Консультация для воспитателей Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр.
консультация по математике

Консультация для воспитателей  "Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений

посредством развивающих логико-математических игр.

Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок вырос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.

Важнейшим условием развития ребенка является освоение им позиции субъекта (активного участника) детских видов деятельности. Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – игра. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

 Использование в образовательной работе с детьми  того или иного вида игр зависит, прежде всего, от того, какую цель и задачи ставит перед собой педагог, чему он хочет научить ребенка, какие качества и способности развить в процессе игры.

  Процесс формирования элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности ребенка, рост активных познавательных действий, выполняя которые ребенок осваивает окружающий мир – связи и зависимости предметов и явлений, освоение таких свойств как форма, цвет, размер, площадь, масса, емкость и т.д.

  Успешное развитие мыслительной деятельности ребенка происходит при развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования, объективно оценивать результат. Успешность осуществления деятельности зависит от умения ребенка анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и т.д.

  В качестве эффективной технологии развития мыслительной и практической познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений педагогами ДОУ  широко используются развивающие логико-математические игры, которые можно классифицировать по цели применения:

 1. Игры на плоскостное моделирование (головоломки):

«Танграм», «Колумбово яйцо», «Математический планшет», «Геоконт», «Чудо-крестики», «Чудо-соты».

2. Игры на объемное моделирование:

«Сложи узор», «Уникуб», «Уголки».

3. Игры на странсформацию, трансфигурацию:

«Квадрат Восокобовича», «Змейка», «Игровой квадрат», «Клубок», «Куб»

4. Игры на составление целого из частей:

«Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник», «Чудо-цветик», «Соты Кайе».

5. Игры на освоение счета:

«Счетные палочки Кюизенера» 

Игрушки6. Игры на выявление свойств                      

«Логические блоки Дьенеша»

7. Игры на ознакомление с цифрамиuntitled.bmp

«Прозрачная цифра».

Кубики Корвет Сложи узор 16 шт. — купить по выгодной цене на Яндекс.Маркете

Играя в эти игры, дети осваивают:

  • умение пользоваться  эталонами познания: цвет, форма, мера (размер, масса), модель, образ;
  • владение способами познания: сравнение, обследование, счет, классификация, сериация и др.;
  • получают логико-математический опыт; развивают мышление, сообразительность, смекалку;

В каждой из игр играющий поставлен перед необходимостью осознания цели, осуществления практического действия и получения результата, ответа на вопросы: что от чего зависит, как быть в данной ситуации.

Принципы организации игр

  • Отсутствие принуждения
  • Развитие игровой динамики (от малых успехов к большим)
  • Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей
  • Взаимосвязь игровой и мыслительной деятельности
  • Постепенный переход от простых форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Методика организации и проведения логико-математических игр

  • Создание предметно-игровой обстановки в соответствии с сюжетной линией предстоящей игры.
  • Создание игровой или проблемной ситуации (завязка)
  • Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками игры.
  • Подведение итогов (содержательный  или эмоциональный)

C:\Users\Лидия\Desktop\IMG-e065a4452feaa2f6ff86eb13b8cdc8d0-V.jpg

C:\Users\Лидия\Desktop\IMG-178d2df17cecdebd051e615159be85de-V.jpg

C:\Users\Лидия\Desktop\IMG-419c6606f6aff9450caac63f5c75c3b4-V.jpgC:\Users\Лидия\Desktop\IMG-3867eba460341430fb12368d9bb21a00-V.jpg

          

Среди вышеназванных игр особо выделяются такие дидактические пособия как «Логические  блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера» и набор развивающих игр В. Воскобовича.

Логические блоки Дьенеша.

Игровой материал: В комплект блоков входят 48 фигур, различающихся четырьмя свойствами:

  • Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
  • Цветом – красные, желтые, синие;
  • Размером – большие и маленькие;
  • Толщиной – толстые и тонкие.

Цель игры: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

В ходе игр с блоками у детей развивается основное умение, необходимое при решении любым логических задач – умение выявлять в предметах разные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, удерживать в памяти одно, два или три свойства одновременно, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Счетные палочки Кюизенера

«Счетные палочки Кюизенера» - это игра-исследование известного бельгийского математика Кюизенера, предназначенная для обучения детей основам математики. Чаще всего такие палочки используют для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

Игровой материал: 

Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т.д. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение, того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.

Цель игры: познакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения.

В ходе игры дети также осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры; упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со схемами.

Игра способствует интеллектуально-творческому развитию детей (развитию памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение художественного конструирования); воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение; способствует развитию творческого мышления, умению выполнять действия в определенной последовательности.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают пространственные отношения слева направо, левее, выше…) такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Развивающие игры В.В. Воскобовича.

   Игры В.В. Воскобовича представляют собой педагогическую технологию, направленную на интенсивное развитие интеллектуальных способностей детей 3-7 лет. Содержание игр позволяет осуществлять познавательно-речевое развитие дошкольников  в процессе логико-математической игровой деятельности. Существует более 35 наименований игр.

1.Чудо-крестики -1,2,3

2.Квадрат Воскобовича (двухцветный, четырехцветный)

3.Эталоны цвета (лепестки)

4.Эталоны формы (фонарики)

5.Логоформочки - 3,5

6.Теремки

7.Прозрачный квадрат

8.Математические корзинки – 5,10

9.Конструктор цифр, букв

10.Прозрачная цифра

11.Чудо-соты

12.Парусник

13.Ромашка

14.Яблонька

15.Снеговик

16.Копилка цифр

17.Квадрат-домино

18.Цифра-домино

19.Чудо-цветик

20.Шнур-затейник

21.Счетовозик

22.Чудо-лукошко

23.Геовизор

24.Геоконт

25.Игровизор

Их так же можно разделить по цели применения: игры на плоскостное и объемное моделирование, трансформацию и преобразование объектов, освоение счета, сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) понятия часть-целое, пространственных отношений и т.д.

Игры так же способствуют развитию глазомера, мелкой моторики, речи, внимания, памяти, воображения, творческого мышления, умения планировать свою деятельность.

Развивающие игры Воскобовича Цена - 220.00 руб., Новосибирск -  НГС.ОБЪЯВЛЕНИЯИгровое поле Развивающие игры Воскобовича — купить по выгодной цене на  Яндекс.МаркетеСчетовозик. Обучающая игра Воскобовича по арифметике МАТ-020 Игры  Воскобовича. Игрушки для детей от 5 до 9 лет в подарок - купить в  интернет-магазине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"

В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра —...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих игр В.В. Воскобовича для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в Фиолетовый лес"

Данный конспект НОД является итоговым годовым занятием по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста, которые в своем обучении применяют технологию развивающих игр В.В. Воскобовича....