Конспект НОД для подготовительной группы "Как зимуют насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Калайтан Анна Владимировна
Конспект НОД для подготовительной группы "Как зимуют насекомые"
Цель: продолжать учить детей коллективному сочинению сказки на тему: «Как Муравей Иванович к зиме готовился».
Задачи:
Систематизировать и дополнить знания о насекомых, сообщить интересные факты о них;
Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире;
Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности;
Продолжать учить отгадывать загадки, используя такой прием как разгадывание кроссворда;
Продолжать учить изображать художественную композицию на заданную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Калайтан А. В.,  БДОУ г. Омска «Детский сад № 148», 2014 год

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Тема: Как насекомые зимуют.

Цель: продолжать учить детей коллективному сочинению сказки на тему: «Как Муравей Иванович к зиме готовился».

Задачи:

Систематизировать и дополнить знания о насекомых, сообщить интересные факты о них;

Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире;

Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности;

Продолжать учить отгадывать загадки, используя такой прием как разгадывание кроссворда;

Продолжать учить изображать художественную композицию на заданную тему.

Материалы, оборудование:

Проектор, презентация по теме, карандаши, листы бумаги.

Ход НОД

Перед детьми стоит доска, на которой – презентация по теме (слайд1)

Представление темы:

- Сегодня мы с вами поговорим об интересном явлении. А о каком, вам предстоит узнать. Для этого отгадайте кроссворд (слайд2)

- Мы отгадываем слово за словом, загадки и картинки вам будут помогать. И то слово, которое получится в середине – и будет названием нашей темы, мы узнаем, о чем пойдет речь. Готовы?

(слайд3,4)

Он -  музыкант и знает в этом толк,

Хоть и похож на огуречика,

Ну кто из нас не знает зелёного …     (кузнечика).

(слайд5)

(слайд6)

Не птичка , а с крыльями.                     (бабочка)

(слайд7)

(слайд8,9)

На солнечной полянке, на речке у пруда

Кружится егоза. Её названье - …        (стрекоза).

(слайд10)

(слайд11)

Весною на опушке в ковре цветущих трав,

Как звонкая капель жужжит мохнатый …     (шмель).

(слайд12)

(слайд13,14)

Летит – жужжит. Сядет – молчит.                    (жук)

(слайд15)

(слайд16)

Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят - у меня есть жало.

И на брюшке полоса,

Потому, что я …                (оса).

(слайд17)

(слайд18)

Ей в шкафу вольготно жить:
Раз - личинки отложить,
Два - наесться вкусной шерсти,
Три – по комнате кружить.

В результате же – четыре –
Кто летает по квартире,
Дразнит целую семью,
Даже бабушку мою?           (моль)

(слайд19)

(слайд20)

Голос тонок, нос долог.

Кто их убьёт – свою кровь прольёт.                (комары)

(слайд21)

(слайд22,23)

Живёт в лесу малыш изящный,

Пусть ростом мал, да работящий.

Весь день без устали снуёт –

То прут, то брёвнышко несёт.       (муравей)

(слайд24,25)

Кроссворд заполнен. Видно, что ключевое слово – насекомые.

Сообщается об этом детям. Делаем вывод, что мы будем разговаривать о насекомых.

- Но ведь о насекомых можно говорить много и долго. О чем же конкретно мы будем беседовать, вы это узнаете из стихотворения.
(слайд26-31)

Скинуло кафтан зеленый лето, 
Отсвистели жаворонки всласть. 
Осень, в шубу желтую одета, 
По лесам с метелкою прошлась, 

Чтоб вошла рачительной хозяйкой 
В снежные лесные терема 
Щеголиха в белой разлетайке - 
Русская румяная зима! 
(Дмитрий Кедрин , 1 октября 1942 г.)

 - О чем это стихотворение?

- О смене времен года.

- Правильно. Сегодня мы поговорим о том, как насекомым живется. А именно как нелегко им приходится во время «русской румяной зимы».

Физкультминутка

Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

- Отдохнули? А теперь присядьте  и послушайте красивую историю.

(по ходу рассказа меняются слайды 32-39

Не обязательно рассказывать всю историю, можно сделать выборку по смыслу)

Низко-низко нависло серое осеннее небо. Холодный ветер гуляет среди голых деревьев. Одинокая ворона на вершине старого тополя зябко втянула голову в плечи — наверное, завидует улетевшим на юг журавлям. Нелегкая жизнь ждет зимой птиц и лесных зверей. А каково в это время насекомым — крошечным существам с холодной кровью? Как переживают они зиму, спасаются от стужи?

Оказывается, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживают до зимы. Срок их жизни — один-два теплых месяца, иногда день-другой.

Вот тихо сидит на травинке пестрый летний мотылек. Почти месяц он кружился над цветами, пил медовый нектар. Дождевые капли обтрепали яркие крылышки. Бабочка сидит неподвижно. Медленно, постепенно угасают в ней жизнь, слабеет дыхание. Сначала бабочка вздрагивает от каждого постороннего движения, потом до нее можно дотронуться — она не пошевельнется. Так умирают насекомые — тихо, спокойно, словно погружаясь в глубокий сон. Пройдет день-другой, и высохшее тельце бабочки, словно осенний лист, упадет на землю. Вот и все.

Нет, далеко не все. Где-то в основании сухой веточки аккуратной кучкой отложены зеленые яички бабочки, каждое с булавочную головку. Им нипочем зимняя стужа. Под тончайшей крепкой скорлупой хранят они жизнь будущего поколения.

Но иногда среди январской стужи в комнате вдруг запляшет на окне раскрасавецпавлиний глаз. Оказывается, бабочка спряталась осенью где-то между рамами, а теперь разбудило ее тепло отопительных батарей. Если поставить в комнате блюдечко с подслащенной водой, бабочка может прожить до весны. За окном вьюга, мороз, а по комнате порхает вишнево-красная бабочка — прощальный подарок минувшего лета. Многие из бабочек — крапивница, траурница и павлиний глаз — заберутся осенью глубоко в кучи сухих листьев или хвороста и там в глубоком сне переживают зиму.

В природе насекомых, перезимовавших взрослыми, легко узнаешь — они появляются весной самыми первыми. Еще не весь снег растаял, а уже летают желто-серые крупные мухи, похожие на обычных комнатных мух. Летом их и не увидишь, а глубокой осенью эти насекомые назойливо лезут в комнату, ищут места потеплее, где можно спастись от холода.

Почва, слой сухой хвои в лесу — обычные места зимовки насекомых. Где-нибудь в сухой трухе старого пня можно найти толстого мохнатого шмеля или черно-желтую осу. У шмелей и ос зимуют только самки. Гибнут самцы, гибнут и рабочие осы, пустеет изящное, но совершенно негодное для жизни в морозную зиму гнездо, а молодые самки ищут зимние убежища в трухлявых пнях. Не слишком удобные хоромы, зато тепло и безопасно.

Божьи коровки летом живут поодиночке, не обращая друг на друга внимания, но осенью многотысячными стаями слетаются в места зимовок. Никто толком не знает, почему эти жучки скапливаются среди сухой листвы в каком-то одном месте в несчетном количестве. Кругом точно такие места, кучи старой листвы, но коровки их избегают и летят, летят без конца, собираясь со всей округи к заветному месту, словно по какому-то единому для всех приказу.

Все ли зимующие насекомые погружены в глубокую зимнюю спячку? Оказывается, часть насекомых не впадает в зимний сон и почти всю зиму ползает, роется, копошится, будто и нет зимы. Тайная, скрытая от человеческого глаза жизнь теплится под снежным одеялом.

Но почему же холод не убивает насекомых? Неужели же жидкости в теле насекомых замерзают, превращаются в лед?

И на этот вопрос ответят только факты. Ударьте в десятиградусный мороз топором по лежащему на улице полену. Не в первом, так во втором полене вы найдете спящую личинку жука-дровосека. Она будет неподвижной, но мягкой. Значит, и жидкость в ней не замерзла. Не замерзает она потому, что насекомое прекрасно подготовлено к зимовке. Как только лето пойдет на убыль, в тельце насекомого образуются толстые слои жира, а воды становится все меньше и меньше. Если бы в организме оставалась свободная вода, она бы замерзла при нуле градусов и кристаллики льда разорвали бы нежнейшие ткани насекомого. Осенью на месте воды внутри тела насекомого вырабатывается глицерин — жидкость, не замерзающая даже в самые лютые холода.

Откуда насекомые узнают о предстоящей зиме? Здесь не может быть единого ответа. Для одних сигналом служит приход холодных августовских ночей; другие чувствуют, как становятся короче дни; у третьих как бы установлены внутри невидимые часы, которые ведут счет жизни насекомого. Общее для всех только в одном: насекомые не знают, не думают о будущей зиме. Их организм сам, как бы автоматически, начинает выполнять все то, что нужно для зимовки.

Перестройка организма при подготовке к зиме и сама зимовка за долгие миллионы лет стали для многих насекомых необходимостью. Найдя осенью куколку бабочки, вы вносите ее в теплую комнату и ждете, когда насекомое вылупится. Но чаще всего ваши ожидания будут тщетными. Куколка должна пробыть на холоде месяц-другой. Закалка морозом необходима для ее успешного развития. Поэтому лучше оставить ее до января в холодильнике или просто на улице, а потом внести в тепло. И в один прекрасный день в картонной коробке, где тихо покоилась куколка, развернет свои многоцветные крылья красавица бабочка.

После рассказа о насекомых (при необходимости параллельно вести беседу с детьми по теме), провести физминутку.

Физкультминутка «Муравей»

Муравей нашёл былинку,
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинке
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей,
Он ползёт уже с трудом
Но зато такой хороший
Муравьи возводят дом!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами).

Коллективное сочинение сказки на тему: «Как Муравей Иванович к зиме готовился» (слайд39)

Предложить детям сочинить сказку. Напомнить о правилах сочинения на заданную тему (не отвлекаться от темы; у сказки должно быть начало, середина и конец).

Воспитатель начинает, дети по очереди  продолжают сочинять и рассказывать.

«Осень была в самом разгаре. Ветер дул все сильнее, солнышко уже совсем не грело, листьев на деревьях становилось все меньше и меньше, а день – все короче и короче.

И вот наступил такой день, когда Муравей Иванович понял – пора!...»

После рассказа сказки, ее можно записать и в последующем оформить альбом с иллюстрациями.

Рисование иллюстраций к сказке. Под спокойную музыку, дети рисуют иллюстрации к сочиненной сказке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК ЗИМУЮТ НАСЕКОМЫЕ

Слайд 2

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

Слайд 3

Он - музыкант и знает в этом толк, Хоть и похож на огуречика , Ну кто из нас не знает зелёного …

Слайд 5

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. К У З Н Е Ч И К А

Слайд 6

Не птичка, а с крыльями.

Слайд 7

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А

Слайд 8

На солнечной полянке, на речке у пруда Кружится егоза. Её названье - …

Слайд 9

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А

Слайд 10

Весною на опушке в ковре цветущих трав, Как звонкая капель жужжит мохнатый …

Слайд 11

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь

Слайд 12

Летит – жужжит. Сядет – молчит.

Слайд 13

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К

Слайд 14

Те , с кем рядом я жужжала, Помнят - у меня есть жало. И на брюшке полоса, Потому, что я …

Слайд 15

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К О С А

Слайд 16

Ей в шкафу вольготно жить: Раз - личинки отложить, Два - наесться вкусной шерсти, Три – по комнате кружить. В результате же – четыре – Кто летает по квартире, Дразнит целую семью, Даже бабушку мою?

Слайд 17

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К О С А М О Л Ь

Слайд 18

Голос тонок, нос долог. Кто их убьёт – свою кровь прольёт.

Слайд 19

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К О С А М О Л Ь К О М А Р Ы

Слайд 20

Живёт в лесу малыш изящный, Пусть ростом мал, да работящий. Весь день без устали снуёт – То прут, то брёвнышко несёт.

Слайд 21

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К О С А М О Л Ь К О М А Р Ы М У Р А В Е Й

Слайд 22

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К О С А М О Л Ь К О М А Р Ы М У Р А В Е Й

Слайд 25

ПАВЛИНИЙ ГЛАЗ КРАПИВНИЦА ТРАУРНИЦА

Слайд 26

ОСА ШМЕЛЬ

Слайд 27

БОЖЬЯ КОРОВКА

Слайд 28

ЖУК ДРОВОСЕК ЛИЧИНКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

В конспекте представлен практический материал для проведения занятия в подготовительной группе по теме "Зимующие птицы": подобрано художественное слово(стихи, загадки), физкультминутка, игра на закреп...

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конмпект занятия для подготовительной к школе груупы...

Конспект занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы»

познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «п...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы».

Конспект занятия в подготовительной группе«Зимующие птицы».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать лю...

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы". Цель данного урока заключается в том, чтобы познакомить детей с зимующими птицами....

Конспект НОД в подготовительной группе «Зима»

Образовательные задачи:Уточнить знания детей о зимних природных явлениях.Учить детей согласовывать имена сущ., с именами прил., Учить детей строить правильно предложения, отвечать на вопросы разв...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...