Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр"
консультация

Борисова Елена Валерьевна

Консультация для педагогов "Формирование мктематтческих представлений через использование дидактических игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                Консультация для воспитателей:

 «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

                                                                                    Подготовила воспитатель:

                                                                                     Борисова Елена Валерьевна

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием образовательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

- игры с цифрами и числами

- игры путешествие во времени

- игры на ориентирование в пространстве

- игры с геометрическими фигурами

- игры на логическое мышление

                           Игры с цифрами и числами.

Упражняем детей в прямом и обратном счете, закрепляем порядок следования чисел, представление о соответствии между количеством, числом и цифрой, активизируем умственную деятельность. Дети очень любят играть в различные виды словесных игр с использованием мяча или воздушного шара. « Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…, платье длинное, а юбка… и т. д). «Числовые домики» (развитие знаний о составе числа). « Считай, не ошибись», « Исправь ошибку», «Веселый счет».

                          Игры путешествие во времени.

Уточняют и закрепляют временные понятия. Здесь дети тоже любят игры с мячом.  «Утро, день, вечер, ночь», «Лови, бросай, дни недели называй» Здесь мы поочередно перекидываем или перекатываем мяч, говоря названия дней недели, частей суток и т.д. Или один ребенок набивает мяч от пола, произнося названия, а затем передает другому для продолжения.

      Игры на развитие пространственных представлений детей.

«Кто первым отыщет игрушку?» По просьбе сказочного героя, ребятам надо найти игрушку в групповой комнате по словесной инструкции. (от стола пройти 3 шага вправо, 2 прямо и т.д.) Дети выполняю задание, находят игрушку.

« Веселые ладошки».

Задания:

- сколько ладошек (желтого, красного, синего, зеленого) цвета?

- сколько квадратов (желтого, зеленого, красного, синего) цвета?

- сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

- сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

                     Игры с геометрическими фигурами.

Мы применяем для развития сенсорного восприятия, расширения представлений о геометрических фигурах и формах.

-« Помоги найти Карлсону лишнюю фигуру в каждом прямоугольнике».

- « Какой фигуры не достает в каждом ряду».

                           Логическое мышление.

И для развития логического мышления мы проводим такие игры как:

- Игра  «Четвертый лишний» - развитие обобщения

Пирамида-матрешка-портфель-кукла

Чайник- кружка-колбаса-кастрюля

Мандарины-бананы-помидоры-лимоны.

- Игра «Назови слова» - упражнения на развитие гибкости ума.

( предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие)

Назови, слова, обозначающие деревья (береза, дуб, рябина, тополь)

Назови, слова, обозначающие овощи, фрукты.

Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей).

Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми 4-5 лет по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр на основе палочек Кюизенера.

Конспект НОД  с детьми 4-5 лет по развитию  элементарных математических представлений с использованием дидактических игр на основе палочек Кюизенера....

Инновационный проект "Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и игровых упражнений".

Изучать математику с ребёнком четырёх лет-это увлекательное занятие, заниматься, которым можно в любое время.Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр, задач, разв...

Повышение познавательной мотивации дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений через использование игр и игрового занимательного материала.

В статье представлен опыт воспитателя МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида Бородиной Людмилы Ивановны по развитию познавательных способностей детей с использованием математических игр и игров...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений через использование икт « В гости к Роби и Поби»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений через использование икт « В гости к Роби и Поби»...

Доклад из опыта работы Гаранжа Г.Б. по теме «Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр»

В докладе представлен опыт работы педагога по использованию дидактических игр в формировании математических предствалений у дошкольников....

Формирование элементарных математических представлений через использование развивающей игры в свободной деятельности

В презентации представлен опыт работы по формированию ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста через игру в свободной деятельности....