Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Примеры упражнений для развития речи детей младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Обучать детей монологической речи целесообразно со второй младшей группы. Такое раннее обучение позитивно скажется на уровне речевого развития, когда дети станут старше.

Сначала выполняются упражнения (грамматические и лексические), а затем сразу следует задание на составление совместного описательного или сюжетного рассказа. Общеизвестно, что детям младшего дошкольного возраста постоянно дается образец, который может стать шаблоном в плохом смысле этого слова. Полезнее строить обучение, чтобы оно предусматривало вариативность, совместное составление предложений, введение синонимической замены слов и словосочетаний. Тогда можно ожидать, что в конце года произойдут существенные изменения в речи детей.

В младшей группе надо чаще использовать не образец рассказа взрослого, а совместное рассказывание, когда ребенок дает свой вариант окончания предложения (рассказа). Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Это... (заяц). У него есть... (братья, сестры). Как-то раз... (пошли они на прогулку) и стали играть... (в прятки). У старшего зайчика были самые длинные уши, поэтому... (его сразу нашли). Зайцам было... (очень весело)».

Можно сравнивать два предмета, когда воспитатель говорит об одном предмете, ребенок о другом. Для сравнений можно взять кукол в разной одежде, медведей разной окраски, разных животных — лису и зайца, волка и медведя, а затем составить совместный рассказ, совмещая описание персонажей и их приключения, т.е. включая повествовательные элементы (сюжет).

Прежде всего, необходимо учить детей элементарным способам связи двух или нескольких предложений в контексте сюжетного рассказа. В занятия по развитию речи надо включать задания на формирование цепной местоименной связи, когда взрослый начинает рассказывать, задавая цепную местоименную связь, а дети продолжают рассказ: «Кошка лежит на полу. Она... спит» и на лексический повтор: «Кошка спит. У кошки...».

С первых занятий необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). В описании должно быть начало (называние объекта), середина (микротемы: перечисление признаков, качеств и действий предмета), конец (общая оценка описываемого объекта). В повествовании также должны присутствовать три структурные части: начало (введение в действие), середина (развитие сюжета), конец (завершение события).

В играх «Разложи картинки», «Кто что умеет делать?» дети учатся правильно называть начало и конец действия, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (белочка скачет, прыгает, грызет орешки, сушит грибы; кошка мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком; зайчик прыгает, прячется, боится, грызет морковку).

Умению видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающие действия персонажей в их последовательности: мальчик строит что-то из кубиков — потом собирает игрушки; ребятки идут в лес — собирают грибы — уходят домой с полными корзинками. Упражнения на называние последующих действий помогают детям усвоить логическую последовательность рассказа: «Скажи, что сейчас делает девочка (мальчик, кукла, другой персонаж) и что будет делать потом?»

В игре «Добавь слово» взрослый называет начало действия, а дети — его продолжение: «Зайчик испугался и... (побежал, спрятался)», «Девочка обиделась и... (ушла, заплакала)». В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...