Путешествие по культурным местам родного города
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

 

Программное содержание:1. Познакомить детей с культурными местами, достопримечательностями, жизнью и творчеством писателей, поэтов и людей искусства родного города. Расширять  знание о труде библиотекаря, музыкального руководителя, руководителя кружка.

                                                 2.Совершенствовать диагностическую  и монологическую речь, развивать связную речь.

                                                 3. Воспитывать уважение к людям искусства ,любовь к родному городу, чувство коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_kulturnym_mestam_rodnogo_goroda.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема: «Путешествие по культурным местам родного города».

Программное содержание:1. Познакомить детей с культурными местами, достопримечательностями, жизнью и творчеством писателей, поэтов и людей искусства родного города. Расширять  знание о труде библиотекаря, музыкального руководителя, руководителя кружка.

                                                 2.Совершенствовать диагностическую  и монологическую речь, развивать связную речь.

                                                 3. Воспитывать уважение к людям искусства ,любовь к родному городу, чувство коллективизма.

Словарная работа: благоустроенный; достопримечательность; фон.

Предварительная работа: Экскурсия в библиотеку, в музей и в дом детского творчества, рассматривание альбомов и журналов про город Нижнекамск, чтение стихотворений, беседа про город Нижнекамск, ознакомление с альбомом «Татарские орнаменты».

Методические приемы: чтение стихотворений;

  • рассматривание альбомов и иллюстраций;
  • беседа – рассказ с использованием иллюстрационного материала;
  • вопросы воспитателя;
  • ответы детей;
  • оказание помощи в ответе детей;
  • поощрения;
  • разъяснения;
  • инсценировка сказки;
  • логоритмика – движения с сопровождением пения;
  • рисование татарских узоров;
  • поговорки и пословицы;
  • музыкальное сопровождение.

Материал: иллюстрации, наборы открыток, фотографии о Нижнекамске, о заводах; грамзапись; предметы для разукрашивания из «попье маше»; одежда и полумаски по сказке «Курочка Ряба»; выставка книг писателей и поэтов родного города; карта путешествий по городу; акварельные краски, банка с водой, салфетки, кисточки, подставки.

    Ход занятия.

   Дети заходят в зал под музыку и в стают полукругом.

- Дети – мы с вами ходили на экскурсию по улицам нашего города, рассматривали альбомы. А сегодня мы будем беседовать о нашем городе. Садитесь все на свои стульчики.

Регина: «Город мой – родной Нижнекамск».

                       

 В румяном солнечном восходе,

 В сиянье радостных лучей,

 Мечты и думы мне наводит –

Мой город звонкий – как ручей.

                               Ах, Нижнекамск, родная сторона,

                              Встречаюсь я с тобой и прощаюсь.

                             Но ждет меня реки твоей волна,

Когда из дальних мест я возвращаюсь.

Чулман брызги бьются в берега

На них врастает мой город зеленый,

В нем сила моя, мои снега,

Весна моя и в мир моя влюбленность.

- Ребята, что вы понимаете под словом «Родина»?

- Родина - это моя тропинка!

- Родина – это моя семья!

- Родина – это наш детский сад!

- Родина – это наша школа! И т.д.

- Правильно, молодцы ребята! Родина – это то, что нас окружает: это тропинка по которой мы идем в детский сад, это земля, леса и поля, это все, что нас окружает, называется Родиной.

- Как называется страна, в которой мы  живем?

- Ответы детей. Наша страна – Россия!

- а как называется наш город?

- наш город – Нижнекамск!

- А Нижнекамск, в какой республике находится?

- Наш город находится в республике Татарстан.

- как вы думаете, почему наш город называется Нижнекамском?

- Потому что наш город расположен на берегу реки Кама.

- Дети, чем знаменит наш город?

- В нашем городе есть большие заводы – химия и шинный завод.

- Правильно вы сказали ребята, в окружении деревьев, раскинулись корпуса промышленного комплекса: (показ фотографии). Нижнекамск – нефтехим выпускает товары народного потребления: моющие средства «Кама», «Афол», «Санол»; широкий ассортимент резиновой обуви завода «Эластик», линолеум, каучук, а Нижнекамскшина - выпускает автокамеры, шины, покрышки для автомашин.

- Дети, каким был город раньше?

- Город был маленьким, с деревянными домами.(ответы детей)

- Правильно, наш город был маленьким (показ фотографий), с деревянными домами. Люди жили в вагончиках и бараках.

- Каким город стал теперь?

- Нижнекамск – город молодой?

- Наш город – чистый, красивый.

- Наш город красивый, благоустроенный.

- Нижнекамск – город молодой. Он расположился просторно, широкие улицы, тенистые аллеи, уютные скверы, много деревьев и кустарников, а летом – еще и цветов. Наш город стал культурной столицей Поволжья.

- Давайте, ребята, вспомним пословицы о  родине.

1. Чужая сторона, серебра полна, а все же дороже родная сторона.

2. Если город живет, то герой не пропадет.

3. Без Родины милой, будешь птицей бескрылой.

- Дети, перед вами план – схема культурных мест нашего города.

Мы будем путешествовать по городу.

- Что вы видите здесь?

- Это библиотека.

- Ребята, а вы помните, как с вами ходили на экскурсию в библиотеку?

- Кто работает в библиотеке?

- В библиотеке работает библиотекарь.

- Что мы видели в библиотеке, давайте вспомним?

-  В библиотеке много книг.

- Книги расположены по стеллажам.

- Работает выставка детских  книг.

- В библиотеке имеется детская поляна, там детей встречает мишка со своими книгами.

- Ребята, а какую работу выполняет библиотекарь?

 - Библиотекарь выдает книги. Сначала заполняет карточку, только тогда можно взять книги домой. В читальном зале так тихо, потому что там взрослые читают книги, газеты, журналы.

- Дети, а вы любите книги? Чем они вам нравятся? Чему нас учат книги?

- Книги бывают разные, с красивым оформлением. Можно книжку читать по рисункам. По книге мы узнаем о животных,  о растениях. Книги нас учат красиво жить, аккуратно себя вести, уважать и слушать взрослых.

- Главное ребята, книги нас учат любить Родину и своих близких, и мы получаем много знаний. И сегодня хочу вас познакомить со стихотворением поэта нашего города Александра Воеводина, которое называется: « В родном Татарстане».

Прекрасно на Каме, в родном Татарстане

Плывешь по реке, видишь, как на экране

Межуются рощи, леса и дубравы

Посевы хлебов на равнине и травы.

Средь этих красот горда есть, конечно

    Но нравится нам Нижнекамск бесконечно

                          Его здесь, на Каме, построили сами

                         Девчата и парни своими руками.

Уютно живется теперь в Нижнекамске –

Проспекты, бульвары здесь будто бы в сказке,

Растет и мужает красавец на Каме,

Обласканный солнцем, овеян ветрами.

- Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно?

- Ответы детей.

- А сейчас подойдите  поближе – здесь организована выставка поэтов и писателей нашего города и района.- Это сборник стихотворений поэта В.Валиева. – Вот это красочная книга для детей написал К. Гильмуллин. – Это сборник стихов В.Левушкина, его стихи посвящены в основном нашему городу и труженикам города. – Все эти книги, которые собраны на этой выставке, написаны писателями и поэтами нашего города.    

 - Продолжим путешествие по городу. Следующий пункт – это театр.

- Дети, какие виды театров вы знаете?

- Кукольный театр.

- Пальчиковый театр.

- Теневой и настольный театр.

- В нашей группе мы тоже организовали свою театральную студию, которая называется «Березка». Сегодня мы покажем для гостей сказку : «Курочка ряба».

- Молодцы, спасибо ребята. Давайте, продолжим наше путешествие и следующий пункт – это дом детского творчества.

- Как вы думаете, что же дети там делают? Чем дети занимаются в доме творчества?

- Дети ходят на разные кружки, некоторые посещают танцевальный кружок, одни на хор, другие на рисование.

- Да, молодцы ребята, как вы и догадались, название само за себя и говорит – в доме творчества дети развивают свои творческие способности.

- А сейчас давайте мы тоже отдохнем.

 Логоритмика: «Мы в городе родились!», «Березка».

- Продолжим путешествовать. Обратите внимание на следующий пункт. Это музей. Подходим к выставке. Встали удобно, друг другу не мешаем. Здесь выставлены работы  мастеров татарского народа. Что вы здесь видите? (ответы детей).

- Это фартук, тюбетейка, читек, калфак башмачки, поднос, чашка, пиалка, молочница.

- Ребята, все эти предметы украшены татарскими узорами.

- А какие элементы татарского узора здесь показаны?

- Эти предметы украшены веточками, листьями, тюльпанами, дугами и волнистыми линиями.

- Ребята , давайте мы тоже внесем свой вклад для наполнения музея. Садитесь на свои места. Сели красиво, спинку выпрямили. Сегодня мы закончили свои начатые работы, которые начали делать в прошлых занятиях. У каждого лежат на столе такие же предметы.

- Регина, что у тебя на столе лежит?

- Это фартук.

- Алия, скажи, а какой предмет у тебя?

- Это читек.

- А у меня калфак. (каждый дает ответ).

- На каком фоне ты будешь рисовать, Женя?

- У меня платок, а фон – зеленый.

- Илья, а у тебя какой фон?

- У меня чашка синего цвета.

- Айрат, ты какими красками больше всего будешь пользоваться?  

- Я буду украшать молочницу с тюльпаном, буду рисовать красной и зеленой краской.

- Миша, а ты с какой краской будешь рисовать? Какие цвета лучше подбирать?

- Я буду дуги рисовать синим цветом.

- Будьте внимательны и аккуратны во время работы. Когда будете брать краски – не забудьте намочить кисточки, а лишнюю воду оставляем на краях баночки. Сидите красиво, следите за осанкой, сильно не наклоняемся. (индивидуальный подход воспитателя во время работы).

- Если ребята вы закончили свои работы, несите во сюда. Мы покажем ваши работы другим группам, они тоже посмотрят. Какие красивые, узорные – тюбетейки, фартук, платок, читек у вас получились. Молодцы, ребята за ваши старания!

- А теперь послушайте стихотворение:

Да можно ли край мой описать

      Иль кистью его холсте набросать –

       Найдется ли в мире художник такой

         Чтоб мог передать он в крае подобной

          Свою красоту – о Нижнекамске – мать.

 

- Ребята, что вы узнали сегодня на занятии?

- Мы познакомились с культурными местами нашего города.

- Правильно. Но это маленькая часть того, что представляет наш город. А самое главное – это люди, чьими руками созданы все эти богатства. Об этом мы поговорим с вами на следующем занятии. Оно поможет вам лучше узнать наш город и поможет вам полюбить город юности и мечты еще больше.

- Молодцы, ребята! Все старались! Умницы!

(Дети выходят из зала под музыкальное сопровождение).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие по культурным местам родного города»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе....

Проект "Любимые места родного города"

Ссылка на видеоматериалы к проекту - https://youtu.be/UkYA9Hh7ZRg...

Конспект НОД для детей подготовительной группы по патриотическому воспитанию «Памятные места родного города».

Закрепить знания детей о символике, достопримечательностях родного города....

Памятные места родного города.

Патриотическое воспитание начинается с малого. Любовь к семье, к малой Родине. Вот и наши дети совершают экскурси к значимым местам , которые находятся в "шаговой " доступности : "Палат...

Конспект познавательной прогулки "Памятные места родного города"

Экскурсия "Памятные места родного города" организованна с целью развития познавательных интересов у старших дошкольников к истории родного края, формирования патриотических чувств, через озн...

Квест-путешествие по известным местам нашего города в рамках проекта "Наш край родной - Урал"

Квест-путешествие по известным местам нашего города в рамках проекта "Наш край родной - Урал"...

Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.

В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства ...