есть слово колючее - Ежик, Есть слово пушистое – снег,

Есть слово промокшее – дождик, Есть слово веселое – смех.

«Какими бывают слова?»

• Что бывает синее?

• Что бывает мягкое?

• Что бывает твердое?

• Что бывает горькое?

• Что бывает сладкое?

• Что бывает красное?

• Что бывает желтое?

Молодцы ребятки, мы справились с первым заданием.

(переворачивает лепесток другой стороной)

Ребятки, посмотрите лепестки окрасились. Давайте повесим их к нашему цветку.

Давайте выполним второе задание.

2 задание «Угадай сказку»

«Скачет сито по полям

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла»

«Одеяло убежало, улетела простыня

И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Я за свечку, свечка - в печку!

Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать…

Что такое? Что случилось?

Отчего же всё кругом завертелось, закружилось

И помчалось колесом?»

«Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке»

«У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон Откуда?

От верблюда

Что вам надо?

Шоколада. Для кого?

Для сына моего».

Чья это песенка?

«Если я чешу в затылке -

Не беда,

В голове моей опилки,

Да-да-да!

Но хотя там и опилки,

Но кричалки, и вопилки,

А также шумилки,

Пыхтилки и сопилки».

Молодцы ребятки, вот мы и справились со вторым заданием, посмотрите эти лепестки тоже окрасились в свои цвета! Давайте вернем их на свои места

 

(ФИЗМИНУТКА)

3 задание – дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Большой –

Мягкий –

Жара –

Тяжелый –

Светлый –

Ложиться –

Грязный –

Говорить –

Добро –

4 задание – дидактическая игра «Назови три слова»

Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.

Животные –

Одежда –

Растения –

Продукты питания –

Транспорт –

5 задание – дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число. Муравей –

Машина –

Тюльпан –

Стол –

Сын –

Кот –

Дом –

6 задание Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.

Цветы стоят на вазе.

Юркий воробей собирать крошки.

В лесу растут сосна.

На черной небе блестят звезды.

Дидактическое упражнение «Чистоговорка» (ФИЗМИНУТКА)

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Ли-ли-ли – прилетели журавли.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Лю-лю-лю – маму милую люблю.

Дидактическое упражнение «Найди звук»

Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.

В шалаше шуршат мыши.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

На горе Арарат растет красный виноград.

7 задание «Назови похожее слово»

Я буду кидать каждому мяч и называть слово, а вы должны назвать слово похожее по звучанию и вернуть мне мяч.

Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне (лягушка, подружка)

Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне. (мышка, книжка, шишка) и т. п

- Справились и с эти заданием и посмотрите наш «Цветик -многоцветик» стал разноцветным!

- Вот и расцвёл «Цветик- Многоцветик», вновь Фея стала радостная, благодарит вас, что вы получили много знаний и умений. А чему же мы научились?

- Предлагаю устроить фейерверк из цветов. Если вам понравилось участвовать в викторине, то вы прикрепляете красные цветы, а если было неинтересно, скучно – то синие цветы.

- Фея еще раз благодарит вас за участие в викторине и на память о ней вручает вам раскраски цветов.

Да!

Дети заходят в группу перед ними на доске цветок и рядом письмо. Они просят воспитателя прочитать его

Да!

Дети вместе с воспитателем повторяют заклинание

Дааааа!

К лепесткам подходят первые дети и отдают лепестки воспитателю, которая читает задание

1 лепесток

2 лепесток

Ответы детей

Дети радостно вешают лепесточки

К лепесткам подходят следующие дети и отдают лепестки воспитателю, которая читает задание

3 лепесток

«Федорино горе»

4 лепесток

«Мойдодыр»

5 лепесток

«Тараканище»

6 лепесток

«Телефон»

7 лепесток

Песенка Винни Пуха

Дети вешают лепестки

К лепестку подходит ребенок и отдает лепесток воспитателю, которая читает задание

8 лепесток

К лепестку подходит следующий ребенок и отдает лепесток воспитателю, которая читает задание

9 лепесток

Ответы детей

К лепестку подходит следующий ребенок и отдает лепесток воспитателю, которая читает задание

10 лепесток

Ответы детей

К лепестку подходит следующий ребенок и отдает лепесток воспитателю, которая читает задание

11 лепесток

Ответы детей

К лепестку подходит следующий ребенок и отдает лепесток воспитателю, которая читает задание

12 лепесток

Дети исправляют речевые ошибки

К лепестку подходит следующий ребенок и отдает лепесток воспитателю, которая читает задание

13 лепесток

К лепестку подходит следующий ребенок и отдает лепесток воспитателю, которая читает задание

14 лепесток

К лепестку подходит следующий ребенок и отдает лепесток воспитателю, которая читает задание

15 лепесток

Находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, читать стихи

Дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Познакомить детей с понятием "гостеприимство" и русским обычаем " приносить гостинцы". Используя элементы "ТРИЗ": игра "хорошо-плохо" - разрешать противоречия, формировать у детей диалектическое мироп...

конспект НООД детей старшей группы( " Познавательное развитие", " Социально- коммуникативное развитие", " Речевое развитие")"Прогулка по городу"

Углублять знания детей о правилах дорожного движения, безопасного поведения на улицах; учить различать  дорожные знаки и  знать их назначение;развивать внимание, память....

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи ОО «Речевое развитие» Тема: «Жила-была посуда…»

Конспект НОД в старшей группе по развитию речиОО «Речевое развитие»  Тема: «Жила-была посуда…»Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бы...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...