Повышение мотивации дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.
статья по математике по теме

Москалева Мария Ивановна

Данная статья раскрывает опыт Русаковой Оксаны Ярославовны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, над повышением мотивации дошкольников при формировании элементарных математических представлений через развивающую игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.rar531.89 КБ
Файл igra_i_matematika.rar605.68 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познание». Формирование элементарных математических представлений в средней группе

Русакова Оксана Ярославовна,

воспитатель МДОАУ д/с № 20 г. Свободного

Тема: «Поможем кошечке».

Возрастная группа: дети 4-5 лет.

Цель: Знакомство детей с серым цветом.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • повторить название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
  • закрепить знания основных цветов (красный, жёлтый, зелёный);
  • закрепить навыки счёта в пределах трёх. Закрепить понятия размера большой – маленький,  и форму круглый – квадратный;

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать умения работать кисточкой, проводить ровные мазки, не выходя за контур;
  • развивать мелкую моторику;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать аккуратно;
  • проявлять заботу о животных (о кошке);

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, социализация, музыка, физическое развитие.

Материал и оборудование:

  • игрушка кошки, геометрические фигуры: 2 треугольника жёлтого цвета, 2 квадрата красного и 2 круга зелёного цветов;
  • сундучок, 3 клубочками из ниток: жёлтого, красного, зелёного и серого цветов;
  • рисунок кошки и мышек на каждого ребёнка;
  • по 2 краски: чёрной и белой (для получения серого цвета).

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем входят в группу.

Воспитатель: Сюрпризный момент (загадка).

То мурлычет, то играет,

То куда – то удирает,

Убегает далеко.

А когда придёт обратно,

То мяукает у блюдца

Пьёт сырое молоко (кошка)

За креслом раздаётся мяуканье кошки, (сидит взрослый)

Беседа о кошке.

Воспитатель: Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное? Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей).

Воспитатель: Что – то кошка наша грустная, наверное, у неё что – то случилось.

Воспитатель подходит к кошке наклоняется над ней и делает вид, что кошка что – то ей говорит (мяучит на ушко)

Воспитатель: Она мне шепнула на ушко, что ей скучно, потому, что у неё нет друзей, и её любимые игрушки находятся в сундучке, а замок на сундучке случайно захлопнулся. Она не может подобрать к нему ключ. Ребята, смотрите, и правда, на сундучке висит замок. Давайте поможем открыть замок.

Математическая разминка.

  • Сколько замочков висит на сундучке (один)?
  • А ключей сколько? Давайте посчитаем (три).
  • А сколько ключей нам потребуется, чтобы открыть замок? (один)
  • Какую геометрическую фигуру напоминает замок (треугольную, треугольник)H:\занятия Русаковой\100_2801.JPG
  • Какого он  цвета? 
  • А ключи, в виде каких геометрических фигур? (круг, квадрат, треугольник)
  • А какого они цвета?
  • Какой ключ подойдёт к нашему замку, как вы думаете? Какой ключ нужен, Лена как ты думаешь? Женя ты согласна с Леной?

Воспитатель: просит Женю взять ключик и приложить его к замку.

  • Вот мы и открыли сундучок, а там любимые игрушки нашей кошки. А что за игрушки? Вы мне сейчас скажите.

Воспитатель: достаёт поочерёдно клубочки и спрашивает у детей:

  • Этот клубочек, какого цвета? А это? А кто знает, какого цвета этот клубочек  (показывает на серый)? 
  • Лиза скажи,  какого клубочек цвета (серого);
  • Егор, какого цвета у тебя клубочек (у меня серого цвета клубочек)?
  • Молодцы! Вы играли, выполняли задания, давайте немного отдохнём.

Физминутка.

Как у нашего котище

Жёлтые глазищи (показать глаза).

У нашего котище

Длинные усищи (показать усы).

У нашего котища

Острые когти (показать когти).

Моется котище с каждым днём всё чище,

Отмывая мордочку от остатков пищи (умывается).

Вечером охотится

В чулане за мышами (ходьба на носках).

И играет в ладушки в чулане

С пушистыми котами (хлопки в ладоши). 

Воспитатель: обращает внимание на кошку

  • Смотрите ребята, наша кошка снова загрустила. А давайте для нашей гостьи сделаем подарок. Как вы думаете, с кем забавляется кошка, когда выходит на охоту? Правильно с мышками, вы согласны сделать для нашей кошки много мышек.
  • А каким цветом мышки? (серые)H:\занятия Русаковой\100_2805.JPG
  • У нас с вами есть серая краска на столе? Нет. Вот беда!
  • А вы знаете, как получить серый цвет? Нет?

Воспитатель: предлагает всем сесть за столы и посмотреть, как можно получить серый цвет.

  • Какие краски есть у вас на столе? Назовите их. (Чёрная и белая).
  • Для того чтобы получить краску, мы возьмём немного чёрной и белой краски  и смешаем её вместе. Какой получился цвет? (серый).
  • Мы научились получать краску серого цвета, теперь давайте приготовим для нашей кошечки много друзей мышек, чтобы ей было не скучно.

Дети самостоятельно по шаблону раскрашивают мышек, стараются не выходить за контур.H:\занятия Русаковой\100_2813.JPG

После дети собирают всех мышек возле кошки, кошка хвалит детей за хорошую работу. 

Воспитатель:

  • Обратите внимание, какие все разные мышки получились, одна мышка забияка, шерсть взъерошенная, другая мышка тихоня. Теперь у нашей кошки появились друзья.
  •  Скажите, кому вы сегодня помогали, кто вас просил о помощи?
  •  Сколько замочков вам надо было открыть?
  • Сколько ключей мы нашли?
  • Каким ключом мы открыли сундучок?
  • Нашла себе кошка друзей?
  • А какого зверя мы раскрашивали в серый цвет?
  • Напомните мне ещё раз кошка – это домашнее животное? Почему?
  • А каких домашних животных вы ещё знаете?



Предварительный просмотр:

Повышение мотивации дошкольников при формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

(Из опыта работы Русаковой Оксаны Ярославовны,

воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного)

«Игра - это искра, зажигающая огонёк  

пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога  – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр  будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;

Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

Цель проекта: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  • изучить игровые технологии  в обучении математике детей дошкольного возраста;
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного   возраста.

В процессе работы над проектом использовались следующие методы:

  • метод наблюдения, описательный метод, метод тестирования
  • анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
  • наблюдение;
  • описательный;
  • тестирование и диагностика
  • математическая обработка данных.

Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

  • учитываются особенности психики ребенка;
  • учитываются общие особенности детей;
  • воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
  • используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

Сроки работы:

1 этап - подготовительный (июль - август);

2 этап - основной (сентябрь - май);

3 этап - аналитический (май).

Ожидаемые результаты:  Показателем успешной реализации  проекта будет положительная динамика в качественных изменениях  формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит в том, что будет разработана система занятий с использованием развивающих игр по математическому развитию дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками. 

Работа над проектом  проводилась в три этапа.

На первом этапе (сентябрь-октябрь) проводилось тестирование группы детей с целью выявления их уровня развития элементарных математических представлений (диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Диагностика уровня математического развития детей на начало исследования

Как видно из диаграммы, уровень развития элементарных математических представлений у детей не достаточно высок.

В результате тестирования было обнаружено, что дети не способны оперировать свойствами, отношениями объектов, числами. Затрудняются выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине. Не умеют сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности. Им сложно самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать их по признакам, решать логические задачи.

На этом же этапе мною изучалась и анализировалась литература. Были изучены  произведения и статьи педагогов-новаторов и педагогов-классиков, опыт работы педагогов учреждения и города..

На втором этапе (ноябрь-апрель) разрабатывалась система развивающих игр. В этот период были созданы условия для внедрения разработанной системы развивающих игр в процесс обучения дошкольников математике.

Было выделено 5 классов игр, направленных на развитие у дошкольников элементарных математических представлений. Игры  подобраны в соответствии с возрастом детей,  с  особенностями  их   психического развития и  постепенного усложнения.

  • Сравнение предметов
  •  Пространственно – временные представления
  •  Геометрические фигуры и величины
  •  Цифры и числа
  • Логические задачи и головоломки

 Сравнение предметов

 Цель: развитие умений различать предметы по величине, длине, ширине и толщине; формирование представлений о свойствах предметов.

Ценность этих игр в том, что с их  помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями в играх задания усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления. Играя, они приобретают умение складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм. Игры, которые включены в данный раздел, способствуют развитию основных механизмов восприятия человеком свойств окружающего мира.C:\Users\1\Desktop\Русакова\img2.jpg

Пространственно – временные представления

Цель: Развитие навыков восприятия пространства: как далеко, близко;         на - над, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху – снизу; выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще – тоньше, раньше – позже; позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра; установление последовательности событий, последовательности частей суток, дней в неделе, месяцев в году; ориентировка на листе бумаги в клетку.

Пространственные представления расширяются и закрепляются  в  упражнениях на ориентировку в пространстве.

Эффективны также упражнения, в которых  дети определяют своё положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном), учатся передвигаться в заданном направлении.

Детей учу ориентироваться на листе бумаги. Они овладевают умением раскладывать определённое количество предметов в указанном направлении: в верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине пр. можно давать и такие задания: «Слева на лист положите пять кругов, а справа на один больше» и т.д.

Полезно проводить игры в лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок, указателей, перемещаться в пространстве в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание ребёнка, помогают ему преодолеть путь по схеме, которая указывает начало и конец  маршрута.

Детей продолжаю знакомить с понятием «сутки». В этом помогают картинки, где изображены дети, занятые различными видами деятельности в разное время дня.

Когда дети осваивают порядковый счет,  учу  их связывать название каждого дня недели с его порядковым номером.

Геометрические фигуры

Цель: Развитие умения различать геометрические фигуры по форме; составление фигур из частей и деление фигур на части, конструирование фигур из палочек; формирование представлений о точке, прямой, луче, многоугольнике, углах.

Развивая представление детей о форме, я даю им задания нарисовать разные четырёхугольники; выложить из палочек и т. д.

Знания детьми формы геометрических фигур позволяет проводить игры разной степени сложности.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур  я  учу  узнавать в окружающих предметах круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр; находить предметы одинаковой и разной формы (книга, картина, полотенце – прямоугольные; тарелка, блюдце, часы - круглые и т. д.)

С моей помощью  дети выкладывают из геометрических фигур различные узоры и предметы.

Очень интересна в этом плане работа с логическими блоками Дьенеша (см. 4.3.3.)

Цифры и числа

Цель: Формирование понятия «один» и «много»; образование последующего числа путём прибавления единицы; состав чисел первого десятка, число ноль и его свойства; решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.C:\Users\1\Desktop\Русакова\93151023_large_23f.jpg

 С моей помощью дети овладевают количественным и порядковым счётом в пределах 10, сравнивают числа по месту, которое они занимают в числовом ряду, начинают понимать количественное и порядковое значение  числа.

 Дети упражняются в счёте, отсчитывании, воспроизведении количества предметов и их изображений  на карточках, картинках, а также звуков, движений; учат сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы, различать и  сравнивать параметры протяженности; углублять понятие «единица»: знакомятся с количественным составом числа из единиц, с отношением части и целого на основе деления предметов на равные части, расчленения множеств на части  и объединения их в единое целое.C:\Users\1\Desktop\Русакова\89247363_large__sravnenie_chisel18.jpg

В математике важным является не качество предметов, а их количество.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка называть разные числа. Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями.

Логические задачи и головоломки

Цель: Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей; развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии); увеличение объёма внимания и памяти;

Логические задачи помогут детям освоить логическую операцию «сериации», лучше ориентироваться в пространстве. Загадки и предлагаемые  упражнения позволят овладеть такими логическими операциями мышления, как анализ и  синтез, способность рассуждать, делать выводы. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают  образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные  варианты решения.

Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Н. Поддьяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.C:\Users\1\Desktop\Русакова\1273484532_2010-05-10_134001.jpg

 Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования развивающих игр и игровых приемов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Диагностика, анализ полученных результатов показал следующие результаты (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Диагностика уровня математического развития детей на конец исследования

В результате использования развивающих игр на занятиях математики были зафиксированы изменения в развитии элементарных математических представлений у детей: в группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями.

Детский сад, как нам известно, является промежуточным этапом между младенчеством и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плечами приличный багаж знаний и жизненных навыков. Элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние малыши, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие этих: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Тогда выход один – ИГРА!

К счастью, цифры с удовольствием вписываются в игровое действие. Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. А уж если интерес появился, то появится и желание более тесно познакомиться с математикой. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нам понадобится большое количество наглядного материала, иначе нельзя, особенно это касается математического счета, где без наглядности не обойтись.

Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Без учебного процесса на занятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – ТВОРЧЕСТВО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр "Путешествие в сказку" (подготовительная группа)

Конспект занятия по математике для закрепления материала по теме "Количество и счёт". Занятие помогает закрепить: знания детей о порядковом счёте; умение увеличивать и уменьшать числа в пределах перво...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающего пособия «Логико малыш» в подготовительной к школе группе "На помощь Буратино"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "На помощь Буратино" . На этом занятии используется методическое пособие Логика-малыш....

Инновационный опыт по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством использования логических игр»

Новизна опыта заключается в разработке системы занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием, логических игр, блоков Дьенеша, систематизации и сериации игр и игровых з...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича (подготовительная группа) «На помощь Радужным гномам»

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическ...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича (подготовительная группа) «Спасатели Фиолетового леса»

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр Воскобовича в старшей группе «Путешествие Малыша Гео в город Выборг».

Занятие направлено на развитие сенсорных способностей и формирование элементарных математических представлений посредством игры-путешествия с использованием игр Воскобовича....

Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми второй младшей группы (с 3 до 4 лет) по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича Тема: «Подарки для Мишика».

Занятие направлено на формирование элементарных математических представлений. С помощью этого занятия дети закрепляют умение определять и называть: цвет, форму предметов, количество предметов....