Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр
статья по математике на тему

Кузьмина Валентина Алексеевна

 

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искpa, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр

Статья подготовлена воспитателем Кузьминой В.А.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искpa, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

В.А. Сухомлинский

Известно, что игра занимает важное место в жизни ребенка. Она охватывает малыша, овладевая всеми его мыслями и чувствами. Я хорошо знаю, с каким трудом дети, увлеченные игрой, переключаются на другие виды деятельности. Но значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка, она очень важна для всестороннего развития растущей личности ребенка. Передавая в игре впечатления об окружающей действительности, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Чувство, эмоции ребенка углубляются и уточняются.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.

Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства, расширяются впечатления, представления. Игра для ребенка это и учеба, и труд, серьезная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего.

Одна из основных задач дошкольного образования -математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи.

Это еще и способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношение, зависимости. Умение их „конструировать" предметами, знаками и словами. Математика играет особую роль в умственном воспитании и развитие интеллекта, так как в процессе обучения формируется определенный стиль мышления.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста. Формирование и развитие логических структур мышления осуществляется одновременно, следовательно, упущения здесь трудно восполняются.

Работая с детьми старшего возраста, особое внимание уделяется подготовке детей к обучению в школе.

Но часто приходится наблюдать проявление скованности детского мышления, стремление мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого.

Для успешного математического развития детей необходимо не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Именно поэтому выполняя программу по формированию у детей элементарных математических представлений, я широко использую занимательный математический материал, развивающие игры, которые в наибольшей степени способствуют выявлению и реализации познавательных возможностей каждого ребенка.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок, я учу детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя творчество.

Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые ему в дальнейшем развитии.

Для организации самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы я оформила уже в средней группе "Уголок развивающих игр".

При этом были поставлены задачи:

  1. развивать у детей интерес к элементарной математической деятельности вне занятий;
  2. воспитывать потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими действенного напряжения играми.

В уголке я разместила следующий материал:

  1. фланелеграф (стационарный) с набором геометрических фигур;
  2. счетные палочки для складывания узоров геометрических фигур, предметов, животных;
  3. игры на передвижение " Составь ряд из геометрических фигур ", " Составь шашечное поле ".
  4. игра "Квадрат Воскобовича".
  5. кубики Никитина "Сложи узор", мозаика "Сложи узор";
  6. логические блоки Дьенеша;
  7. цветные палочки Кюизенера;
  8. развивающие игры: "Танграм","Колумбово яйцо", "Волшебный круг", "Вьетнамская игра".
  9. " Волшебные фигуры ";
  10. " Какая фигура следующая "
  11. „ Рамки-вкладыши Монтессори" и т.д.

Я хорошо понимаю значение семьи, которая может и должна участвовать в подготовке детей к обучению. Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к проведению развивающих математических игр поможет решить ряд педагогических задач.

В конце сентября в старшей группе я подготовила и провела консультацию для родителей на тему: "Развивающие игры в семье или создаем домашнюю игротеку". В конце года планирую провести итоговое родительское собрание по теме: "Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников".

Подготовила рекомендации по организации домашней игротеки и проведению развивающих игр с детьми в семье. Оформлена выставка развивающих игр: -"Колумбово яйцо ";

  1. " Волшебный круг";
  2. " Танграм ";
  3. " Вьетнамская игра ".

Сделаны аннотации к использованию этих игр.

Работа с родителями по такой форме организации досуга детей, как развивающие игры, способствует формированию у родителей творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.

В результате всей проделанной работы я заметила, что под влиянием систематического использования занимательных развивающих игр на занятиях и с целью организации самостоятельной деятельности у детей выработалось умение быстро включаться в активный познавательный процесс. Убедилась, что наиболее эффективно развивается смекалка при параллельном использовании в работе с детьми разных видов занимательных задач.

В подготовительной группе я продолжаю свою работу по формированию у детей элементарных математических представлений посредством развивающих игр, а также приобретаю новые развивающие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Данная статья раскрывает опыт Русаковой Оксаны Ярославовны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, над повышением мотивации дошкольников при формировании элементарных математических представлений ч...

Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр и ИКТ

В современной жизни компьютеры уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах педагоги их уже хорош...

Консультация для воспитателей Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр.

Консультация для воспитателей  "Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр"....

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих игр В.В. Воскобовича для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в Фиолетовый лес"

Данный конспект НОД является итоговым годовым занятием по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста, которые в своем обучении применяют технологию развивающих игр В.В. Воскобовича....