Комплекс дидактических игр и упражнений
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Лодейщикова Елена Петровна

Дидактические игры и упражнения способствующие развитию речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Речь ребёнка – это показатель его развития.

Речь у детей развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно общаться.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Вот несколько дидактических игр дидактических игр и упражнений, способствующих развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

“Испорченный телефон”

Цель: развивать у детей слуховое восприятие, речевой слух.

Задачи:

1. Образовательные:

- формирование навыков восприятия и различения звуков речи;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие познавательные процессы (память, внимание);

3. Воспитательные:

- формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

- формирование положительной установки на участие в игре.

Игровые правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово? » Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

«Сколько слов со звуком С? »

Цель: закрепить умение выделять звук [С] в слове по представлению.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепление навыков восприятия и произношения звука [С].

- следить за четким произношением звука [С].

- формирование умения выделять звук [С] в словах;

2. Развивающие:

- развитие силы голоса и речевого выдоха;

- развитие фонематического слуха;

3. Воспитательные:

- формирование дружеских взаимоотношений;

- воспитание ответственного отношения к выполнению задания.

Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

«Собери слово»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучение слоговому чтению;

- формирование построения графической небуквенной модели, отражающей количество, последовательность звуков в слове, а также характеристику звуков.

2. Развивающие:

- развитие познавательных процессов (память, внимание) ;

- развитие чувства ритма;

3. Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса;

- формирование доброжелательных отношений между детьми.

Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.

Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т. е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Разгадай ребус»

 Цель: научить навыкам выполнения звукового анализа.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучение умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги;

- обучение навыку звукового анализа детей старшего дошкольного возраста;

- формирование навыка восприятия и различения звуков речи;

2. Развивающие:

- развитие познавательных процессов (памяти, внимания) ;

- развитие слухового восприятия, речевого слуха;

3. Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса;

- воспитание ответственного отношения к выполнению задания.

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

Карточки с предметными картинками для игры:

Ухо, колокольчик, лыжи - уколы

Ломы, шары, диван - лошади

Гиря, тапочки, ракета - гитара

Совы, лопата, машина - солома

Огурец, пушка, карандаш - опушка

Дома, ромашка, гиря - дороги

Карандаш, тюлень, шары - катюша

Оса, синица, наперсток - осина

Орехи, совы, капуста - осока

Ворона, роза, тарелка - ворота

Оса, куры, нитки - окуни

Банан, заяц, рыба - базары

Сова, балалайка, карандаш - собака

“Вершки-корешки”

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Задачи:

1. Образовательные:

- расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

- формирование положительной установки на участие в игре.

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

“Новоселье”

Цель: научить детей дифференцировать понятия «одежда» и «обувь».

Задачи:

1. Образовательные:

- расширение и конкретизация представления об одежде и обуви, её назначении, деталях, из которых она состоит;

- уточнение и расширение словаря;

- совершенствование грамматического строя речи;

2. Развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- развитие диалогической речи;

- развитие темпа и ритма речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование положительной установки на участие в игре, инициативности и самостоятельности.

Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

«Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов.

Задачи:

1. Образовательные:

- обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов.

- обогащение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие познавательных процессов (памяти, внимания) ;

3. Воспитательные:

- воспитание доброжелательности;

- формирование навыков сотрудничества;

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (большой - маленький, высокий - низкий, старый - новый, направо - налево, вверх-вниз, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

 «Кузовок»

Цель: упражнять в подборе существительных оканчивающих на –ок.

Задачи:

1. Образовательные:

- обогащение словаря;

- обучение в подборе существительных оканчивающих на –ок.

2. Развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- воспитание доброжелательности, желание быть справедливым.

Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

- Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т. д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

«Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Задачи:

1. Образовательные:

- расширение и конкретизация представления о обобщающих понятиях и их назначении;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование навыков ответственного отношения к выполнению задания;

- воспитание исполнительности.

Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.

«Прятки»

Задачи:

Цель: научить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением.

1. Образовательные:

- расширение понимания значения простых предлогов (в, на, около, перед, под) и активизация их в речи.

- уточнение и расширение словаря;

- формирование грамматического строя речи;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- воспитание исполнительности и доброжелательности.

Материал. Грузовик, мишка, мышка.

Ход игры. В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т. д.

«Подружи слова»

Цель: обучать составлять предложения, используя данные слова.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучение составлению простых предложений по согласованию слов;

- совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

- формирование грамматического строя речи;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование навыков положительной установки на участие в занятии.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте подружить слова и произнести предложения правильно. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Исправь предложение»

Цель: научить находить смысловую ошибку в предложении.

Задачи:

1. Образовательные:

- уточнение и расширение словаря;

- формирование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

- формирование грамматического строя речи;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование сознательного отношения к выполнению задания.

Ход игры. Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Найди и исправь ошибки.

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом

«Слушай и считай»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Задачи:

1. Образовательные:

- обогащение словаря;

- формирование навыков восприятия;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- воспитание доброжелательности;

- формирование навыков сотрудничества.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры:

1. Алеша спит.

2. Петя кормит кур.

3. Врач лечит больного ребёнка.

4. Мама купила Наташе красивую куклу.

5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.

«Составь фразу»

Цель: закрепить умение образовывать фразу из слов.

Задачи:

1. Образовательные:

- уточнение и расширение словаря;

- обучение составлению простых предложений по согласованию слов;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- формирование грамматического строя речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование навыков сотрудничества;

Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

щенок корзина

ягода песня

куст озеро

«Цветные предложения»

К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

«Один-много»

В русском языке есть несколько способов образования форм множественного числа. Дети часто их путают.

Взрослый бросает ребёнку мяч, называя слово, а ребёнок ловит и бросает обратно, называя это слово во множественном числе: стол — столы, стул — стулья, пень — пни, дом — дома.

«Третий лишний»

Назвать, что лишнее и объяснить почему.

Ребёнок не только должен сказать, что лишнее, но и обязательно объяснить почему. Ваша задача — понять, верно ли ребёнок выделил лишнее. Часто дети выделяют лишнее по внешнему, незначительному признаку (например, «эти мне нравятся, а этот — нет; эти — красивые, а этот — нет; это у меня есть, а этого — нет» и т. п.). В таких случаях наводящими вопросами подтолкните ребёнка к пониманию сути — признаков, по которым нужно объединять.

Например:

автобус — остановка — троллейбус;

сосна — ёлка — шишка;

ваза — роза — нарцисс;

карандаш — бумага — фломастер;

суп — тарелка — ложка;

мама — соседка — папа;

яблоко — яйцо — груша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дидактических игр и упражнений

дидактические игры и упражнения...

Комплекс дидактических игр и упражнения для работы с дошкольниками с задержкой психического развития по теме: "Одежда. Обувь"

Комплекс дидактических игр и упражнений для работы с дошкольниками с ЗПР по теме «Одежда. Обувь»...

Комплекс дидактических игр и упражнений к занятиям по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» для детей от 5 до 6 лет

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра...

Комплекс дидактических игр и упражнений к занятию по ФЭМП. "Веселая математика" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также -игровых...

Комплекс дидактических игр и упражнений для формирования слоговой структуры слова у ребенка с ТНР.

Комплекс дидактических игр и упражнений для формирования слоговой структуры слова у ребенка с ТНР....

Комплекс дидактических игр и упражнений, используемые в индивидуальной и групповой работе, направленные на развитие математических способностей.

Комплекс дидактических игр и упражнений,   используемые в индивидуальной и групповой работе,   направленные на развитие математических способностей....

Консультация для воспитателей: "Формирование математических представлений через комплекс дидактических игр и упражнений"

В данном материале указаны трудности, которые возникают у дошкольников с ОВЗ при формировании математических представлений. Предложены специальные игры и упражнения, которые помогут детям успешно овла...