Методическая разработка мини музея " Матрешки - любимые игрушки".
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Таюхина Таскира Рафаелевна

Изучив литературу по мини музеям , разработала методический проект "Матрешки - любимые игрушки".  Ценность мини музея  не в наличии экспонатов, а в создании условий для самостоятельного изучения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Таюхина Таскира  Рафаелевна

Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому  развитию детей №31»Асбестовского городского  округа

Педагогический проект  по познавательно – исследовательской  деятельности.     Матрешки   -  игрушки детей  ».

 Мы уверены в том,

что народная игрушка является,

при тщательном ее изучении,

неисчерпаемым

источником  мудрой и творческой

педагогики".                                                                                                                                            О. Даль.

          В рамках  реализации  федеральных государственных стандартов необходимо создавать условия для активного и продуктивного   взаимодействия с родителями воспитанников. И передо мной  встала задача  в поиске новых интересных  решений,  создать такие условия,  в которых ребенок мог бы самостоятельно или с помощью  взрослого реализоваться.  Организовать   познавательно  -   исследовательскую деятельность  возможно с помощью  музейной педагогики. Изучив основы музейной педагогики,  я пришла к выводу, что такой альтернативой  может быть мини  музеи.

           В условиях  дошкольного  учреждения  невозможно  оформить  экспозиции, которые соответствуют настоящим музеям  и поэтому  они называются мини музеями.

          Ценность мини   музея   я вижу  не в наличии экспонатов, а в создании   условий для самостоятельного исследования, познавательной деятельности. При подборе  экспонатов  учитывала, что дети  их могут   рассматривать, слушать, пробовать играть, совершать  собственные открытия, дополнять  музей  собственными  работами.  Экспонаты  выставки всегда  размещаем  на уровне глаз ребенка.

          Изучив  литературу по организации   мини музеев в ДОУ  я провела консультацию  с родителями,  предложив им разную тематику музеев,  с учетом возраста и наших возможностей.  В результате  активного обсуждения, мы пришли к выводу о создании музея матрешек.

Почти сто лет русская матрешка  является модным сувениром. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая   игрушка, которая имеет немало пользы для малышей.  В три года  познавательная деятельность тесно связана с игрой. Малыши испытывают безграничную жажду знаний с раннего  возраста.  Маленькие непоседы всегда активны в поисках чего – то нового, неизведанного и интересного только им одним.

    Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику. После того, как игрушка появилась в вашем доме, надо научить кроху играть с ней.

          Проблема:  Народная игрушка в наши дни стремительно  превращается   в сувенирную игрушку, непредназначенную для ребенка  и не требующую  педагогического  сопровождения. Но именно   игрушка  всегда  несла   огромный потенциал   социального наследия.  Современные родители   недооценивают  развивающую  роль  народной игрушки.

          Для решения вышеуказанной проблемы я разработала и реализовала проект «Матрешка – любимая игрушка».

          Для начала я разработала правила для детей и родителей по  организации музея.

1.В  экспонаты  находятся   на   уровне   глаз  ребенка;

2.Экспонаты   можно  трогать руками и играть  с ними;

3. Бережно рассматривать  и возвращать  их на место;

4. Экспонаты  нельзя ломать и забирать домой.

5. Принимаются  в дар  совместные работы с родителями:   творческие  работы,   нестандартные  поделки.  

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники проекта: дети от 3 - 4 лет, родители и другие члены семьи,  педагог.

Длительность проекта:  долгосрочный.

Цель и задачи: 1. Создание условий  для творческой  активности детей и  родителей.

2. Последовательное знакомство с матрешкой, с ее историей и развитием.                      3. Активизация  творческих способностей  детей, создание    положительного эмоционального  климата в группе.

Задачи относительно детей:

1.Систематизировать знания детей о русской народной игрушке -  матрешке.

 Знакомить детей с матрешкой, с ее  историей,  расширить кругозор  представлений  о разнообразии этой игрушки.

2. Развивать память, мелкую моторику, творческое  мышление.

3. Воспитывать  интерес  к окружающим предметам.

Задачи  относительно  родителей:

1. Организовать  совместную  продуктивную  деятельность детей.

2.Развивать умения  родителей совместно с детьми, искать  познавательную  литературу с   помощью  разных   источников.

Задачи относительно педагога:

 1.Создать условия для формирования  у детей  познавательных  интересов.                              2.Вовлекать семьи воспитанников  в образовательный процесс, развивать социально  -  профессиональную компетентность и личностный  потенциал.

Предполагаемый  результат:

1.Сплочение детей,  родителей и педагога  в процесс активного сотрудничества в ходе реализации   проекта.

2.Совместная заинтересованность темой, проявление познавательной активности,  положительная  динамика в развитии речи детей  младшего дошкольного   возраста.

          Разработав  концептуальную основу проекта  по  познавательно – исследовательской  деятельности   я определила  следующие этапы  реализации:

 1.Подобрала литературу для детей, активизировала родителей  по поиску  соответствующей  информации в Интернете и журналах.

2. Разработала   картотеку  по видам народной игрушки.

          Основной этап: продуктивный.

          Провела   серию занятий, бесед о матрешке, об ее истории;  вместе с детьми заучивала  стихи, потешки о матрешках,  на занятиях по изодеятельности  рисовали узоры на платье матрешки,  с родителями провела тематические беседы. В приемной группы  на стене организовала выставку детских работ, оформила  фотовыставку  об участии родителей  в нашем  проекте,   родители сшили в уголок  ряженья  атрибуты матрешки: сарафан и платок.

           Заключительный этап  

          Провела  открытое  мероприятие  с использованием презентационного материала,   совместно с родителями обсудили результативность мероприятий процессе реализации проекта.

         Таким образом,  в процессе  реализации проекта  мною были получены  следующие результаты:

 - создан замечательный мини – музей « Матрешки  любимые игрушки»,  по  результатам  смотра – конкурса  на уровне нашего детского сада  наш музей занял    первое место.

- В течение всего периода  реализации  проекта организовала выставку матрешек, выполненных  родителями с использованием  разных технологий (деревянные, гипсовые и бумажные).

- Провела совместно с детьми и  родителями  мастер – класс « Роспись матрешек на деревянной  болванке»

- Подобран  достаточно  интересный   дидактический  материал  (книги, раскраски,    энциклопедия)

- Разработаны альбомы по видам и истории  развития матрешки,  как народной

       игрушки.

- Обогатила предметно -  развивающую среду группы предметами русского народного  творчества.      

Вывод: Реализация  проекта «Матрешки -  любимые  игрушки детей»  позволило мне объединить в совместную  творческую, а главное,  продуктивную деятельность детей, родителей   и воспитателя.

Литература.

Алехин А.  «Матрешки»  Москва, 1989г.

Берестов В. «Матрешкины потешки»  Москва, 1992г.

Журнал «Дошкольное воспитание № 4 1994г,  № 9.10 2008г.

Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru



Предварительный просмотр:

        Таюхина Таскира  Рафаелевна

Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому  развитию детей №31»Асбестовского городского  округа

Педагогический проект  по познавательно – исследовательской  деятельности.     Матрешки   -  игрушки детей  ».

 Мы уверены в том,

что народная игрушка является,

при тщательном ее изучении,

неисчерпаемым

источником  мудрой и творческой

педагогики".                                                                                                                                            О. Даль.

          В рамках  реализации  федеральных государственных стандартов необходимо создавать условия для активного и продуктивного   взаимодействия с родителями воспитанников. И передо мной  встала задача  в поиске новых интересных  решений,  создать такие условия,  в которых ребенок мог бы самостоятельно или с помощью  взрослого реализоваться.  Организовать   познавательно  -   исследовательскую деятельность  возможно с помощью  музейной педагогики. Изучив основы музейной педагогики,  я пришла к выводу, что такой альтернативой  может быть мини  музеи.

           В условиях  дошкольного  учреждения  невозможно  оформить  экспозиции, которые соответствуют настоящим музеям  и поэтому  они называются мини музеями.

          Ценность мини   музея   я вижу  не в наличии экспонатов, а в создании   условий для самостоятельного исследования, познавательной деятельности. При подборе  экспонатов  учитывала, что дети  их могут   рассматривать, слушать, пробовать играть, совершать  собственные открытия, дополнять  музей  собственными  работами.  Экспонаты  выставки всегда  размещаем  на уровне глаз ребенка.

          Изучив  литературу по организации   мини музеев в ДОУ  я провела консультацию  с родителями,  предложив им разную тематику музеев,  с учетом возраста и наших возможностей.  В результате  активного обсуждения, мы пришли к выводу о создании музея матрешек.

Почти сто лет русская матрешка  является модным сувениром. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая   игрушка, которая имеет немало пользы для малышей.  В три года  познавательная деятельность тесно связана с игрой. Малыши испытывают безграничную жажду знаний с раннего  возраста.  Маленькие непоседы всегда активны в поисках чего – то нового, неизведанного и интересного только им одним.

    Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику. После того, как игрушка появилась в вашем доме, надо научить кроху играть с ней.

          Проблема:  Народная игрушка в наши дни стремительно  превращается   в сувенирную игрушку, непредназначенную для ребенка  и не требующую  педагогического  сопровождения. Но именно   игрушка  всегда  несла   огромный потенциал   социального наследия.  Современные родители   недооценивают  развивающую  роль  народной игрушки.

          Для решения вышеуказанной проблемы я разработала и реализовала проект «Матрешка – любимая игрушка».

          Для начала я разработала правила для детей и родителей по  организации музея.

1.В  экспонаты  находятся   на   уровне   глаз  ребенка;

2.Экспонаты   можно  трогать руками и играть  с ними;

3. Бережно рассматривать  и возвращать  их на место;

4. Экспонаты  нельзя ломать и забирать домой.

5. Принимаются  в дар  совместные работы с родителями:   творческие  работы,   нестандартные  поделки.  

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники проекта: дети от 3 - 4 лет, родители и другие члены семьи,  педагог.

Длительность проекта:  долгосрочный.

Цель и задачи: 1. Создание условий  для творческой  активности детей и  родителей.

2. Последовательное знакомство с матрешкой, с ее историей и развитием.                      3. Активизация  творческих способностей  детей, создание    положительного эмоционального  климата в группе.

Задачи относительно детей:

1.Систематизировать знания детей о русской народной игрушке -  матрешке.

 Знакомить детей с матрешкой, с ее  историей,  расширить кругозор  представлений  о разнообразии этой игрушки.

2. Развивать память, мелкую моторику, творческое  мышление.

3. Воспитывать  интерес  к окружающим предметам.

Задачи  относительно  родителей:

1. Организовать  совместную  продуктивную  деятельность детей.

2.Развивать умения  родителей совместно с детьми, искать  познавательную  литературу с   помощью  разных   источников.

Задачи относительно педагога:

 1.Создать условия для формирования  у детей  познавательных  интересов.                              2.Вовлекать семьи воспитанников  в образовательный процесс, развивать социально  -  профессиональную компетентность и личностный  потенциал.

Предполагаемый  результат:

1.Сплочение детей,  родителей и педагога  в процесс активного сотрудничества в ходе реализации   проекта.

2.Совместная заинтересованность темой, проявление познавательной активности,  положительная  динамика в развитии речи детей  младшего дошкольного   возраста.

          Разработав  концептуальную основу проекта  по  познавательно – исследовательской  деятельности   я определила  следующие этапы  реализации:

 1.Подобрала литературу для детей, активизировала родителей  по поиску  соответствующей  информации в Интернете и журналах.

2. Разработала   картотеку  по видам народной игрушки.

          Основной этап: продуктивный.

          Провела   серию занятий, бесед о матрешке, об ее истории;  вместе с детьми заучивала  стихи, потешки о матрешках,  на занятиях по изодеятельности  рисовали узоры на платье матрешки,  с родителями провела тематические беседы. В приемной группы  на стене организовала выставку детских работ, оформила  фотовыставку  об участии родителей  в нашем  проекте,   родители сшили в уголок  ряженья  атрибуты матрешки: сарафан и платок.

           Заключительный этап  

          Провела  открытое  мероприятие  с использованием презентационного материала,   совместно с родителями обсудили результативность мероприятий процессе реализации проекта.

         Таким образом,  в процессе  реализации проекта  мною были получены  следующие результаты:

 - создан замечательный мини – музей « Матрешки  любимые игрушки»,  по  результатам  смотра – конкурса  на уровне нашего детского сада  наш музей занял    первое место.

- В течение всего периода  реализации  проекта организовала выставку матрешек, выполненных  родителями с использованием  разных технологий (деревянные, гипсовые и бумажные).

- Провела совместно с детьми и  родителями  мастер – класс « Роспись матрешек на деревянной  болванке»

- Подобран  достаточно  интересный   дидактический  материал  (книги, раскраски,    энциклопедия)

- Разработаны альбомы по видам и истории  развития матрешки,  как народной

       игрушки.

- Обогатила предметно -  развивающую среду группы предметами русского народного  творчества.      

Вывод: Реализация  проекта «Матрешки -  любимые  игрушки детей»  позволило мне объединить в совместную  творческую, а главное,  продуктивную деятельность детей, родителей   и воспитателя.

Литература.

Алехин А.  «Матрешки»  Москва, 1989г.

Берестов В. «Матрешкины потешки»  Москва, 1992г.

Журнал «Дошкольное воспитание № 4 1994г,  № 9.10 2008г.

Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы мини – музея «Русская народная игрушка»

В плане указаны темы по которым ведётся работа в музее. Описана работа с детьми и родителями....

Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...

Перспективный план к мини музею " Матрешка - любимая игрушка детей"

Разработала перспективный план к мини-музею " Матрешка - любимая игрушка детей" по месецам - это и открытые мероприятия для детей совместно с родителями...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЯ«МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЯ«МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»...

Паспорт мини-музея «Матрешка – символ русской народной культуры»

Паспорт мини-музея«Матрешка – символ русской народной культуры»- Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к егосодержимому.Разделы и экспонаты: Мини-музеи в гру...

Проект мини-музея "Моя любимая сказка"

Проект информационный,  творческий,  групповой, представляет организацию работы по воспитанию культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разо...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...