Консультация для воспитателей: "Формирование математических представлений через комплекс дидактических игр и упражнений"
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

В данном материале указаны трудности, которые возникают у дошкольников с ОВЗ при формировании математических представлений. Предложены специальные игры и упражнения, которые помогут детям успешно овладеть математическими знаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Формирование математических представлений через комплекс дидактических игр и упражнений»

(1-й год обучения)

                                                       

                                                       Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград 2020

   В программе Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1V  вида (для слабовидящих детей) под ред. Л. И. Плаксиной в разделе «Формирование элементарных математических представлений» выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».

   В связи со зрительной недостаточностью  у дошкольников с нарушением зрения возникают трудности в овладении счетом последовательного ряда элементов множества, выполнения действий наложения и приложения элементов одного множества к элементам другого при сравнении их количества. Значительные трудности дети испытывают в зрительно-пространственной ориентировке, что приводит к обедненной информации о пространстве.

    Поэтому необходимы специальные дидактические игры и упражнения, которые приведут к обогащению, расширению чувственного опыта и успешному формированию математических представлений.

   Начиная с первого года обучения необходимо учить детей видеть и понимать реальные предметы в их взаимосвязях и пространственных отношениях. Учить видеть в реальных предметах эталоны формы, величины, пространства. Круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник – сенсорные эталоны плоскостных предметов. Куб, шар, эллипсоид, конус, цилиндр, параллелепипед – сенсорные эталоны объемных тел. Формировать эти представления следует по принципу нарастающей сложности, начиная от 1-3-х сенсорных эталонов.

    Например, в начале года ребенка учат различать и называть форму геометрических фигур (круг, овал, квадрат) и соотносить ее с формой объемных тел (шар, куб, эллипсоид). В игре «Чудесный мешочек» ребенку предлагают найти на ощупь шар, яйцо и куб, называть их и выделить форму. В игре «Буратино – фотограф»  взрослый показывает ребенку фотографии – плоскостные рельефные геометрические фигуры  (круг, овал, квадрат). Необходимо расставить объемные тела к плоскостным изображениям.

  В конце года ребенка учат соотносить 4 сенсорных эталона. Например, в игре «Найди предмет», учат зрительно соотносить шар, куб. конус, кирпичик с формой натуральных объектов в группе, на участке.

   Выделение количественных отношений на первом году обучения происходит без пересчета, на основе установления поэлементарного соотнесения между различными равными множествами. Сопоставление количества, величины и формы дети осуществляют путем накладывания друг на друга и затем прикладывания элементов друг к другу.

   На первом году обучения у ребенка развивают умение сравнивать предметы по величине, используя слова: больше, меньше, одинаковые.

Например, в начале года  учат различать и называть маленькие и большие предметы. В игре «Матрешки на дорожке» ребенку предлагают расставить матрешек на дорожку, сначала на большую, затем на маленькую.

В игре «Подбери коробку для игрушек» ребенка учат делать выбор тождественного предмета по величине (по образцу) и проверять его примериванием (такой, не такой). Ребенок прячет в коробку игрушку соответствующей величины и объясняет свой выбор.

    В течение года дети учатся различать предметы по длине, ширине и  высоте. Например, в игре «Дорожки к теремку» сравнивают дорожки по ширине путем наложения (приложения) и расставляют их в ряд от самой широкой к самой узкой. В игре  «Елочка в ряд» дети учатся раскладывать елочки в ряд в порядке убывания высоты. Важно запомнить правило, что каждый раз выбираем самую высокую елочку из оставшихся. В игре «Каждой машине свою дорогу»,  учатся различать дороги по длине: длинная, короче, самая короткая. Соединяют разноцветные машины с дорогами разной величины.

   При развитии пространственной ориентировки ребенок учится показывать части своего тела по словесной инструкции: «Подними правую руку», «Топни левой ногой», «Покажи правое ухо». Определяет направление по отношению к себе: впереди – сзади, справа – слева, далеко – близко, вверху – внизу. Важно учить использовать слова, обозначающие пространственную ориентировку. Например: пол внизу (под ногами), стена впереди, окна слева, дверь справа и т.д.

     Ребенок учится понимать слова, выражающие временные понятия: сегодня, завтра, вчера; выполнять практические действия согласно понятиям быстро – медленно. Например, в игре «Пройди по дорожке», детям предлагают пройти по извилистой дорожке медленно, а по прямой быстро.

   Важно, чтобы ребенок научился понимать движение времени с опорой на жизнь и занятия детей в течение суток: утром встаем, умываемся, делаем зарядку, гуляем, играем, занимаемся; вечером идем домой, играем; ночью ложимся спать.

   Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование представлений о количестве и числе, величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве  и времени, способствует успешному   освоению математических представлений.

Литература:  Л.И. Плаксина «Программа Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1V  вида (для слабовидящих детей)» Москва «Город», 1999г.

Е.А. Чевычелова «Развернутое тематическое планирование» по программе под редакцией Л.И. Плаксиной, издательство «Учитель», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Формирование основ математических представлений в детском саду».

Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)В раннем детстве ребёнок знакомиться с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами...

Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием сказочного материала"

В статье описывается работа по использоваванию материала сказок, оказывающего положительное влияние на формирование элементарных математических представлений....

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»...

Консультация для воспитателей Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр.

Консультация для воспитателей  "Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр"....

Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр"

Консультация для педагогов "Формирование мктематтческих представлений через использование дидактических игр"...