Конспект занятия по развитию речи дошкольников 5-6 лет "Звук -ш- или поиграем с Мишкой"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Метельская Оксана Павловна

Образовательная область "Речевое развитие". Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Звук -ш- или поиграем с Мишкой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

       Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы      

                  «Школа № 1150 имени Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского»

Образовательная область: Речевое развитие

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы (5-6 лет)

Тема:

«Звук -Ш- или поиграем с Мишкой»

   

        Подготовила и провела:

Воспитатель группы № 7

Метельская О.П.

Зеленоград. 2015 г.

  • Цель: Учить слышать и правильно произносить звук Ш изолированно в словах и фразах; формировать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке.

Задачи:

  • Закреплять умение  ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, образовывать слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
  • Учить правильно регулировать темп и силу голоса; подбирать слова сходные по звучанию (со звуком Ш).
  • Развивать фонематический слух, речевое внимание и голосовой аппарат детей.
  • Воспитывать интерес к родному слову.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова и выражения: медведь, медведица, медвежонок, медведище, рубашка, штаны, шарф, шапка, песенка ветра, листья шуршат, шерстяная, теплая, меховая, красива одежда, камешки и шишки.

Материал к занятию: 

  • Плюшевый медведь (игрушка),
  • Предметные картинки.

Методы и приемы:

  • Беседа, ответы на вопросы,  
  • Составление описательных рассказов,
  • Рассматривание иллюстраций,
  • Практическое обучение (дидактические игры),
  • Сюрпризный момент (приход медведя).

Ход занятия:

Часть 1. Беседа о медведе

Слышится стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку – плюшевого медведя.

- Ребята, кто к вам пришел сегодня в гости: большой, лохматый, косолапый, летом гуляет, зимой спит? (Медведь). Правильно, это медведь.  Каким словом можно заменить слово медведь, он или она? Медведь - ОН.

- О ком можно сказать так: большая, лохматая, косолапая....? (Медведица). Верно, это медведица - ОНА.

-Скажите, а если медведь маленький, то это кто? (Медвежонок).

- Подберите такое слово, чтобы было понятно, что мишка очень большой: не медведь, а медве.....(дище).

- Ребята, кто хочет рассказать про медведя?

Воспитатель вызывает желающих детей, которые составляют описательный рассказ об игрушке медведя.

Часть 2. Упражнение «Одежда для мишки»

- Ребята, мишка собирается в гости, он очень хочет быть красивым и понравиться детям. Но мишутка запутался и не знает, что ему выбрать. Он очень рассчитывает на нашу помощь.  Мама медведица велела ему одеть:

- красную, красивую, теплую, шерстяную ….. что это? (рубашка)

- красные, красивые, теплые, шерстяные..... что это? (штаны)

- теплый, красивый, шерстяной, полосатый.... что это?(шарф)

- теплая, коричневая, меховая......что это? (шапка)

Дети выбирают вещи по описанию и проговаривают их названия.

- Какой звук вы слышите во всех словах? Звук Ш. Его можно тянуть долго

Ш - Ш - Ш - Ш , (песенка ветра), а можно произнести коротко Ш-Ш-Ш (листья шуршат). Дети повторяют 2 - 3 раза.

Произнесите каждое слово так, чтобы в нем слышался звук Ш. Дети повторяют слова: рубаш — ш — ш — ш — ка , ш — ш — ш — таны,

ш — ш — ш арф, ш — ш — ш — шапка.

Часть 3. Динамическая пауза.

- Давайте превратимся в медведей.

Воспитатель предлагает детям встать врассыпную

Три медведя шли домой

(ходьба на месте)

Папа очень был большой  

(встать на носочки, поднять руки вверх))

Мама с ним пониже ростом  

(руки на поясе)

И Мишутка крошка просто  

(сесть на корточки)

Очень маленький он был

( ходьба гусиным шагом)

С погремушкою ходил  

(с воображаемой игрушкой дети двигаются гусиным шагом)

Часть 4. Дидактическая игра «Найди звук Ш»

- Ребята, в гости Мишка решил взять подарки. Но ему нужны те игрушки, в названии которых есть звук Ш.

Детям предлагаются игрушки или предметные картинки с изображением различных вещей. Необходимо выбрать предметы со звуком Ш (шарик, машина, матрешка, кошка, мишка, мышка, шоколад) из предложенных.

Дошкольники по желанию выбирают по одной игрушке, называют ее , выделяя звук.

Часть 5. Практическая работа с чистоговоркой.

- Вы умеете слышать звук Ш в словах, а теперь давайте его правильно ,

четко произнесем в словах. Повторяйте за мной чистоговорку:

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Аш-аш-аш - дам сестренке карандаш.

Ош-ош-ош - у нас гусь хорош.

Шо-шо-шо -  ы пели хорошо.

Дети произносят хором, вслед за воспитателем несколько раз: громко и шепотом.

- Попробуйте сказать правильно и медленно:

Хороши штанишки у нашего мишки.

У мишутки-мишки камешки и шишки.

Дети повторяют хором 3 раза,  постепенно  ускоряя темп.

6 часть. Дидактическая игра «Найди рифму»

Воспитатель предлагает детям, рассматривая предметные картинки, найти  слова, которые похожи по звучанию, т.е. подобрать рифму.

Дети выбирают пары:

Мышка-шишка;

Чашка-рубашка;

Кошка-картошка:

7 Часть. Итог занятия.

- Ребята, давайте вспомним, какому зверю мы сегодня помогали? (Медвежонку).

- С какой просьбой обратился к нам Мишутка? (Помочь ему подобрать одежду).

- Какой звук помог нам сегодня помочь медвежонку? (Звук Ш).

- В каких словах встречался этот звук? (штаны, шапка, шарф, рубашка, чашка, картошка, мышка, мишка и др.).

- Наш гость  благодарен вам за помощь. Но ему необходимо уходить обратно в лес. До свидания, Мишутка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи дошкольников с нарушением слуха по теме: Части лица.

Конспект по развитию речи в средней группе дошкольников с нарушением слуха. Тема: "Части лица"....

Конспекты занятий по развитию речи дошкольника

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Осуществляется при разных видах деятельности.Одна из основных целей при формировании речи, подготовки к...

Конспект занятия по развитию речи дошкольников

Разработка занятия по развитию речи дошкольников с использованием сказочных героев....

Конспект занятия по развитию речи для первой младшей группы по стихотворению А. Барто «Мишка»

Цели:1. Помочь детям запомнить стихотворение Агнии Барто «Мишка»;2. Пробуждать в детей чувство сопереживания и желание помочь тому, кто нуждается в помощи.Задачи:1. Учить слышать и понимат...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "«Описание игрушек – ослик, козлик, пароход, мишка»

Задачи:Учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке.Упражнять в образовании формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай), познакомить с антонимами.За...